Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Современное видение понятия «налоговая тайна»

1 мая 2010 17 просмотров

С 1 января 1999 года — с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса — в действующем законодательстве появилось понятие «налоговая тайна» (ст. 102 НК РФ), предусматривающее ограничение доступа к поступающей в налоговые органы информации, а также соблюдение ее конфиденциальности1.

Согласно статье 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

— разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
— об идентификационном номере налогоплательщика;
— о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
— предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
— предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Фактически в правовой конструкции нормы пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса закреплен запретительный принцип в части открытости и общедоступности сведений, которыми располагают налоговые органы («Запрещено все, что не разрешено»).

Ограниченный доступ к информации, полученной налоговыми органами

Введение ограниченного режима доступа к информации, полученной налоговыми органами путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Согласно распространенному мнению упомянутый специальный правовой статус предопределен интересами налогоплательщика. Ведь в процессе осуществления налоговыми органами функций, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика. А распространение данной информации может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации2.

Подобная позиция не является однозначной. Подтверждением тому служат участившиеся в последнее десятилетие случаи обмана дольщиков, когда компании, не имеющие активов или находящиеся на грани банкротства, занимались привлечением инвестиций у населения по договорам долевого строительства, а затем либо исчезали сами, либо объявляли себя банкротами. В обоих случаях оставались недостроенными жилые дома, квартиры в которых были уже полностью оплачены дольщиками.

Возможность получения информации об активах участников гражданского оборота (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), их задолженности по обязательным платежам в бюджет позволила бы гражданам и организациям при ведении хозяйственной деятельности и заключении договоров реально оценивать свои риски. Кроме того, ущерб, нанесенный обманутым дольщикам и авторитету государства, в указанном выше случае несопоставим с умозрительной угрозой нанесения коммерческого ущерба неким организациям.

Наличие общедоступной информации о деятельности хозяйствующих субъектов является лучшей защитой имущественных прав неограниченного круга лиц и в первую очередь граждан России. Ведь составной частью конституционно-правового статуса гражданина РФ является закрепленное частью 4 статьи 29 Конституции РФ право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное положение в полной мере относится и к правам граждан России на информацию в сфере предпринимательской деятельности.

Более того, отсутствие достоверной, полной и объективной информации о финансовом положении участников гражданского оборота нарушает конституционные права граждан РФ на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). А также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Отметим, что существование запретительного принципа в части открытости и общедоступности сведений, которыми располагают налоговые органы, было актуально в прошлом столетии, когда налоговые органы осуществляли лишь фискальные функции.

Нужен ли режим ограниченного доступа к информации сегодня

За прошедшее десятилетие начиная с момента введения в действие первой части Налогового кодекса и определения понятия «налоговая тайна» в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций, сформировалось новое видение понятия «налоговая тайна». Кроме того, на расширение сферы деятельности налоговых органов повлияло вступление в силу следующих федеральных законов:

— от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
— от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»;
— от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Итак, сегодня налоговые органы:

— осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
— представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
— осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Только налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

— по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
— предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
— реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru;
— размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

Кроме того, на указанном сайте размещен реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующих юридических лиц, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам. Недаром Президент РФ Д.А. Медведев на совещании в апреле 2009 года положительно оценил сайт ФНС России за удобство для пользователей и актуальную информацию.

Все изложенные выше факты свидетельствуют о том, что налоговые органы уже давно превратились в самое открытое ведомство страны, постоянно расширяющее перечень раскрываемых сведений, а также совершенствующее методы и способы информирования как граждан России, так и иностранных граждан.

Мнение эксперта

Г. Б. Ковалева, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ России

На мой взгляд, статья 102 НК РФ содержит достаточно большой список данных, которые не могут быть отнесены к налоговой тайне. Так, не являются налоговой тайной сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Таким образом, в число сведений, не отнесенных к налоговой тайне, попадают любые нарушения налогоплательщиком норм, установленных НК РФ, — наличие задолженности по налогам, пеням и штрафам, непредставление сведений в налоговые органы, непредставление в установленные сроки налоговой отчетности и т. д. Но это не означает, что налоговики обязаны любому налогоплательщику предоставить сведения о другом налогоплательщике, не являющиеся налоговой тайной. Ведь в статье 21 «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» НК РФ не указано, что любой налогоплательщик имеет право получить информацию, касающуюся другого налогоплательщика. Одновременно статья 32 «Обязанности налоговых органов» НК РФ не обязывает налоговые органы предоставлять налогоплательщикам сведения о других налогоплательщиках. И это хорошо. Страшно представить, что было бы в налоговых органах, если бы все налогоплательщики обратились с запросами о своих контрагентах.

По-моему, для налогоплательщиков опаснее то, что налоговые органы имеют право разглашать (через Интернет, СМИ) сведения о допущенных ими нарушениях налогового законодательства и о тех мерах ответственности, которые налоговики применили к нарушителям. «Клеймо» нарушителя, безусловно, может нанести вред деловой репутации как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя

В то же время нормы статьи 102 НК РФ не отвечают современным реалиям и требуют концептуального изменения. В подтверждение этого можно привести следующие примеры. Так, в первоначальной редакции статьи 102 НК РФ сведения об уставном фонде (уставном капитале) организации не являлись налоговой тайной. Но впоследствии Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ было сформировано новое видение понятия «налоговая тайна». В настоящее время в связи с введением в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и передачей функций по государственной регистрации юридических лиц ФНС России сведения об уставном фонде (уставном капитале) организаций являются открытыми и общедоступными, и налоговые органы предоставляют их всем заинтересованным лицам.

Другой пример. Во всех странах с развитой экономикой (Великобритания, Швеция, Германия и др.) бухгалтерские балансы компаний размещаются в открытом доступе в Интернете на сайтах уполномоченных государственных органов. Так, в Швеции все зарегистрированные юридические лица должны в срок представить в регистрирующий орган, расположенный на севере страны в г. Сундсваль, свои бухгалтерские балансы с целью их последующего размещения на сайте регистрирующего органа для открытого доступа. Если организация не представит бухгалтерский баланс, то у нее могут быть следующие неблагоприятные последствия:

— применение строгих санкций со стороны государства (огромные штрафы или инициирование процедуры ликвидации);
— возникновение негативных условий для бизнеса, поскольку после окончания срока представления бухгалтерских балансов контрагенты опоздавшей организации, намеревавшиеся изучить ее финансовое состояние, отказываются от сделок с таким контр-агентом.

По словам сотрудников регистрирующего органа Швеции, случаи непредставления бухгалтерских балансов крайне редки, зачастую компании южных районов Швеции, не успевшие в срок отправить свои бухгалтерские балансы по почте, нанимают вертолет для своевременного представления отчетности в уполномоченный орган.

В России также наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны. В частности, ФНС России провела большую работу по размещению в открытом доступе данных о недействительных паспортах граждан, зачастую использующихся для государственной регистрации фирм-однодневок, об адресах массовой регистрации юридических лиц.

Не вызывает сомнения тот факт, что открытость сведений об участниках предпринимательской деятельности, их финансовом положении является необходимым условием для развития рыночной, конкурентоспособной экономики, привлечения иностранных инвестиций в РФ. Кроме того, открытость названных выше сведений позволила бы налоговым органам расширить перечень оказываемых налогоплательщикам сервисных информационных услуг в электронном виде. К сожалению, положения статьи 102 НК РФ, содержащие запретительный принцип в части открытости и общедоступности информации, поступающей в налоговые органы, тормозят развитие цивилизованного бизнеса в стране.

Имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота: как российскими гражданами и организациями, иностранными компаниями, так и органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В настоящее время государственные органы могут получить интересующую их информацию только в определенных законом случаях и только на бумажных носителях. Иначе обстоит дело с получением бизнес-структурами сведений о конкретной компании, имеющихся у налоговых органов. Как уже отмечалось, указанные сведения крайне востребованы бизнес-структурами по объективным причинам, но существует запрет на законное получение упомянутых сведений.

Вместе с тем сейчас одним из распространенных способов получения бизнес-структурами информации о конкретном юридическом или физическом лице является запрос через правоохранительные и судебные органы, нередко имеющий коррупционную составляющую, либо противозаконное получение сведений в самом налоговом органе.

Видим, что целесообразно изменить правовую конструкцию статьи 102 НК РФ, установив разрешительный принцип предоставления сведений, содержащих налоговую тайну, вместо запретительного. Таким образом, положения статьи 102 НК РФ будут соответствовать принципу «Все разрешено, за исключением…». Исключение составляют случаи, прямо установленные законом (например, в части предоставления сведений о персональных данных).

Напомним, что согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному (или определяемому на основании такой информации) физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его ФИО, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Какую информацию, полученную налоговыми органами, следует сделать общедоступной

Разрешительный принцип предоставления указанной информации должен предусматривать возможность передачи сведений о налогоплательщике как на бумажном, так и на электронных носителях. При этом передача этих сведений должна осуществляться конкретному юридическому или физическому лицу, подлежащему обязательной идентификации налоговым органом.

Целесообразно раскрывать следующие данные, поступающие в налоговые органы.

1. Информация о задолженности налогоплательщиков — физических лиц. В настоящее время налоговые органы размещают на своих сайтах информацию о задолженности физических и юридических лиц. Вместе с тем опубликование указанных данных налоговыми органами вызывает нарекания со стороны Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

2. Данные о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе о датах и причинах приостановления операций по счетам, о датах и причинах отмены решений о приостановлении указанных операций. Обеспечение возможности доступа неограниченного круга лиц к указанной информации сделает более прозрачной деятельность компаний, что повлечет за собой улучшение инвестиционного климата в стране.

3. Сведения о бухгалтерской отчетности организаций. Сегодня действующим законодательством в отношении отдельных категорий юридических лиц установлена публичность бухгалтерской отчетности, подразумевающая ее опубликование в средствах массовой информации, а также передачу территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС России и их территориальные отделения, а также кредитные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

Таким образом, формально сведения о бухгалтерской отчетности перечисленных выше организаций, находящихся на общей системе налогообложения, являются откры-тыми.

Вместе с тем в России отсутствует возможность реализации права каждого на получение указанной информации в сфере предпринимательской деятельности — нет единой базы данных или единого органа печати, в которых приводится бухгалтерская отчетность компаний.

Кроме того, не обеспечивается равенство граждан на получение указанной информации. Так, сведения о бухгалтерской отчетности компаний представляются за плату информационной системой «Спарк», получающей указанные данные из Федеральной службы государственной статистики.

Не вызывает сомнений, что сведения о бухгалтерской отчетности компаний должны быть бесплатны и открыты для неограниченного круга лиц. При этом необходимо учитывать, что только налоговые органы обладают указанными сведениями в полном объеме и могут сформировать банк данных такой информации по каждому налогоплательщику. Более того, целесообразно обеспечить публичность информации о бухгалтерской отчетности любой организации.

4. Информация о форме налоговой декларации (расчета) и дате ее представления в налоговые органы. Раскрытие информации о самом факте подачи декларации (расчета) не нарушает интересов налогоплательщика, представившего декларацию (расчет) в налоговый орган. Вместе с тем сведения об исполнении или неисполнении организацией или индивидуальным предпринимателем своей обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) должны носить публичный характер, что будет способствовать стабильности гражданского оборота.

5. Данные о суммах налогов, начисленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за год (по разным видам налогов). Такая информация должна раскрываться не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

6. Сведения о суммах налогов, уплаченных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за год (с разбивкой по разным видам налогов). Такую информацию необходимо раскрывать не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Обеспечение открытости упомянутых сведений повысит прозрачность экономики, а также предоставит хозяйствующим субъектам реальную возможность проверять добросовестность исполнения налоговых обязательств контрагентами, что имеет большое значение и для налоговых органов при судебных спорах, связанных с отказом в возмещении сумм НДС.

7. Данные о наличии задолженности или переплате по обязательным платежам в бюджет налогоплательщиков — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

8. Информация о доначисленных налоговыми органами суммах налогов (с разбивкой по налогам) по вступившим в силу решениям налоговых органов.

9. Данные о регистрации контрольно-кассовой техники, применяемой налогоплательщиками.

Расширение перечня онлайн?сервисов для налогоплательщиков

Внесение изменений в статью 102 НК РФ позволит налоговым органам расширить перечень сервисных услуг в электронном виде, оказываемых гражданам России, субъектам предпринимательской деятельности, органам государственной власти и местного самоуправления. Так, возможно создание открытой и общедоступной базы данных «Налоговая история плательщика», содержащей все публичные сведения о конкретном налогоплательщике, начиная с даты его создания (регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а именно:

— о государственной регистрации — в виде выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, содержащей в том числе историю (то есть информацию, утратившую актуальность);
— налогах, исчисленных и уплаченных за каждый год деятельности;
— суммах налогов, доначисленных в ходе проведения мероприятий налогового контроля;
— мерах административной ответственности, примененных к налогоплательщику;
— решениях судов в отношении налогоплательщика, вступивших в силу (с указанием даты и номера дела);
— дисквалификации должностных лиц организаций;
— банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе данные о приостановлении операций по счетам в банках и об отмене указанного приостановления;
— регистрации контрольно-кассовой техники, применяемой налогоплательщиком;
— выданных лицензиях (как действующих, так и аннулированных или действие которых приостановлено);
— бухгалтерской отчетности организаций с разбивкой по кварталам и годам;
— наличии задолженности и переплаты по обязательным платежам в бюджет с разбивкой по налогам (с обеспечением возможности сформировать справку о наличии задолженности (переплате) в отношении конкретного налогоплательщика на любую дату);
— декларациях (расчетах), поданных конкретным налогоплательщиком, с указанием формы декларации и даты ее представления в налоговый орган.

Информация, включенная в базу данных «Налоговая история плательщика», в электронном виде должна быть доступна неограниченному кругу лиц на безвозмездной основе.

Имеющийся у налоговых органов опыт по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, позволит пользователям получить информацию из указанной базы данных, исключая возможность ее искажения или утери. Вместе с тем необходимо обеспечить актуальность и ежедневное обновление данных создаваемого ресурса.

Одним из принципов работы базы данных «Налоговая история плательщика» должно являться обеспечение предоставления сведений по запросу в отношении конкретного налогоплательщика без возможности скачивания всех данных. Реализация указанного принципа исключит появление на рынке услуг по предоставлению сведений о налогоплательщиках, не гарантирующих их точность и достоверность.

Кроме того, возможность использовать упомянутый ресурс должны иметь только те пользователи, которые являются владельцами сертификата ключа электронной цифровой подписи, что позволит электронной системе зафиксировать и в дальнейшем при необходимости идентифицировать лицо, запрашивавшее информацию о конкретном налогоплательщике. Сведения о пользователях в обязательном порядке фиксируются электронной системой, обеспечивающей учет и хранение указанных сведений не менее трех лет.

Пользователями базы данных «Налоговая история плательщика» будут являться физические лица, российские и иностранные организации, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

Положительным моментом при реализации ука-занного предложения является предоставление возможности субъектам бизнеса законно получать сведения о любом налогоплательщике — потенциальном контрагенте без использования противоправной схемы получения информации через правоохранительные органы и суды. Что касается использования размещаемых налоговыми органами сведений в конкурентной или криминальной среде, то налоговые органы и сам налогоплательщик будут четко понимать, кто и когда запрашивал о нем информацию. К сожалению, в настоящее время криминальные структуры и конкурирующие компании, используя коррумпированных чиновников и сотрудников самой ор-га-ни-за-ции-жерт-вы, обладают всей необходимой инфор-мацией.

Содержащиеся в базе данных сведения могут быть использованы при проверке достоверности документов, представленных налогоплательщиками для участия в тендерах, конкурсах, государственных заказах.

Создание упомянутого ресурса позволит налогоплательщикам отказаться от необходимости самостоятельно запрашивать у налогового органа различные справки для предоставления органам местного само-уп-равления, например, для получения пособий по безработице, иной государственной помощи. Ведь органы местного самоуправления смогут получить требуемую информацию из налоговых органов, воспользовавшись базой данных «Налоговая история плательщика». Безусловно, реализация подобного онлайн-сервиса в несколько раз снизит нагрузку и документооборот в налоговых органах.

Кроме того, использование указанного ресурса фактически позволит создать систему «одного окна» для налоговых органов и других лицензирующих, контролирующих и надзорных государственных органов. Поскольку указанные органы будут обязаны использовать сведения из «Налоговой истории плательщика» при принятии соответствующих решений, временные и материальные затраты организации или индивидуального предпринимателя — потребителя государственных услуг будут практически полностью исключены. Это значительно повысит качество услуг, оказываемых органами государственной власти.

1 До момента ввведения в действие части первой Налогового кодекса налоговые органы и их сотрудники обязаны были сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Это предусматривалось пунктом 1 статьи 16 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
2 Определение Конституционного суда РФ от 30.09.2004 № 317-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ламбина А.И. на нарушение его конституционных прав статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации».

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка