Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

На балансе объекты ОПХ, специфика налогового учета

1 февраля 2010 46 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Для создания комфортных условий труда и отдыха сотрудников многие организации имеют на балансе такие объекты обслуживающих производств и хозяйств, как базы отдыха, общежития, оздоровительные центры, поликлиники, столовые, детские сады и др.

Рассмотрим, как правильно организовать налоговый учет деятельности таких объектов, чтобы у компании не возникло проблем при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Но вначале разберемся, какие именно объекты признаются объектами обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ) для целей главы 25 Налогового кодекса.

Понятие обслуживающего производства и хозяйства

На балансе объекты ОПХ, специфика налогового учета. В целях налогообложения прибыли к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. Такое определение приведено в абзаце 2 статьи 275.1 НК РФ.

Напомним, что к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся:

  • жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих;
  • объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения;
  • бассейны, сооружения и оборудование пляжей;
  • объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения;
  • участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

Объектами социально-культурной сферы признаются:

  • объекты здравоохранения, культуры;
  • детские дошкольные объекты лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты;
  • объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры);
  • объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Отметим, что ОПХ являются подразделениями, которые могут быть выделены на отдельный баланс или числиться на балансе головной организации. Нормы статьи 275.1 НК РФ распространяются на оба вида названных подразделений. Не имеет значения и их территориальная обособленность от головной организации.

Кроме того, из определения объектов ОПХ следует, что подразделение, наличие которого необходимо для осуществления основной деятельности организации, обслуживающим производством и хозяйством не признается.

Для организаций, у которых есть подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, главой 25 НК РФ установлен особый порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль. Такие налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по деятельности названных подразделений отдельно от налоговой базы по другим видам деятельности (абз. 1 ст. 275.1 НК РФ).

Учет расходов ОПХ в общей налоговой базе

На балансе объекты ОПХ, специфика налогового учета. Общий порядок определения базы по налогу на прибыль организация с подразделениями применяет в отношении:

  • расходов вспомогательных производств;
  • расходов, произведенных на содержание здравпунктов, деятельность которых обусловлена требованиями законодательства;
  • расходов по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы, если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 НК РФ.

Вспомогательные производства

Расходы подразделения, деятельность которого необходима для осуществления основной деятельности организации (расходы вспомогательных производств), отражаются без учета особенностей статьи 275.1 НК РФ и включаются в состав прочих расходов согласно статье 264 НК РФ. Данные расходы уменьшают налоговую базу по основному виду деятельности организации, поскольку такое подразделение не является объектом ОПХ.

Здравпункты организации

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам относятся затраты, связанные, в частности, с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Разумеется, в той их части, которая относится к деятельности здравпунктов, обусловленной требованиями законодательства. Налоговая база по иной деятельности данных подразделений определяется отдельно в соответствии с требованиями статьи 275.1 НК РФ (письмо Минфина России от 14.11.2005 № 03-03-04/4/86).

ООО «Автолайн» оказывает услуги по перевозке пассажиров. На балансе общества и на его территории находится медпункт, предназначенный исключительно для проведения предрейсовых осмотров водителей.

Статьями 212 и 213 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда — недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, в частности это относится к работникам, занятым на производствах, связанных с движением транспорта. А согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация и проведение с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей является обязанностью юридического лица (индивидуального предпринимателя), деятельность которого связана с эксплуатацией транспортных средств.

Таким образом, указанный здравпункт ООО «Автолайн» к объектам ОПХ не относит. Ведь деятельность здравпункта обусловлена требованиями законодательства и необходима для осуществления основной деятельности организации. Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпункта, ООО «Автолайн» вправе включить в прочие расходы (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Объекты общественного питания

На балансе объекты ОПХ, специфика налогового учета. К прочим расходам относятся затраты по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы, если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса (подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ). Речь идет о суммах начисленной амортизации, расходах на проведение ремонта помещений, на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи.

Следовательно, затраты, связанные с содержанием объектов общественного питания, принадлежащих организации, находящихся на ее территории и обслуживающих исключительно ее работников, должны включаться в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, в полном объеме в соответствии со статьей 264 НК РФ. Это следует из писем Минфина России от 16.09.2009 № 03-03-06/1/584, от 13.03.2008 № 03-03-06/1/173 и от 01.10.2007 № 03-03-06/1/703.

Аналогичного мнения придерживается ФАС Поволжского округа в постановлении от 28.10.2008 по делу № А65-610/2007-СА2-22. Суд указал, что Налоговый кодекс не предусматривает применения статьи 275.1 НК РФ к подразделениям, осуществляющим организацию питания работников предприятия. При этом суд исходил из следующих обстоятельств.

Во-первых, производство и реализация продукции общественного питания не является для организации основным видом деятельности. Данный объект (комбинат питания) создан специально для обслуживания основного производственного процесса организации и удовлетворения потребности в питании работников предприятия, которые задействованы на всех стадиях основного производства во время рабочего дня.

Во-вторых, комбинат питания является неспециализированным учреждением общественного питания и не нацелен на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности по реализации своей продукции. Комбинат является неотъемлемым структурным подразделением предприятия и не может рассматриваться как отдельная обособленная производственная единица без сопоставления данных в целом по организации.

В-третьих, своевременное и качественное обеспечение питанием работников непосредственно влияет на производительность их труда, а значит, является одним из основных факторов, воздействующих на финансово-экономическую деятельность организации и непосредственно на результаты данной деятельности. Поэтому рассмотрение результатов деятельности комбината в отрыве от результатов в целом по всей организации лишено не только какого-либо правового, но и экономического смысла. Таким образом, деятельность комбината направлена на получение не отдельного дохода от оказания услуг общественного питания, а дохода от всей производственной деятельности организации в целом.

В-четвертых, удовлетворение потребностей работников организации в питании является одной из форм обеспечения соответствующих условий труда, предусмотренных статьей 22 ТК РФ.

Другие объекты ОПХ

Расходы на содержание других объектов ОПХ, даже если они обслуживают только работников организации, следует учитывать по правилам статьи 275.1

НК РФ. Ведь иных норм, кроме тех, которые содержатся в указанной статье, главой 25 НК РФ не предусмотрено. Помимо того, согласно письму ФНС России от 23.09.2005 № 02-1-08/200@ факт оказания услуг подразделениями, службами ЖКХ и социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании их объектами ОПХ. Если они прямо указаны в статье 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются услуги такими объектами как работникам организации, так и сторонним лицам либо только работникам, налогообложение их деятельности должно производиться с учетом требований статьи 275.1 НК РФ.

Причем если разъяснения ФНС России, приведенные в названном выше письме, применить к объекту общественного питания, то получится следующее. Организация должна признать этот объект в качестве объекта ОПХ даже в случае, если он оказывает услуги общепита исключительно работникам данной организации. А затраты, связанные с содержанием помещения объекта общественного питания, для целей исчисления налога на прибыль она должна включать в состав расходов по правилам, указанным в статье 275.1 НК РФ. Объект общественного питания в статье 275.1 НК РФ прямо не поименован как объект ОПХ, однако перечень данных объектов является открытым.

Расчет налоговой базы по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ

На балансе объекты ОПХ, специфика налогового учета. Налогоплательщики определяют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Согласно статье 315 НК РФ при формировании налоговой базы следует обособленно учитывать выручку от реализации товаров (работ, услуг) объектами ОПХ и осуществленные ими расходы, связанные с такой реализацией. Требование раздельного учета доходов и расходов при наличии объектов ОПХ содержится и в пункте 2 статьи 274 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности (абз. 1 ст. 275.1 НК РФ).

Исходя из общих правил определения налоговой базы по налогу на прибыль, подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, учитывают все доходы, полученные от указанной деятельности, включая внереализационные, а также все расходы, произведенные указанными подразделениями, включая внереализационные. Названные доходы и расходы, перечисленные в статьях 250 и 265 НК РФ соответственно, могут быть учтены при определении налоговой базы согласно требованиям статьи 275.1 НК РФ. Но при условии, что их возникновение связано с деятельностью объектов ОПХ. При этом внереализационные расходы должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ (письмо Минфина России от 27.10.2008 № 03-03-06/1/603).

Разумеется, для признания в целях налогообложения прибыли все расходы объекта ОПХ должны быть обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

ООО «Берта» имеет структурное подразделение, являющееся согласно нормам статьи 275.1

НК РФ объектом ОПХ. В январе 2010 года организация ликвидировала основное средство, принадлежащее данному подразделению и используемое в его деятельности.

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств являются внереализационными расходами (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Данные расходы могут быть учтены только в налоговой базе, рассчитанной по деятельности данного подразделения согласно правилам статьи 275.1 НК РФ, а не в общей налоговой базе организации, определяемой по основной деятельности общества.

При наличии в организации нескольких структурных подразделений, использующих в деятельности объекты ОПХ, прибыль или убыток за отчетный (налоговый) период определяется исходя из данных по всем структурным подразделениям (объектам), а не по каждому подразделению (объекту) отдельно. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 23.03.2009 № 03-03-06/1/174.

Учет убытка, полученного от деятельности объектов ОПХ

На балансе объекты ОПХ, специфика налогового учета. Сумма убытка, полученного объектом ОПХ, может быть:

  • полностью учтена при определении налоговой базы текущего периода в целом по организации;
  • перенесена на срок, не превышающий 10 лет. Причем на его погашение может направляться только прибыль, полученная объектами ОПХ.

Право и способ уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, определенной по основной деятельности, на сумму убытка, полученного по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, организации необходимо подтвердить.

Обратите внимание: прибыль, полученная по результатам деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, принимается в расчет общей налоговой базы по организации.

В абзацах 5—8 статьи 275.1 НК РФ указано следующее. Если подразделением налогоплательщика при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, получен убыток, то такой убыток признается для целей налогообложения при одновременном выполнении следующих условий:

  • стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ;
  • расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
  • условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком не должны существенно отличаться от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных выше условий, то убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий 10 лет. Но на его погашение можно направить только прибыль, полученную при осуществлении указанного вида деятельности. При этом сумму убытка (его часть), полученного в прошлых налоговых периодах, можно перенести на конец отчетного периода, в котором получена прибыль, не дожидаясь конца текущего налогового периода (письмо Минфина России от 15.06.2007 № 03-03-06/1/383).

Правила сравнения с показателями специализированной организации

Налоговый кодекс не содержит определения специализированной организации. МНС России в письме от 12.10.2004 № 02-3-07/161@ разъяснило следующее. Для целей применения положений статьи 275.1 НК РФ под специализированными организациями следует понимать организации, для которых деятельность по использованию объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб является основной, то есть организации, созданные для осуществления данной деятельности.

Сравнение производится по каждой услуге, оказываемой при использовании объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб. И вне зависимости от того, осуществляет ли специализированная организация предпринимательскую деятельность. При этом следует учитывать, что расходы организации должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Документальное подтверждение права на признание убытка

Кстати

Во избежание споров с налоговыми органами налогоплательщик при налоговой проверке должен подтвердить, что деятельность принадлежащих ему объектов ОПХ соответствует всем условиям, перечисленным в статье 275.1 НК РФ. То есть налогоплательщику следует иметь документы, в которых приводятся стоимость и условия оказания услуг специализированной организацией, ее расходы, на основе которых производится сравнение с деятельностью его объекта ОПХ и которые подтверждают право налогоплательщика на признание полученного убытка (постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 7841/08)

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России. В письме от 10.11.2005 № 03-03-04/4/84 финансовое ведомство отметило, что налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может произвести.

Вместе с тем нужно помнить, что исходя из положений абзаца 11 статьи 275.1 НК РФ сравнивать показатели налогоплательщик может только в том случае, если специализированная организация находится на территории того же муниципального образования, что и он сам. При наличии на территории муниципального образования нескольких специализированных организаций следует исходить из показателей тех, чья деятельность ближе по характеру и спектру оказываемых услуг к деятельности налогоплательщика, а не использовать усредненные показатели. Об этом говорится в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 7841/08.

Сведения, необходимые для подтверждения соблюдения всех условий, указанных в статье 275.1 НК РФ, налогоплательщик должен собрать самостоятельно.

Налогоплательщик, в состав которого входят подразделения, осуществляющие деятельность с использованием объектов ОПХ, при наличии на территории того же муниципального образования специализированных организаций не всегда может произвести сравнение по условиям, предусмотренным в статье 275.15 НК РФ. Тогда, по мнению Минфина России, изложенному в указанном выше письме, он вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий 10 лет, и направить на его погашение прибыль, полученную от указанной деятельности.

Что делать, если на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика , отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов? В этом случае для целей налогообложения прибыли принимаются фактически осуществленные расходы на содержание объектов ОПХ в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения налогоплательщика (абз. 11 ст. 275.1 НК РФ).

Отметим, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге нормативы утверждаются органами исполнительной власти указанных субъектов РФ.

Расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со статьей 275.1 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (п. 13 ст. 270 НК РФ).

Основным видом деятельности ООО «Сириус» является производство и реализация электроприборов. За 2009 год доходы общества по данному виду деятельности составили 12 000 000 руб. (выручка с НДС — 14 160 000 руб., НДС — 2 160 000 руб.), расходы — 8 400 000 руб. (прямые — 8 000 000 руб., косвенные — 400 000 руб.). Поэтому за 2009 год общество получило прибыль в размере 3 600 000 руб. (12 000 000 руб. - 8 400 000 руб.). На балансе общества числится база отдыха, реализующая услуги как своим работникам, так и сторонним лицам. За 2009 год доходы от предоставления услуг базы отдыха составили 4 200 000 руб. (выручка с учетом НДС — 4 956 000 руб., НДС — 756 000 руб.), расходы по содержанию базы отдыха — 4 800 000 руб.

Таким образом, за год по базе отдыха был получен убыток в размере 600 000 руб. (4 800 000 руб. - 4 200 000 руб.).

На территории муниципального образования по месту нахождения ООО «Сириус» есть специализированные организации по оказанию услуг в сфере отдыха с использованием таких объектов, как базы отдыха.

Допустим, условия оказания услуг базой отдыха ООО «Сириус», стоимость услуг и расходы на содержание этого объекта соответствуют условиям, расходам и стоимости услуг, оказываемых специализированными организациями (аналогичными базами отдыха). То есть соблюдаются условия признания убытка, полученного при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ (абз. 6—8 ст. 275.1 НК РФ).

Значит, ООО «Сириус» на погашение убытка, полученного от деятельности базы отдыха, может направить прибыль от основной деятельности. Тогда налоговая база за 2009 год составит 3 000 000 руб. (3 600 000 руб. - 600 000 руб.).

Если условия признания убытка, полученного при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, указанные в статье 275.1 НК РФ, не соблюдаются, то убыток, полученный от деятельности базы отдыха, не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации за 2009 год, а переносится на 2010—2019 годы. На погашение этого убытка ООО «Сириус» вправе направить только прибыль от деятельности базы отдыха, полученную в 2010—2019 годах. Налоговая база по налогу на прибыль организации за 2009 год в этом случае равна 3 600 000 руб.

Если организация является градообразующей

Для градообразующих организаций главой 25 НК РФ предусмотрен особый порядок налогообложения доходов и расходов, полученных от деятельности объектов ОПХ. Так, согласно абзацу 10 статьи 275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством РФ и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, имеют право учесть при исчислении налога на прибыль фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Данные расходы признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание объектов ОПХ, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам.

Если структурные подразделения градообразующей организации по эксплуатации объектов жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Предположим, указанные нормативы не утверждены и подобных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных органам местного самоуправления, также нет. В такой ситуации градообразующая организация вправе признавать расходы на содержание ОПХ в размерах фактически осуществленных затрат (письмо Минфина России от 03.12.2008 № 0303-06/1/660 и Определение КС РФ от 19.05.2009 № 815-0-П, направленное письмом ФНС России от 23.10.2009 № ШС-17-7/192@ для использования в работе).

Бухгалтерский учет при наличии объектов ОПХ

На балансе объекты ОПХ, специфика налогового учета. Структурные подразделения организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, могут находиться на балансе организации или быть выделенными на отдельный баланс.

Если рассматриваемое структурное подразделение находится на балансе организации, то информация о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг объектами ОПХ организации, отражается на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Аналитический учет по счету 29 ведется по каждому обслуживающему производству и хозяйству и по отдельным статьям затрат этих объектов.

По дебету счета 29 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. А по кредиту — суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 в дебет счетов:

  • учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;
  • учета затрат подразделений — потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами;
  • 90 «Продажи» (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами);
  • 91 «Прочие доходы и расходы» (при выполнении работ, оказании услуг сотрудникам организации на бесплатной основе).

Понятие «градообразующая организация» в целях главы 25 НК РФ

Справка

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 1 ст. 11 НК РФ). Поскольку в статье 275.1 НК РФ не дано определения градообразующей организации, то для целей налогообложения используется определение градообразующей организации, установленное Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Так, пунктом 1 статьи 169 данного закона установлено, что для целей этого закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

По мнению Минфина России, статус градообразующей организации применяется к организации в целом. Поэтому структурное подразделение юридического лица не может быть признано градообразующей организацией в целях применения положений статьи 275.1 НК РФ (письмо от 18.04.2008 № 03-03-05/40)

Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Если структурное подразделение организации, осуществляющее деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, выделено на отдельный баланс, то обобщение информации обо всех видах расчетов с этим подразделением организации (вну-трибалансовые расчеты) ведется на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Это может быть информация о расчетах по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т. п.

К счету 79 могут быть открыты субсчета:

  • 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу»;
  • 79-2 «Расчеты по текущим операциям».

Аналитический учет по счету 79 ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс.

Воспользуемся условием примера 3. Допустим, по деятельности базы отдыха, принадлежащей ООО «Сириус», условия признания убытка, полученного по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, указанные в статье 275 НК РФ, не соблюдены. Поэтому организация убыток от деятельности базы отдыха не может учесть при расчете базы по налогу на прибыль за 2009 год. На погашение суммы этого убытка следует направлять прибыль, которая будет получена по деятельности базы отдыха в 2010—2019 годах.

Если в I квартале 2010 года по деятельности базы отдыха будет получена прибыль, то ООО «Сириус» вправе эту прибыль уменьшить на полную сумму убытка (ее часть), образовавшегося по деятельности базы отдыха в 2009 году.

Бухгалтер ООО «Сириус» по деятельности базы отдыха сделал следующие проводки:

в 2009 году
Дебет 29 Кредит 02, 10, 70...
4 800 000 руб. — отражены затраты, связанные с содержанием базы отдыха;

Дебет 62 Кредит 90-1
4 956 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг базы отдыха;

Дебет 90-2 Кредит 29
4 800 000 руб. — списаны затраты на содержание базы отдыха;

Дебет 90-3 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по НДС»
756 000 руб. — начислен НДС со стоимости услуг, оказанных базой отдыха.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка