Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Какие изменения нужны в учетной политике '2017?

Подписка
6 номеров в подарок!
№2

Налоговый контроль в условиях кризиса

1 декабря 2009 32 просмотра

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Сегодня налоговый контроль в условиях кризиса приобрел особую актуальность, поскольку в условиях сокращения возможностей развития предпринимательства бизнесмены нередко предпринимают рискованные шаги, цель которых — снизить налоговую нагрузку и заработать на необоснованной налоговой выгоде. Налогоплательщики сами или через посредников создают фирмы-однодневки для проведения нескольких операций по перепродаже товаров на внутреннем рынке так, чтобы максимально затруднить выявление «серых» схем в ходе налоговой проверки.

Причем при оформлении документов по совершенным операциям используются фирмы, зарегистрированные на умерших людей, нередки случаи, когда должностными лицами или законными представителями таких организаций являлись лица, даже не подозревающие об этом, чьи данные были использованы без их ведома. Негативным последствием подобного явления становится то, что в совершение сделок вовлекаются и добропорядочные налогоплательщики. Задача налоговых органов — предупредить желание определенного круга налогоплательщиков перейти из легального сектора экономики в теневой с целью снижения налоговых отчислений.

Выездная проверка — действенный метод налогового контроля

Налоговый контроль в условиях кризиса необходим. Несмотря на все сложности периода, основной задачей налоговых органов по-прежнему остается проверка соблюдения норм налогового законодательства. Необходимо качественное, профессиональное и обдуманное налоговое администрирование, имеющее конечной целью поступление налогов в бюджет. Как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля остаются выездные налоговые проверки. Так, за девять месяцев 2009 года налоговиками Удмуртской Республики было проведено 366 выездных налоговых проверок, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Постоянно совершенствуются формы и методы налогового контроля.

Для выявления и включения в планы проверок тех налогоплательщиков, которые в наибольшей степени «нуждаются» в выездном контроле, Управление ФНС России по Удмуртской Республике проводит работу по усилению аналитической составляющей процесса планирования исходя из всестороннего анализа деятельности налогоплательщиков и ситуации, складывающейся на подведомственной территории. В соответствии с разработанным Управлением алгоритмом организована работа аналитических групп, основная задача которых заключается в эффективном и качественном отборе налогоплательщиков для проведения выездного налогового контроля.

В результате практически все выездные налоговые проверки организаций в 2008 году и за девять месяцев 2009 года были проведены на основании предварительного анализа деятельности налогоплательщиков и выявления у них операций, позволяющих с высокой вероятностью предполагать наличие противоправных действий. Вследствие тщательно проведенной работы по отбору проверяемых лиц результативность выездных налоговых проверок составила практически 100%, а эффективность по налогоплательщикам-организациям — 9,9 млн. руб. на одну выездную проверку.

Всего за девять месяцев 2009 года по результатам контрольных мероприятий дополнительно начислено 4111 млн. руб., что уже выше показателя аналогичного периода прошлого года на 16,5%. Из них доначислено налогов на 2678 млн. руб., к нарушителям применены меры ответственности в виде штрафов и пеней на сумму 1433 млн. руб.

Усиление налогового контроля — ответ на незаконные схемы оптимизации

Меры усиления контроля последовали со стороны налоговых органов не случайно, а в ответ на участившуюся практику применения незаконной оптимизации налогов, в том числе необоснованного возмещения НДС. В результате работы аналитических подразделений была выявлена группа организаций, зарегистрированных в налоговых органах Удмуртской Республики, которые на основании уточненных налоговых деклараций по НДС за период с 2007 года по I квартал 2009 года заявили к возмещению из бюджета налог по приобретению товарно-материальных ценностей и оборудования на сумму более 321,2 млн. руб.

В ходе проверки было установлено, что контрагентами по приобретению и реализации товара и оборудования указанных выше организаций являются взаимозависимые лица. При выезде и осмотре помещений по адресам хранения оборудования и товарно-материальных ценностей выяснилось, что товар там отсутствует. Кроме того, выявлено и отсутствие сертификации оборудования организациями, которые заявлены как сертифицирующие данное оборудование.

По итогам проведенных мероприятий налогового контроля, включая допросы учредителей, руководителей, представителей проверяемой группы организаций, некоторые налогоплательщики подали налоговые декларации, в которых уточнили свои налоговые обязательства и уменьшили заявленную к возмещению сумму налога на добавленную стоимость на 127,6 млн. руб. Остальным налогоплательщикам этой группы, не представившим уточненные налоговые декларации, по результатам камеральных проверок отказано в возмещении сумм НДС из бюджета в размере 193,6 млн. руб.

Налоговыми органами республики накоплен положительный опыт проведения выездных налоговых проверок организаций, которые используют для выполнения строительных работ налогоплательщиков, имеющих строительные лицензии, но фактически не осуществляющих строительные работы, а оформляющих лишь пакеты подтверждающих документов.

В результате аналитической работы по строительной отрасли были выявлены организации, имеющие низкую налоговую нагрузку, а обороты по выполненным работам свыше 1 млрд. руб. Заказчиками их услуг стали более чем 900 контрагентов, среди них крупных — около 100. В более чем в 70 из этих организаций были проведены выездные налоговые проверки. После проведения проверок заказчиков услуг была сформирована убедительная доказательная база, впоследствии выигранная во всех судебных инстанциях, и доначислены платежи в бюджет на сумму более 300 млн. руб.

Другой итог работы аналитических групп — выявление признаков схем уклонения от налогообложения, которые затем подтверждаются результатами выездных налоговых проверок. За девять месяцев 2009 года налоговыми органами Удмуртской Республики обнаружены 15 организаций, применявших схемы уклонения от налогообложения, которым по результатам выездных проверок доначислено в общей сложности 238 млн. руб.

Отметим, что в последние годы ФНС России уделяет особое внимание только тем налогоплательщикам, которые входят в зону риска. Это организации, показатели которых отклоняются от опубликованных общедоступных критериев. Доступность информации о критериях отбора дает возможность любому налогоплательщику самостоятельно оценить свои риски и проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения возможных последствий налогового контроля.

Общедоступные критерии оценки рисков налогового контроля и возможность избежать проверки стали для многих налогоплательщиков мотивацией к выходу из тени и добровольной уплате налогов. За девять месяцев 2009 года налогоплательщиками Удмуртской Республики самостоятельно были увеличены налоговые обязательства на общую сумму 676,5 млн. руб.

Управление полагает, что и в дальнейшем использование критериев при отборе кандидатов на проведение выездных налоговых проверок будет способствовать созданию условий для повышения уровня добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, а также роста доверия к налоговым органам.

1Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков приведены в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться



Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка