Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24

ФНС России на федеральном портале www.gosuslugi.ru

1 марта 2010 9 просмотров

Правительством РФ разработана Концепция единой системы информа­ционно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и местного само­управления с использованием Интернета (постановление от 15.06.2009 № 478). Основными целями названной концепции являются обеспечение откры­тости деятельности органов власти, повышение качества и доступности предо­ставляемых ими государственных и муниципальных услуг. В состав указанной единой системы входят сводный реестр и единый портал государственных и му­ниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры.

Сводный реестр и Единый портал государственных и муниципальных услуг

Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (далее — сводный ре­естр) размещен в федеральной информационной системе Единый портал государ­ственных и муниципальных услуг — www.gosuslugi.ru (далее — Единый портал).

Единый портал является официальным и достоверным источником информа­ции о порядке предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, который определен административными регламентами, регулирующими исполнение государственных услуг, а также содержит образцы документов, необходимых для заполнения при получении таких услуг.

Сводный реестр состоит из следующих разделов:

  • федеральный реестр государственных услуг;
  • реестр государственных услуг субъектов РФ;
  • реестр муниципальных услуг;
  • справочная информация.

Федеральный реестр государственных услуг содержит сведения об услугах, пре­доставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р утвержден Пере­чень государственных услуг для первоочередного перевода в электронный вид до 2012 года. Он включает 74 государственные услуги, а также план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций фе­деральными органами исполнительной власти в электронном виде. Решено обе­спечить предоставление государственных услуг в новой интерактивной форме:

  • путем подачи через Интернет, в том числе через специализированный пор­тал, заявлений в электронной форме с приложением электронных документов и получения официального итогового документа;
  • оплаты в электронном виде платежей;
  • межведомственного информационного обмена.

Организация предоставления государственных услуг юридическим и физи­ческим лицам в электронном виде, в том числе межведомственное взаимодей­ствие, будет осуществляться на базе инфраструктуры электронного правитель­ства в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002—2010 годы)». Такая модернизация позволит повысить качество взаимоот­ношений государства и общества путем расширения возможности доступа граж­дан к информации о деятельности органов государственной власти, оперативно предоставлять государственные услуги, внедрить единый стандарт обслуживания граждан. Кроме того, использование информационных и телекоммуникацион­ных технологий повысит эффективность межведомственного взаимодействия органов государственной власти, а также обеспечит контроль за деятельностью ведомств, предоставляющих государственные услуги.

Внедрение информационных технологий в деятельность государства активно поддерживается руководством страны. Так, в ежегодном Послании Федерально­му Собранию Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что создание так называемого электронного правительства не только удобно для граждан, но и будет способ­ствовать противодействию коррупции. В свою очередь премьер-министр В.В. Пу­тин ранее отмечал, что создание инфраструктуры электронного правительства, первым шагом к которому стал Единый портал, призвано обеспечить качествен­но новый уровень предоставления государственных услуг, снизить временные и финансовые затраты граждан.

Этапы перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде

План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение госу­дарственных функций в электронном виде федеральными органами исполни­тельной власти состоит из пяти этапов. Первые два этапа (размещение ин­формации о государственных услугах в сводном реестре и на Едином портале, а также сведения о сроках исполнения, форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде) сегодня практиче­ски завершены.

На третьем этапе (середина 2010 года) запланировано обеспечение воз­можности для заявителей в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала. В этот же пе­риод будет решаться вопрос по проработке правового механизма электронного документооборота, предусматривающего использование электронно-цифровой подписи заявителями, так как возникает необходимость устранить диспропор­цию между организационными и правовыми основами электронного государ­ственного управления. В противном случае реализация следующих этапов феде­ральной целевой программы «Электронная Россия» будет невозможна.

На четвертом этапе (2011 год) заявителям будет предоставлена возможность осуществлять через Единый портал мониторинг хода предоставления заявленной государственной услуги.

На пятом этапе (2012 год) федеральные органы исполнительной власти по­лучат возможность направлять все необходимые документы, предоставляемые при оказании государственных услуг, в электронном виде через Единый портал, если это не запрещено федеральным законом.

Какая информация размещена на портале www.gosuslugi.ru

Проанализируем, какие нужные сведения пользователь сможет найти на Еди­ном портале www.gosuslugi.ru сегодня. Прежде всего на этом портале без осо­бого труда и временных затрат можно ознакомиться со спецификой получения любой государственной услуги и, досконально зная процедуру ее получения, обратиться в ведомство, ответственное за исполнение данной услуги. Осведом­ленность граждан о своих правах уже не позволит должностным лицам ввести их в заблуждение.

Кроме того, от обратившегося за услугой не смогут скрыть порядок обжа­лования действий должностных лиц в случае отказа в предоставлении госу­дарственной услуги. Как показывает практика, в случае применения информа­ционных технологий отмечается значительное улучшение взаимоотношений чиновников-исполнителей и обратившихся заявителей при предоставлении тех услуг, которые определены соответствующими административными регла­ментами.

Услуги ФНС России на портале www.gosuslugi.ru

На Едином портале для пользователей государственных услуг по категории «На­логи и сборы» размещена справочная информация о следующих услугах, предо­ставляемых ФНС России.

1. Прием налоговых деклараций:

  • по налогу на доходы физических лиц;
  • налогу на прибыль иностранных и российских организаций, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • налогу на добавленную стоимость;
  • транспортному, водному, земельному налогам;
  • налогу на имущество организаций;
  • акцизам на подакцизные товары, в том числе на табачные изделия;
  • налогу на добычу полезных ископаемых;
  • единому сельхозналогу, единому налогу на вмененный доход для отдель­ных видов деятельности и налогу, уплачиваемому в связи с применением упро­щенной системы налогообложения;
  • доходам, полученным российской организацией от источников за преде­лами РФ, а также единой (упрощенной) налоговой декларации.

2. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) и предоставление содержащихся в нем сведений.

3. Ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и предоставление содержащихся в них сведений.

4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Всего федеральный реестр включает 621 государственную услугу, предостав­ляемую федеральными органами исполнительной власти гражданам и организа­циям, из них на сегодняшний день на Едином портале размещены сведения о 187. Единый портал будет регулярно обновляться и пополняться. По информации

Минкомсвязи России, в 2010 году россияне смогут получать порядка 300 феде­ральных услуг через Интернет.

Предпосылкой для модернизации документооборота федеральных органов исполнительной власти и перевода его в электронный вид послужили суще­ственные различия между ведомствами по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в своей деятельности, несовершенство информационных систем учета сведений об объектах государственного управ­ления, отсутствие автоматизации процесса по сбору и обработке необходимой информации.

В то же время Федеральная налоговая служба относится к категории пере­довых ведомств, широко использующих информационные и коммуникационные технологии. Регистрационно-учетные системы ФНС России функционируют уже достаточно давно. Так, ЕГРН начал работать в 1999 году, то есть еще до утвержде­ния федеральной целевой программы «Электронная Россия», ЕГРЮЛ сформиро­ван в 2002 году, а ЕГРИП — в 2004-м. Что касается приема налоговых деклараций от налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то порядок обмена информацией между налоговыми органами и налого­плательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет был утвержден ФНС России еще в апреле 2002 года.

Все большее число организаций предпочитают представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде. Количество таких налогопла­тельщиков ежегодно увеличивается в разы, и в 2009 году в налоговые инспекции отчетность в электронном виде представили более половины юридических лиц, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Рисунок. Алгоритм действий для получения услуги «подача декларации»

Как на www.gosuslugi.ru получить сведения о предоставлении услуги «Подача налоговой декларации»

Рассмотрим более подробно информацию по предоставлению услуг по катего­рии «Налоги и сборы» по ссылке «Подача налоговой декларации» (см. также рис. на с. 81).

Во-первых, информация о порядке предоставления данной госуслуги раз­делена на три процедуры — по способу представления налоговой декларации. То есть налогоплательщик сразу может выбрать необходимый способ подачи де­кларации (лично, по почте или в электронном виде по ТКС), ознакомиться с по­рядком предоставления услуги, действиями должностных лиц налогового органа, а при необходимости — распечатать памятку о данной госуслуге.

Сведения по приему налоговых деклараций по всем налогам представлены единым стандартным способом. Ознакомившись подробно с порядком представ­ления декларации по интересующему налогу, можно посмотреть в том же месте такую же информацию, но только по другому налогу.

Во-вторых, в поле «Информация об услуге» данные, наиболее важные для пользователя, выделены в отдельные блоки (чтобы значительно сократить время на их поиск):

  • «Нормативно-правовые акты» — содержит приказ Минфина России, утвер­дивший форму налоговой декларации и порядок ее заполнения; Единый стан­дарт налогоплательщика, утвержденный приказом ФНС России, с которым по­лезно ознакомиться пользователям, поскольку документ включает весь перечень услуг, оказываемых налоговыми органами, а в графе «Законодательные и иные нормативные правовые акты» этого документа по каждой услуге приведены все необходимые нормативы, регулирующие процедуру предоставления налоговыми органами интересующей налогоплательщика услуги. Причем при упоминании Налогового кодекса сделаны ссылки на нужные статьи и пункты. Очень удобно для быстрого изучения;
  • «Адреса и телефоны» — позволяет быстро определить местонахождение, справочный телефон и режим работы конкретной налоговой инспекции в любой точке России;
  • «Дополнительно» — в виде тематических закладок представлены отдельные положения административного регламента, регулирующие наиболее значимые моменты при получении данной госуслуги, а именно «Отказ в приеме налоговой декларации», «Прием налоговой декларации с отметкой "Требует уточнения"», «Порядок обжалования», «Консультирование», «Внесение изменений в налоговую декларацию» и т. д.
  • «Ссылки по теме» или «Полезные сервисы» — указаны полезные ссылки «За­полнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ», «Определение реквизитов ИФНС» и ссылка «Интерактив­ная карта Управлений ФНС России по субъектам РФ», по которой пользователь мо­жет попасть на сайт любого территориального налогового управления и получить необходимую дополнительную информацию. Например, если интересуют ставки региональных или местных налогов определенного субъекта РФ, то такую инфор­мацию можно легко найти на сайтах территориальных управлений ФНС России.

В-третьих, если пользователь зайдет в блок «Полезные сервисы», то сможет об­ратиться непосредственно в ФНС России по электронной почте. В этом случае от­падает необходимость тратить время на поиски сайта ФНС России www.nalog.ru.

В-четвертых, если выбрать категорию пользователей «Физические лица» и пройти по ссылке «Подача налоговой декларации» либо зайти в блок «Деклари­рование доходов», то откроется список из 12 налоговых деклараций: по налогу на доходы физических лиц, водному и земельному налогам, налогу на добавленную стоимость, акцизам на подакцизные товары, в том числе на табачные изделия, налогу на добычу полезных ископаемых, единому сельхозналогу, ЕНВД, по на­логу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также единой (упрощенной) налоговой декларации.

Многих может удивить, что в перечень деклараций, подаваемых налогопла­тельщиками — физическими лицами, включены налоговые декларации, которые должны представлять юридические лица. Такой вывод типичен для пользователей, имеющих общее представление о налогах и сборах. Поэтому им полезно расши­рить кругозор в области налогового законодательства и ознакомиться с данным перечнем, обратив внимание на категорию получателей данной услуги. Во всех 12 декларациях получателем услуги является физическое лицо и (или) индивиду­альный предприниматель.

В заключение отметим еще одну полезную возможность портала: если необхо­димо заполнить налоговую декларацию по любому из представленных налогов, то это можно сделать автоматически. Достаточно войти в раздел «Прием налоговой декларации, переданной налогоплательщиком по ТКС», пройдя путь по ссылке «За­полнить форму налоговой декларации в электронном виде можно здесь». В таком случае пользователь попадает на сайт ФНС России www.nalog.ru в рубрику «Спра­вочник налоговой и бухгалтерской отчетности» и сможет оформить свою отчет­ность в электронном виде быстро и без ошибок в автоматическом режиме.

1Данная федеральная целевая программа утверждена постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка