Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

По какой форме сдавать 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ за год и какие коды ставить

Подписка
Сегодня «Главбух» за 9682 рубля!
№4

И. А. Сорокина: «Заявительный порядок возмещения НДС вовсе не отменяет налогового контроля, но при этом меняется характер контрольных мероприятий»

1 мая 2010 51 просмотр

Начиная с 2010 года налогоплательщики могут возмещать НДС в заявительном порядке. Какие документы им необходимо для этого представить?

С I квартала 2010 года в соответствии с пунктом 12 статьи 176 Налогового кодекса налогоплательщики вправе использовать заявительный порядок возмещения НДС в случаях и порядке, установленных статьей 176.1 Налогового кодекса. Указанная статья предусматривает возможность зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой на основе этой налоговой декларации в соответствии со статьей 88 НК РФ. Заявительный порядок возмещения НДС — это право, а не обязанность налогоплательщиков с 2010 года. Воспользоваться этим правом могут организации:

  • у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (за исключением отдельных сумм налогов), уплаченная за последние три календарных года, составляет не менее 10 млрд. руб.;
  • которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию.

Какие контрольные мероприятия предусматриваются при заявительном порядке и будут ли они отличаться от тех, которые проводятся при обычном возмещении НДС?

Заявительный порядок вовсе не отменяет налогового контроля, но при этом меняется характер контрольных мероприятий. Так, в течение пяти дней со дня подачи налогоплательщиком заявления в соответствии с пунктом 8 статьи 176.1 НК РФ налоговый орган должен проверить представленные сведения, в том числе подлинность банковских гарантий. Появляется необходимость действовать чрезвычайно оперативно.

На данный момент еще нет информации о налогоплательщиках, желающих использовать заявительный порядок возмещения НДС, но, понимая, что такие лица могут появиться, мы проанализировали их возможный состав. Это организации, которые:

  • уже заявили вычеты по НДС;
  • мигрировали из других регионов;
  • имеют счета в банках, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 176.1 НК РФ;
  • будут открывать счета в указанных банках.

Напомним, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась). Поэтому проверка достоверности баз данных, служащих основанием для сверок расчетов, приобретает особую актуальность.

«Общества с ограниченной ответственностью, не успевшие привести свои учредительные документы в соответствие с новыми положениями законодательства, вправе сделать это при первом изменении уставов»

С 2010 года отменен ЕСН. Какие проблемы возникают в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов внебюджетным фондам? На что следует обратить внимание налогоплательщикам?

В связи с заменой с 1 января 2010 года единого социального налога страховыми взносами существенно возрастают риски сокрытия недобросовестными работодателями реального размера заработной платы сотрудников. Из-за отсутствия информационных ресурсов налоговые органы не могут контролировать размер фонда оплаты труда, среднесписочную численность работников организаций и, следовательно, принимать оперативные меры, направленные на предотвращение сокрытия реально выплачиваемой в организациях заработной платы.

В этих условиях первоочередной задачей является налаживание четкого и эффективного взаимодействия с государственными внебюджетными фондами для получения необходимых сведений. Кроме того, особую важность приобретает деятельность комиссий по легализации объектов налогообложения, позволяющих не просто вести аргументированный диалог с налогоплательщиком, выплачивающим низкую заработную плату, но и выявлять возможные схемы ухода от налогообложения.

Отмечу, что проблемы, возникающие при передаче функций администрирования страховых взносов внебюджетным фондам, решаются в рабочем порядке на заседаниях межведомственной группы по взаимодействию ФНС России, ПФР и ФСС России. Так, на сегодняшний день подготовлены изменения в Соглашение по информационному взаимодействию между ФНС России и ПФР от 02.12.2003 № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, которые в настоящее время находятся на согласовании в Пенсионном фонде.

Информационный обмен в рамках достигнутого соглашения позволит налоговым органам оперативно получать данные о начислениях и задолженности по страховым взносам для использования в контрольной работе и деятельности комиссий по легализации объектов налогообложения.

В ходе работы таких комиссий Управление взаимодействует с другими заинтересованными государственными структурами. Например, для контроля за налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, в последние годы действовало соответствующее трехстороннее соглашение между Комитетом по труду и занятости населения Московской области и Государственной инспекцией труда в Московской области. В 2010 году Управление инициировало увеличение количества участников указанного соглашения и включение отделения ПФР по г. Москве и Московской области, а также Московского областного регионального отделения ФСС России, так как данная проблема и для них актуальна.

Что касается налогоплательщиков, то в 2010 году им в первую очередь следует обратить внимание на правильность оформления платежных поручений в связи с изменением с 1 января этого года реквизитов уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Справка

Ирина Алексеевна Сорокина, государственный советник РФ 3-го класса.

В 1985 году с отличием окончила Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». В финансовой системе с 1985 года. В налоговых органах Московской области с момента создания. С июня 2007 года назначена руководителем УФНС России по Московской области. Заслуженный экономист Московской области. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В законодательство была внесена поправка, исключающая обязанность обществ с ограниченной ответственностью перерегистрировать уставы до 1 января 2010 года. Теперь перерегистрировать уставы можно при первом внесении изменений в них. Может ли общество сделать это еще до момента внесения других изменений? Какое количество обществ уже привело свои учредительные документы в соответствие новым требованиям?

Учитывая, что согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 312-ФЗ до 1 января 2010 года более 100 000 обществ обязаны были перерегистрировать уставы, и понимая весь объем и жесткие сроки работы, Управление заключило соглашение с Торгово-промышленной палатой Московской области, чтобы в ее территориальных отделениях подготавливались пакеты документов обществ в соответствии с новыми требованиями законодательства и представлялись в налоговые органы сразу по нескольким организациям. Данная процедура была отработана в отдельных инспекциях и с сентября 2009 года осуществляется на территории всей области. Таким образом в настоящее время перерегистрированы уставы более чем у 46 000 обществ.

Федеральным законом от 17.12.2009 № 310-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ, согласно которому уставы обществ, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат приведению в соответствие нормам первой части Гражданского кодекса и Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» при первом изменении уставов таких обществ. Следовательно, общества с ограниченной ответственностью, не успевшие привести свои учредительные документы в соответствие новым положениям законодательства, вправе сделать это при первом изменении уставов.

До 1 апреля текущего года необходимо поставить на учет в налоговых органах ККТ в составе платежных терминалов. По каким причинам налоговые органы могут отказать в регистрации? Какие санкции будут применяться к тем, кто подаст заявление на регистрацию ККТ позже установленного срока?

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается. Ответственность за несоблюдение норм законодательства о применении ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Однако собственники неохотно ставят на учет в налоговых органах ККТ в составе платежных терминалов.

В то же время отказ в регистрации контрольно-кассовой техники предусмотрен Положением о регистрации ККТ и Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н. В этих документах указан перечень оснований для неисполнения данной государственной функции. Итак, в регистрации ККТ может быть отказано, если:

  • представлен неполный комплект необходимых документов, а также документы оформлены в неустановленном порядке. Причем заявитель отказался устранять указанные недостатки;
  • предъявлена для регистрации модель контрольно-кассовой техники, не включенная в Государственный реестр ККТ или исключенная из него;
  • истек нормативный срок амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра ККТ;
  • предъявлена контрольно-кассовая техника, находящаяся в розыске;
  • обнаружены неисправности контрольно-кассовой техники, отсутствуют марка-пломба, идентификационный знак, а также средства визуального контроля (знаки «Государственный реестр и «Сервисное обслуживание»);
  • отсутствует заключенный договор о технической поддержке контрольно-кассовой техники между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
  • представлены при перерегистрации контрольно-кассовой техники чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты, не соответствующие техническим требованиям к ККТ или отпечатанные в нефискальном режиме.

Учитывая социальные последствия для населения несоблюдения собственниками терминалов установленных процедур, мы обращались к главам муниципальных образований, в правительство Московской области, а также ко всем, кто может быть вовлечен в работу по данному вопросу. Хотелось бы предложить собственникам, которые оснастили платежные терминалы ККТ, разместить информационное сообщение на терминале о его легитимности, так как контрольно-кассовый чек является дополнительной гарантией для лица, осуществляющего платеж.

Идет декларационная кампания. Какие меры по дополнительному информированию и стимулированию физических лиц к декларированию доходов предусматриваются? Например, тех, кто сдает жилье в аренду и при этом не платит НДФЛ?

Проводится большая работа по выявлению физических лиц, получивших доходы, подлежащие декларированию, в том числе с привлечением органов внутренних дел, органов местного самоуправления, регистрирующих органов, управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирном доме, ТСЖ, органов миграционной службы, риелторских фирм и др. Формируются списки потенциальных декларантов на основании сведений, полученных налоговыми органами от различных внешних и внутренних источников. Сегодня такие списки уже сформированы и завершается процесс направления налогоплательщикам информационных писем о необходимости декларирования доходов, полученных в 2009 году.

Важным направлением контрольной работы налоговых органов считается выявление физических лиц, сдающих в аренду жилье и уклоняющихся от исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с получаемых доходов. У нас заключено соглашение с ГУВД по Московской области и проводится совместная работа с участковыми.

Основной задачей декларационной кампании этого года является мониторинг и проверка фактов продажи дорогостоящего имущества по ценам, значительно отличающимся от рыночных.

Новая форма декларации по НДФЛ, утвержденная приказом Минфина России от 29.12.2009 № 145, была опубликована в период декларационной кампании. С какой даты необходимо было отчитываться по новой форме и нужно ли тем, кто уже сдал декларацию по прежней форме, отчитываться еще раз?

Действительно, в начальный период декларационной кампании текущего года приказ Минфина России от 29.12.2009 № 145 (опубликован в «Российской газете» 5 февраля 2010 года), которым были утверждены новая форма декларации по налогу на доходы физических лиц и Порядок ее заполнения, находился на государственной регистрации в Минюсте России.

Новую форму декларации по НДФЛ следует представлять налогоплательщикам начиная с налогового периода 2009 года. Поэтому согласно разъяснениям ФНС России до официального опубликования и вступления в силу указанного выше приказа налогоплательщики могли использовать форму декларации, утвержденную приказом Минфина России от 31.12.2008 № 153н. Но только в том случае, если это не будет препятствовать им в определении налоговой базы и суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет, с учетом изменений законодательства, относящихся к 2009 году.

Отмечу, что в новой форме декларации нашли отражение следующие изменения, которые были внесены в главу 23 НК РФ. Например, размер стандартного вычета на детей увеличился с 600 до 1000 руб., а сумма дохода налогоплательщика за год, при достижении которой предоставляется данный вычет, — с 40 000 до 280 000 руб. Начиная с 2009 года стандартный вычет в размере 400 руб. за каждый месяц предоставляется налогоплательщику до тех пор, пока его доход за год не превысит 40 000 руб., а не 20 000 руб., как прежде. Предельный размер социального налогового вычета увеличен с 100 000 до 120 000 руб. Причем в состав данного вычета включена сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

В связи с этим налогоплательщикам, имеющим право на налоговые вычеты, которые не отражены в прежней форме декларации по НДФЛ либо размер которых изменился с 2009 года, необходимо представить декларацию по новой форме.

С декабря 2009 года налогоплательщики — физические лица получили возможность узнавать о суммах задолженности по налогам через Интернет с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Уже сейчас граждане могут получить информацию о задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и НДФЛ. Расскажите подробнее о данном сервисе. Планируется ли в этом году расширить его функции?

С 7 декабря 2009 года на сайте ФНС России и соответственно на сайте Управления начал работу новый сервис «Личный кабинет налогоплательщика». За истекший период с его помощью было сформировано более 220 000 платежных документов. В связи с востребованностью сервиса увеличилось количество обращений налогоплательщиков и объем работы, а значит, это стимулирует повышать скорость обновления баз данных, на основании которых мы исчисляем налог.

Сервис помогает пользователям находить информацию о задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц — граждан РФ) и распечатывать платежные документы (извещения) по форме № ПД (налог).

Налогоплательщик с любого компьютера, имеющего доступ к Интернету, может получить данные об имеющейся задолженности на сайте Управления ФНС России по Московской области . Для этого, перейдя по ссылке «Личный кабинет налогоплательщика» либо «Узнайте свою задолженность», налогоплательщик должен заполнить обязательные для ввода поля: «ИНН», «Фамилия», «Имя», «Регион».

При наличии задолженности формируется и выводится на печать платежное поручение. С его помощью налогоплательщик сможет осуществить платеж одним из удобных для него способом.

Совместно со Сбербанком России внедрена биллинговая система приема налоговых платежей от физических лиц. Что это за система и какие возможности она открывает перед налоговыми органами и налогоплательщиками?

В настоящее время в Московской области при взаимодействии со Сбербанком внедрена биллинговая система по приему налоговых платежей от физических лиц. Эта система позволяет однозначно идентифицировать налогоплательщика и его платеж, тем самым снять ряд спорных вопросов, связанных с поиском платежей.

Биллинговая система упрощает и оптимизирует общение с налогоплательщиком. Это особенно актуально для нашего региона, где имущественные налоги начисляются не только жителям Московской области, но и других субъектов РФ, в основном г. Москвы, а уплата данных налогов производится обычно не в период присутствия налогоплательщиков по месту нахождения имущества. В наших планах расширить использование данной системы совместно с другими банками.

Кроме того, в ряде инспекций налоги можно уплатить через специальные платежные терминалы. Система платежных терминалов, так же как и биллинговая технология, исключает ошибки при идентификации налогоплательщика, а также ошибки при заполнении реквизитов в платежном документе, что ведет к снижению доли невыясненных платежей.

На сегодняшний момент в шести инспекциях области внедрена система «Электронное управление очередью». Как работает эта система? Сократились ли очереди в этих инспекциях с момента ее применения? Планируется ли внедрить данную систему в других инспекциях Московской области?

В настоящее время система «Электронное управление очередью» внедрена в шести подмосковных инспекциях: МРИ ФНС России № 3, № 14 и № 17, ИФНС России по г. Истре, ИФНС России по г. Наро-Фоминску и ИФНС России по г. Ногинску.

«Электронная очередь» позволяет налогоплательщику получить талон с номером и ожидать своей очереди к оператору, расположившись в зоне отдыха и ожидания, а электронная система известит о том, что его готовы принять и проконсультировать. Эта система также позволяет отслеживать и регулировать эффективность работы инспекторов, определять среднюю продолжительность обслуживания налогоплательщиков. Как показывает практика, данный способ обслуживания удобен и налогоплательщик может спланировать время своего приема.

В дальнейшем перечень инспекций, в которых будет установлена «Электронная очередь» для повышения качества обслуживания налогоплательщиков, планируется увеличить.

Кроме того, для удобства налогоплательщиков в городском округе «Балашиха» создано муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа “Балашиха”». В нем налогоплательщик может через Интернет обратиться в разные государственные органы для получения сразу нескольких услуг, в том числе подать заявление на получение ИНН.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Вы уже перешли на онлайн-кассы?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

УНП 17 февраля 2017 17:00 Страховые взносы ИП в 2017 году
Зарплата 16 февраля 2017 19:00 Отчетность в ПФР за 1 квартал 2017 года

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка