Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Есть ли санкции за непроведение обязательного аудита?

1 декабря 2009 54 просмотра

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности данной отчетности. Такое определение приведено в статье 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ), который начал действовать с 1 января 2009 года.

Для каких организаций аудит годовой отчетности обязателен

Категории юридических лиц, обязанных ежегодно проводить аудит бухгалтерской отчетности, указаны в пункте 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ:

  • организации любой организационно-правовой формы, выручка которых от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за год, предшествующий отчетному году, превысила 50 млн. руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, предшествующий отчетному году, составила более 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий указанные финансовые показатели могут быть снижены законом субъекта РФ;
  • открытые акционерные общества (независимо от вида осуществляемой деятельности, размера годовой выручки или стоимости активов);
  • кредитные организации, бюро кредитных историй;
  • страховые организации, общества взаимного страхования;
  • товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные фонды;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • другие фонды, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

Отметим, что в Законе № 307-ФЗ под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). Значит, чтобы сделать вывод о том, подлежит ли отчетность организации обязательному аудиту, нужно принимать во внимание показатели, отраженные в ее бухгалтерском балансе за предыдущий год, а также в отчете о прибылях и убытках за этот же период. Например, компания обязана будет провести аудит бухгалтерской отчетности за 2009 год, если выполнено хотя бы одно из условий:

  • сумма выручки за 2008 год, отраженная в строке 010 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», превысила 50 млн. руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) по состоянию на конец 2008 года, указанная по строкам 300 и 700 формы № 1 «Бухгалтерский баланс», превысила 20 млн. руб.

Кроме того, необходимость проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть предусмотрена иными федеральными законами (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Такая обязанность, в частности, установлена в отношении отчетности:

  • саморегулируемых организаций (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных соответствующими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
  • профессиональных объединений страховщиков (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);
  • жилищных накопительных кооперативов (п. 1 ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»). Однако уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года. Это допускается, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года 6 млн. руб.;
  • застройщиков (подп. 6п.2ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Под застройщиком понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства на этом земельном участке многоквартирных домов или иных объектов недвижимости (за исключением производственных) на основании полученного разрешения на строительство;
  • организаторов лотерей (за исключением организаторов лотерей, выступающих от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования) и операторов лотерей (ст. 23 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»);
  • акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);
  • негосударственных пенсионных фондов (ст. 22 Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);
  • получателей дохода от целевого капитала некоммерческой организации (НКО), не являющихся собственниками целевого капитала (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»). Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность указанных получателей дохода подлежат обязательному ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этих получателей за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб.

Итак, обязанность проводить ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена для тех организаций, в отношении отчетности которых требуется повышенная гарантия ее достоверности.

Кто может проводить обязательный аудит

До начала 2009 года обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности могли проводить только аудиторские организации. Это было установлено в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 119-ФЗ).

Теперь осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Основание — пункт 2 статьи 1 Закона № 307-ФЗ.

Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Компания приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность, а физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о ней или о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая компания или такое физическое лицо является (ст. 3 и 4 Закона № 307-ФЗ).

В то же время в отношении индивидуальных аудиторов действует несколько ограничений, установленных в пункте 3 статьи 5 Закона № 307-ФЗ. Во-первых, индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит консолидированной отчетности. Во-вторых, они не вправе осуществлять обязательный аудит отчетности:

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитных организаций;
  • страховых компаний;
  • организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Аудиторские заключения о достоверности отчетности указанных юридических лиц, а также о достоверности консолидированной отчетности могут выдавать только аудиторские организации (п. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, при которых обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями. Это касается аудита отчетности ряда государственных корпораций и фондов (например, Российской корпорации нанотехнологий, Внешэкономбанка, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).

Решение о выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора), которая будет проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности общества с ограниченной ответственностью (акционерного общества), принимается общим собранием участников (акционеров) общества. Это указано в подпункте 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и подпункте 10 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Однако уставом общества с ограниченной ответственностью утверждение аудитора может быть отнесено к компетенции совета директоров или наблюдательного совета общества (подп. 5 п. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

В некоторых случаях договор с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на осуществление обязательного аудита может быть заключен только по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса. Это касается аудита отчетности (п. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%.

Конкурс на право заключения договора проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25%, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706.

Кому организация обязана представить аудиторское заключение

Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности. Данное требование установлено в пункте 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона № 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах.

Допустим, исходя из норм действующего законодательства, компания не обязана была проводить аудит своей бухгалтерской отчетности, но сделала это по собственной инициативе. Полученное от аудиторов заключение она вправе приложить к годовой отчетности. Основание — пункт 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

Известно, что субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять отдельные формы бухгалтерской отчетности. Однако данное правило не распространяется на аудиторское заключение (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности). Следовательно, если отчетность малого предприятия подлежит обязательному аудиту, в состав годовой бухгалтерской отчетности необходимо включить аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.

Отметим, что годовую бухгалтерскую отчетность, включая аудиторское заключение (если отчетность организации подлежит обязательному аудиту), компания должна представить прежде всего своим собственникам — учредителям, участникам, акционерам. Дело в том, что годовые отчеты утверждаются общим собранием участников (акционеров) и только после этого могут быть поданы в налоговую инспекцию и другим заинтересованным лицам.

Кроме того, открытые акционерные общества обязаны не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, опубликовать свою годовую бухгалтерскую отчетность (п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ). Независимо от того, публикуется отчетность полностью или по сокращенным формам, вместе с самой бухгалтерской отчетностью должно публиковаться мнение (оценка) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности.

Если организация является застройщиком, она обязана представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности (подп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Организаторы (операторы) всероссийских негосударственных лотерей обязаны ежеквартально и ежегодно представлять в налоговую инспекцию по месту регистрации отчеты о проведении таких лотерей. Формы и сроки отчетности о лотереях утверждены приказом Минфина России от 09.08.2004 № 66н. Согласно названному документу в годовую отчетность организатор (оператор) негосударственной лотереи обязан включить копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший отчетный период. Эта копия должна быть нотариально заверена. Срок для представления годовой отчетности о лотереях — до 25 апреля года, следующего за отчетным годом.

Какова ответственность за непроведение обязательного аудита

Напомним, что до 1 июля 2002 года (до введения в действие КоАП РФ) санкции за непроведение обязательного аудита были установлены непосредственно в Законе № 119-ФЗ. Так, если организация, отчетность которой подлежала обязательному аудиту, уклонялась от его проведения или препятствовала его проведению, с нее взыскивался штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ, то есть от 50 000 до 100 000 руб. Взыскание данного штрафа производилось в судебном порядке.

В настоящее время ни в Законе № 119-ФЗ, ни в более позднем Законе № 307-ФЗ не содержится норм, предусматривающих санкции за непроведение обязательного аудита. Обратимся к Налоговому кодексу. В подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом № 129-ФЗ. Как уже говорилось, согласно статье 13 названного закона организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включать в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Получается, что компания, не выполнившая это требование, не представила в налоговую инспекцию документы и сведения, предусмотренные Налоговым кодексом. Значит, она может быть оштрафована из расчета 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Поскольку речь идет об одном документе — аудиторском заключении, максимальный размер штрафа составляет 50 руб.

Кроме того, руководитель или главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности за непредставление в установленный срок (представление в неполном объеме или в искаженном виде, отказ от представления) в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Размер административного штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Обратите внимание: уплата административного штрафа не освобождает организацию от обязанности провести аудит годовой бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Но даже если после уплаты штрафов компания все-таки не проведет обязательный аудит отчетности, ни ее саму, ни ее должностных лиц нельзя будет повторно привлечь к налоговой или административной ответственности. Основание — пункт 2 статьи 108 НК РФ и часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ.

Есть мнение, что уклонение от проведения обязательного аудита может быть квалифицировано как грубое нарушение правил ведения учета и представления отчетности. За такое правонарушение ответственность предусмотрена и в Налоговом кодексе, и в КоАП РФ. Так, согласно статье 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения влечет взыскание с организации штрафа в размере 5000 руб. (если данное правонарушение совершено в течение одного налогового периода) или 15 000 руб. (если правонарушения совершены в течение нескольких налоговых периодов). При этом под грубым нарушением правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Административная ответственность установлена за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности. Под этим термином понимается искажение не менее чем на 10% сумм начисленных налогов и сборов либо любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности. За такое правонарушение должностные лица организации должны заплатить административный штраф в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Невключение аудиторского заключения в годовую бухгалтерскую отчетность организации не подпадает ни под одно из приведенных определений. Следовательно, на компанию, которая не провела аудит годовой отчетности, а также на ее руководителя или главного бухгалтера не могут быть наложены штрафы, предусмотренные в статье 120 НК РФ и статье 15.11 КоАП РФ.

Отметим также, что налоговые органыналоговые органы не вправе принудительно ликвидировать указанную организацию. Возможность исключения компании из ЕГРЮЛ (ликвидация) по инициативе налоговой инспекции прописана в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Но такая ликвидация применяется лишь к юридическим лицам, прекратившим свою деятельность. К ним относятся организации, которые в течение последних 12 месяцев вообще не представляли в налоговую инспекцию никакой отчетности и не осуществляли операций хотя бы по одному банковскому счету. Компанию, не представившую только аудиторское заключение, нельзя ликвидировать по этому основанию.

Отказ налоговой инспекции принять отчетность без аудиторского заключения неправомерен

Обратите внимание

Конституционный суд в постановлении от 01.04.2003 № 4-П отметил, что проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Ведь обязательный аудит отчетности направлен на защиту публичных интересов и является одной из гарантий обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета.

По мнению КС РФ, аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без него отчетность не может быть принята, а пользователи такой отчетности, в том числе налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

Вместе с тем в пункте 5 статьи 15 Закона № 129-ФЗ указано, что пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности. По просьбе организации он обязан проставить на копии бухгалтерской отчетности отметку о ее принятии и дату получения. Иными словами, налоговая инспекция не имеет права не принять у организации годовую отчетность, даже если в нарушение требования о проведении обязательного аудита компания не включила в эту отчетность аудиторское заключение.

Допустим, налоговая инспекция отказывается принимать отчетность без аудиторского заключения. Выхода два: отправить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию по почте с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. Указанные способы представления бухгалтерской отчетности предусмотрены в пункте 5 статьи 15 Закона № 129-ФЗ. В этом случае налоговые органы не смогут заявить, что отчетность не была представлена.

Как складывается судебная практика

Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в пункте 1 статьи 126 НК РФ. Пример подобного решения — постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 № Ф09-11483/06-С7 по делу № А76-16843/06.

К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности. Тот факт, что аудиторская проверка была назначена на более позднее время (например, на апрель или май года, следующего за отчетным), обычно судами не принимается. Ведь организация, отчетность которой подлежит обязательному аудиту, должна провести аудиторскую проверку в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию до наступления срока сдачи годовой бухгалтерской отчетности (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2006 № А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1 по делу № А19-16895/06-51 и ФАС Центрального округа от 25.07.2007 по делу № А64-5050/06-15).

Вместе с тем есть несколько судебных решений, в которых судьи посчитали неправомерным привлечение организации к ответственности, установленной в пункте 1 статьи 126 НК РФ. По мнению арбитражных судов, привлечь к указанной ответственности можно, только если компания располагает аудиторским заключением, но уклоняется от его представления в налоговую инспекцию. Иначе говоря, штраф в размере 50 руб. не применяется, если на момент сдачи годовой отчетности у организации еще не было аудиторского заключения, подтверждающего ее достоверность, но организация представила этот документ в налоговую инспекцию позднее, сразу после получения его от аудитора (постановления ФАС Уральского округа от 21.02.2006 № Ф09-735/06-С7 по делу № А76-19912/05 и ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 по делу № А56-22210/2008).

Еще один интересный пример судебного решения, когда арбитражный суд отменил взыскание штрафа, — постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 по делу № А66-6135/2007. Отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организация объяснила тем, что в ходе переговоров с аудиторскими фирмами не было достигнуто соглашение о стоимости аудиторской проверки. По этой причине аудит годовой отчетности не был проведен и аудиторское заключение не представлено. Суд, рассмотрев материалы дела, сделал вывод, что к организации не могут быть применены меры ответственности за непредставление документа, который у нее отсутствует. Значит, в действиях компании нет состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, то есть штраф 50 руб. она уплачивать не обязана.

Выводы

Итак, максимальные размеры штрафов за непроведение обязательного аудита составляют 50 руб. — для организации и 500 руб. — для ее руководителя или главного бухгалтера (п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Суммы небольшие и явно не сопоставимы со стоимостью аудиторских услуг. Однако отметим, что проведение аудита, как того требует законодательство, позволяет выявить и своевременно исправить ошибки и неточности в учете. Кроме того, в ходе аудиторской проверки аудиторы смогут дать компании рекомендации, как оптимизировать документооборот или учетные процессы.

1Данный критерий не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и союзы этих кооперативов (подп. 3 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).
2Данная статья, а также ряд других норм этого закона утратили силу с 1 января 2009 года в связи с вступлением в действие Закона № 307-ФЗ.
3О том, как в 2009 году проходит создание саморегулируемых организаций аудиторов и их регистрация, читайте в интервью с Л.З. Шнейдманом в РНК, 2009, № 22 — Примеч. ред.
4См. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
5Критерии для отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
6Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами утвержден приказом Минфина России от 28.11.96 № 101.
7Это требование не распространяется на организации, перешедшие на УСН, поскольку такие организации не обязаны вести бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ).
8Подробнее о порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц см. в письме ФНС России от 18.06.2009 № МН-20-6/812.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка