Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Имущество за рубежом

15 февраля 2010 13 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации при исчислении налога необходимо учитывать Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95. Статьей 19 данного соглашения установлено, что недвижимое имущество, являющееся собственностью лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и находящееся в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

Особенности уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося за пределами РФ, определены статьей 386.1 Налогового кодекса. Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории России в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в отношении указанного имущества в Российской Федерации.

Вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами России, в налоговый орган по месту нахождения российской организации представляются документы, перечень которых установлен пунктом 2 статьи 386.1 Налогового кодекса.

Что касается применения налогового законодательства Республики Беларусь, данный вопрос относится к компетенции уполномоченного органа этого государства.

Следовательно, налог в России по данному имуществу необходимо исчислить за минусом суммы налога, которую организации придется уплатить в Республике Беларусь.

***

Какие код вида имущества и КБК необходимо указать в декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в Республике Беларусь?

Имущество за рубежом. Согласно Федеральному закону от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (далее — ЕСГС), налог перечисляется в бюджеты субъектов РФ пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта. Основание — пункт 4 статьи 383 НК РФ.

Таким образом, установленный порядок уплаты налога на имущество, исчисленного в отношении имущества ЕСГС, распространяется исключительно на имущество, которое находится на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося за пределами РФ, регулируется положениями статьи 386.1 НК РФ и касается как движимого, так и недвижимого имущества, в том числе имущества, входящего в состав ЕСГС.

Фактически уплаченные российской организацией за пределами России суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, засчитываются при уплате налога в отношении указанного имущества в Российской Федерации.

Для зачета налога российская организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения комплект документов, установленный пунктом 2 статьи 386.1 Налогового кодекса. Документы подаются вместе с налоговой декларацией за тот налоговый период, в котором налог был уплачен за пределами Российской Федерации.

Поэтому при заполнении налоговой декларации в отношении всего имущества, находящегося на территории Республики Беларусь (как входящего в ЕСГС, так и иного имущества), в разделе 2 в поле «код вида имущества» ставится 4 (имущество, принадлежащее организации и расположенное на территории другого государства).

В разделе 1 декларации указывается код бюджетной классификации (КБК) 182 1 06 02010 02 1000 110. Такой КБК установлен приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н для налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения.

Напомним, что форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 № 27н.

Правила налогообложения общего имущества в здании

Кто является налогоплательщиком в отношении общего имущества в здании, собственниками помещений в котором являются несколько юридических лиц, если общее имущество зарегистрировано в реестре прав собственности на одну организацию?

Имущество за рубежом. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета. Это установлено пунктом 1 статьи 374 НК РФ.

Из статей 1 и 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) следует, что объектом бухгалтерского учета у организации признается имущество, которое принадлежит ей на праве собственности.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также иные права. На это указано в статье 131 Гражданского кодекса.

Учитывая приведенные нормы законодательства, плательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели признаваемого объектом налогообложения имущества, находящегося у них на праве собственности (праве оперативного управления, хозяйственного ведения), которое зарегистрировано в порядке, установленном законодательством.

Что касается права собственности на общее имущество, которое зарегистрировано на одного собственника, то рекомендуем обратиться к положениям постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 (далее — постановление № 64). Пунктами 3 и 5 постановления № 64 определено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона.

Речь идет, например, о владении общими лестницами, коридорами, холлами, доступ к использованию которых имеют собственники помещений в здании. При этом не имеет значения, каким образом здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр). При переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно к нему переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество в здании независимо от того, прописано ли это в договоре об отчуждении помещения.

В то же время пунктом 9 постановления № 64 определено, что споры о признании права общей долевой собственности на общее имущество здания, в том числе в случаях, когда в Реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности на указанное имущество, рассматриваются в судебном порядке. Если общим имуществом владеют собственники помещений в здании, однако право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в Реестре на одно лицо, собственники помещений в данном здании могут требовать признания за собой права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, если право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в Реестре на одну организацию, то плательщиком налога в отношении общего имущества в здании и должна признаваться данная организация — собственник имущества.

Имущество, не подлежащее приватизации

Открытое акционерное общество создано путем преобразования муниципального унитарного предприятия. Облагаются ли налогом объекты имущества, находящиеся на балансе акционерного общества, но не подлежащие приватизации?

Имущество за рубежом. Как уже отмечалось, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Причем к объектам бухгалтерского учета организации относится имущество, принадлежащее ей на праве собственности. Это следует из норм статей 1 и 8 Закона № 129-ФЗ.

На основании статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также иные права.

Таким образом, плательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели признаваемого объектом налогообложения имущества, находящегося у юридического лица на праве собственности, праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Основание — статьи 30 и 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». При этом обременением (ограничением) приватизируемого государственного или муниципального имущества может являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса (в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения).

Таким образом, при формировании учетной политики в целях бухгалтерского учета имущества, не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, следует исходить из допущения имущественной обособленности активов и обязательств. Это предусмотрено статьей 8 Закона № 129-ФЗ и ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Из данных документов следует, что объекты основных средств, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса и переданные организации — приватизируемому юридическому лицу на содержание (ответственное хранение или во временное пользование), подлежат учету обособленно за балансом, поскольку не являются собственностью данной организации.

Следовательно, объекты, не подлежащие приватизации, не облагаются налогом на имущество, так как не числятся на балансе организации.

Имущественные налоги у организации министерства обороны

Должен ли санаторий, учредителем которого является Минобороны России, уплачивать имущественные налоги (земельный, транспортный и налог на имущество организаций) в связи с тем, что из штата санатория выведены должности сотрудников-военнослужащих?

Имущество за рубежом. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

На основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Указанное имущество должно использоваться этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом обложения земельным налогом, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Анализируя приведенные нормы Налогового кодекса, можно сделать вывод, что для освобождения от налогообложения имущественными налогами необходимо выполнение следующих условий:

  • в федеральном органе исполнительной власти должна быть предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • организация должна иметь статус федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, в целях исчисления налога на имущество и земельного налога имущество организации и земельный участок должны использоваться (предоставляться), в частности, для нужд обороны.

Таким образом, если указанные условия не соблюдаются, имущество, земельные участки и транспортные средства санатория Минобороны России подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Обратите внимание: аналогичная позиция приведена в Определении ВАС РФ от 16.04.2008 № 3050/08. По материалам дела штат учреждения, которое находилось в ведомственном подчинении Минобороны, состоял из гражданского персонала и прохождение военной или приравненной к ней службы в учреждении предусмотрено не было. При таких обстоятельствах судом был сделан следующий вывод: имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления, не подлежит освобождению от уплаты налога на имущество на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Имущество казны

Кто должен вести учет имущества муниципальной казны, в том числе земельных участков, и платить налог на имущество и земельный налог?

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

На основании статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

Статьей 215 ГК РФ определено, что муниципальное имущество, не закрепленное на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Для российских организаций объекты обложения налогом на имущество указаны в пункте 1 статьи 374 НК РФ — это движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета.

Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом в соответствии с Планом счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, к объектам основных средств не относится, а является нефинансовыми активами.

Обратите внимание: действие данного документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Следовательно, имущество государственной (муниципальной) казны с 1 января 2009 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. Аналогичные разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Минфина России от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Поскольку субъекты РФ и муниципальные образования на основании пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса организациями или физическими лицами не являются, они не могут быть признаны плательщиками земельного налога по земельным участкам.

Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне) до приобретения их в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам. В отношении таких земельных участков плательщик земельного налога отсутствует.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка