Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24

В. Г. Колесников: «Улучшение обслуживания налогоплательщиков и расширение сферы предоставляемых услуг должно происходить при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей»

1 мая 2010 5 просмотров

Что собой представляет Единый портал государственных услуг?

Данный интернет-портал открыт 15 декабря прошлого года в рамках развития электронного правительства. На сегодняшний день на Едином портале государственных услуг доступна информация об услугах, предоставляемых государственными органами власти, а также формы различных шаблонов заявлений, бланков, необходимых для получения госуслуг, которые можно скопировать с сайта и заполнить.

Для каждой из услуг, представленных на портале, указываются получатели, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные с ними нормативно-правовые акты, адреса и телефоны ведомств.

«Сегодня ФНС России ведет работу по обеспечению возможности для налогоплательщиков представлять в налоговые органы в электронном виде через Единый портал госуслуг отчетность, документы на регистрацию и др.»

Информация о каких услугах, оказываемых Федеральной налоговой службой, представлена на портале?

На портале для пользователей размещена информация о 18 государственных услугах, предоставляемых ФНС России. Причем 15 из них — это услуги по приему от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) через портал. Другие три услуги дают возможность пользователям подать документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на получение выписок из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р утвержден Расширение сферы предоставляемых услуг и план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. ФНС России в пределах своей компетенции последовательно реализует этапы данного плана. В рамках реализации первого и второго этапов 27 ноября 2009 года завершено размещение на Едином портале информации Федеральной налоговой службы. На данный момент ФНС России выполняет третий этап. Он предполагает обеспечение возможности для налогоплательщиков представлять в налоговые органы через портал в электронном виде отчетность, а также документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на постановку на учет, на получение выписок из государственных реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН). Полная реализация этих услуг в электронном виде (V этап) установлена:

  • для представления сведений из госреестров — сентябрь 2011 года;
  • для сдачи налоговых деклараций и регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — середина 2012 года.

Справка

Виталий Григорьевич Колесников, государственный советник РФ 3-го класса.

Выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансовой академии при Правительстве РФ. Соавтор ряда изобретений в области оптического приборостроения. С 1998 года занимал руководящие должности в финансово-кредитных организациях. С 2003 года — на государственной службе в органах по финансовому оздоровлению и банкротству, в Правительстве Нижегородской области, в налоговых органах. С 2009 года является начальником Управления информатизации ФНС России

Виталий Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о процедуре подачи налогоплательщиками налоговой отчетности через Единый портал?

Для реализации услуги по приему деклараций (расчетов) через портал будет действовать следующая схема. Налогоплательщик или его представитель формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и направляет в налоговый орган через портал. В момент получения декларации (расчета) от налогоплательщика (представителя) осуществляется контроль декларации (расчета) на соответствие требованиям формата представления. Для электронного документа, не соответствующего требованиям, выдается сообщение об ошибке. Для документа, соответствующего требованиям формата представления, формируется сообщение, содержащее декларацию (расчет) налогоплательщика (представителя), подписывается ЭЦП портала и направляется в налоговый орган по месту представления декларации. В налоговом органе при поступлении электронного документа налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса формируется извещение о получении налоговой декларации (расчета), подписывается ЭЦП налогового органа и направляется на портал.

Означает ли это, что налогоплательщик сможет сдавать налоговую отчетность посредством портала без использования электронно-цифровой подписи?

Да, но в этом случае нужно учитывать следующее. Декларация (расчет) налогоплательщика (представителя), поданная в налоговый орган через портал, сохраняется без ввода в базу данных налогового органа. Позднее налогоплательщик должен лично представить в налоговый орган декларацию (расчет) на бумажном носителе или направить ее по почте. Ответственное лицо налогового органа проводит сверку обеих деклараций — представленной через портал и на бумажном носителе. Если расхождений нет, в базу данных инспекции загружается декларация (расчет), поданная через портал. Если в указанных декларациях (расчетах) имеются различия, вводятся данные декларации (расчета), поступившей на бумажном носителе.

Таким образом, из представленной схемы взаимодействия следует, что на данный момент отсутствует юридическая значимость декларации (расчета), направленной через портал, и налогоплательщик (его уполномоченный представитель) обязан подавать декларацию в налоговую инспекцию на бумажном носителе согласно порядку, установленному законодательством, и с соблюдением сроков представления отчетности. Данная схема является временной, пока в портал не будет встроен модуль, обеспечивающий работу с ЭЦП, и организован юридически значимый защищенный электронный документооборот для всех участников взаимодействия. Кстати, по аналогичной схеме будут реализовываться расширение сферы предоставляемых услуг, предоставляемых ФНС России на портале, — по подаче документов на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановке на учет, предоставлению сведений из государственных реестров.

Какие вопросы нужно решить для полноценного внедрения технологии сдачи налоговой отчетности через портал государственных услуг и придания ей юридического статуса?

Таких вопросов на самом деле много. Это и утверждение нормативных документов, регулирующих взаимодействие сторон через портал с установлением их обязанностей и ответственности, и интеграция портала в действующую реализованную ФНС России схему электронного взаимодействия, и создание механизма гарантированной доставки деклараций с портала до конкретной инспекции и обратно налогоплательщику, и обеспечение защиты информации, и многое другое.

В связи с этим необходимо определить сеть доверенных удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей для использования при информационном взаимодействии, а также регламентировать порядок выдачи ключей подписей. Следует нормативно закрепить за порталом обязанность по фиксации даты представления налогоплательщиком декларации (расчета) и направления данной информации всем участникам документооборота.

Еще одна немаловажная проблема — проблема единого времени. При представлении налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) по ТКС в настоящее время нет технических средств, с помощью которых можно определить часовой пояс местонахождения рабочего места налогоплательщика, с которого отправляется налоговая декларация. Следовательно, если налогоплательщик из одного часового пояса направляет налоговую декларацию в инспекцию, которая находится в другом часовом поясе, а телекоммуникационные средства портала находятся в третьем часовом поясе, возникает неоднозначность при фиксации даты представления налоговой декларации (расчета). Кроме того, до сих пор не решена проблема массовой выдачи ЭЦП (или ее аналога) для физических лиц.

Когда налогоплательщики смогут получить на портале другие услуги, предлагаемые Федеральной налоговой службой?

В целях проведения дальнейшей подготовки к переходу на оказание государственных услуг в электронном виде ФНС России разработано и готово к проведению опытной эксплуатации программное обеспечение, реализующее постановку на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения представленных документов, а также программное обеспечение, реализующее предоставление заинтересованным лицам сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в виде выписки (электронной либо на бумажном носителе) на основании запроса заявителя, поступившего в электронном виде о нем самом. В соответствии с утвержденным Планом перехода предоставление выписок из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из Единого государственного реестра налогоплательщиков намечено на август — сентябрь 2010 года. Опытная эксплуатация программного обеспечения, реализующего постановку на учет физических лиц через портал, будет проведена в ближайшее время.

Расскажите, пожалуйста, как будет проходить процедура постановки на учет физических лиц...

Осуществлять постановку на учет планируется следующим образом. После направления соответствующего заявления через портал гражданин по Интернету получает уведомления о результатах рассмотрения его заявления с указанием периода времени обращения в налоговый орган для получения свидетельства о постановке на учет.

По сведениям о физическом лице, содержащимся в заявлении о постановке на учет, автоматически осуществляется его идентификация по сведениям федеральной базы данных ЕГРН. Результаты идентификации передаются в налоговый орган по месту жительства физического лица — заявителя (если имеются сведения об учете данного физического лица в налоговых органах) вместе с заявлением. Затем, когда заявитель обращается в налоговый орган по месту жительства, проверяется правильность заполнения заявления, поданного через Интернет, согласно предъявленным документам (паспорту, свидетельству о рождении и др.). Далее заявление распечатывается, подписывается заявителем и выдается свидетельство о постановке на учет.

При внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс заявление о постановке на учет, подписанное электронно-цифровой подписью физического лица и переданное через Интернет, будет являться юридически значимым документом и не потребует личного визита в налоговый орган с предъявлением паспорта. Следовательно, свидетельство о постановке на учет может быть направлено заявителю также по почте или получено заявителем в любом удобном для него налоговом органе, а не только в налоговом органе по месту его жительства.

А как осуществляется постановка на учет организаций?

При оказании организациям услуг в электронном виде нужно учитывать, что Налоговым кодексом установлен срок, в течение которого организация обязана подать документы для постановки на учет и, следовательно, в целях контроля налоговыми органами его соблюдения необходимо определить дату подачи документов через Интернет.

В рамках реализации услуги по постановке на учет физических лиц и организаций также требуется внесение изменений в Налоговый кодекс и нормативные правовые акты Минфина России и ФНС России. Это необходимо для реализации права физических лиц и организаций направлять через Интернет в налоговый орган заявления, запросы и сообщения в электронном виде, подписанные ЭЦП, и получения заявителем документа, подтверждающего постановку на учет, в любом налоговом органе, удобном для заявителя.

По мнению ФНС России, для полноценного перехода на электронную форму оказания всех государственных услуг необходимо выработать единое мнение по вопросу о том, что является документированной информацией при осуществлении государственных услуг в электронном виде. Отмечу, что в настоящее время Федеральной налоговой службой совместно с Минэкономразвития России и Минкомсвязи России ведется интенсивная работа по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), включая работу над законопроектами «Об оказании государственных услуг в электронном виде» и «Об электронной подписи».

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 09:00 Отгул за сверхурочную работу

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка