Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Электронные счета-фактуры

15 мая 2010 12 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Сергей Дмитриевич, экономический блок правительства предлагает с 2011 года повысить ставку страховых взносов во внебюджетные фонды не до 34, а до 32%. Минздравсоцразвития не поддерживает эту инициативу. Когда Кабинет министров примет окончательное решение по данному вопросу?

Дискуссия в правительстве по этому вопросу продолжается, поскольку до сих пор нет окончательной ясности с тем, как будет реформироваться система обязательного медицинского страхования1. Поэтому не определены финансовые потребности ФОМС. Минздравсоцразвития настаивает на том, что все последние годы медицина хронически недофинансировалась, и лишними дополнительные сборы на эти цели не будут.

На первый взгляд разница между 34 и 32% не столь существенна, однако в целом по стране она оценивается в 230 млрд. руб. Мы полагаем, что сегодня целесообразнее эти средства оставить в распоряжении бизнеса, отложив повышение тарифов на обязательное медицинское страхование. Тем более что Россия становится страной с одними из самых высоких взносов на социальное страхование и велика опасность, что предприниматели будут искать пути для минимизации своих платежей, даже в обход закона.

Сейчас идет подготовка Основных направлений налоговой политики на ближайшие три года. Какие изменения планируются по налогу на прибыль?

Налог на прибыль в целом уже сформировался, однако в главе 25 НК РФ, устанавливающей порядок его исчисления, по-прежнему остается ряд нерешенных или не до конца урегулированных вопросов. Из тех нововведений, которые в последние годы принимались в отношении этого налога, особо выделю все, что касается амортизации. Налогоплательщики получили свободу в выборе применения линейного или нелинейного метода, вправе создавать амортизационные группы и амортизировать их пулом, могут применять амортизационную премию от 10 до 30%. Правительство постоянно уточняет и состав амортизационных групп. Следующим шагом в этом направлении должна стать группировка основных средств по функциональному признаку, что позволит более гибко управлять сроками и нормой амортизации, учитывая не только физические сроки службы отдельных объектов основных средств, но и иные факторы, в частности совершенствование технологий, заставляющее выводить из эксплуатации еще совсем не изношенное оборудование. По мнению Минфина России, именно такие меры являются наиболее важными для модернизации экономики. Соответствующие предложения планируется подготовить к 2012 году.

Сергей Дмитриевич, Минфин России подготовил проект федерального закона, согласно которому Налоговый кодекс будет дополнен нормами, регулирующими порядок исчисления и уплаты налога на прибыль консолидированной группой налогоплательщиков. Каковы особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль у такой группы.

Значимым изменением должен стать новый институт консолидации в целях расчета налога на прибыль. Группы родственных компаний смогут уплачивать налог по сальдированной налоговой базе, исключающей операции между участниками такой группы, суммируя прибыли и убытки отдельных участников группы. При этом будут сняты вопросы трансфертного ценообразования по сделкам внутри группы. Большой блок поправок в Налоговый кодекс по трансфертному ценообразованию и консолидации планируется ввести в действие уже с 2011 года. На первом этапе количество консолидированных групп будет небольшим из-за жестких требований, предъявляемых к их участникам. Возможно, впоследствии требования будут более либеральными, что позволит расширить практику применения новых механизмов при исчислении налога на прибыль.

Не снимается с повестки дня и вопрос о контролируемых иностранных компаниях, а также о правилах налогообложения постоянных представительств иностранных компаний.

Расскажите, пожалуйста, о новых правилах отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам и об ограничениях на принятие убытков реорганизуемых организаций, которые предполагается установить.

В отношении налогового учета процентов по заемным обязательствам можно выделить две проблемы. Первая — признание расходов в виде процентов в пределах, превышающих нормативы, установленные пунктом 1 статьи 269 НК РФ. Уже сегодня налогоплательщик вправе ориентироваться на рыночные проценты, уплачиваемые в сопоставимых условиях независимыми лицами, если он таким образом формирует свою учетную политику в целях налогообложения. Этот подход должен стать приоритетным, и только в случае невозможности его использования будут включаться ограничения по нормативам.

Справка

Сергей Дмитриевич Шаталов, статс-сек ретарь — заместитель министра финансов РФ. Является кандидатом физико-математических наук, доктором экономических наук. Имеет благодарности Правительства РФ и Президента РФ, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Вторая проблема — так называемая недостаточная капитализация. Действующие нормы пункта 2 статьи 269 НК РФ в определенной степени дискриминируют компании, получающие займы из-за рубежа, не учитывают возникающие курсовые разницы и имеют еще ряд недостатков. Можно было бы пойти по пути упрощения, установив ограничение на включение в расходы процентов по кредитам, уплачиваемых в течение налогового периода, привязав их к какой-то доли прибыли и разрешив оставшиеся суммы относить на расходы в последующие годы по аналогии с переносом убытков на будущее. Однако в результате ухудшится положение некоторых налогоплательщиков, а кроме того, исчезнет стимул для внесения средств в уставный капитал и предоставление кредитов может стать более выгодной формой финансирования дочерних компаний. Альтернатива — совершенствовать действующие правила, устраняя выявленные недостатки. Окончательный выбор пока не сделан, возможно, будет предложена комбинация двух подходов.

Внимание к убыткам при слияниях и поглощениях связано с желанием государства сократить возможности минимизации налогов за счет, например, приобретения заведомо убыточного бизнеса без цели развивать его в будущем. Новые правила должны ограничить такую возможность как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение унаследованных убытков.

В каком направлении будет идти дальнейшее совершенствование администрирования НДС? Когда планируется ввести электронные счета-фактуры?

Уже вступили в силу новые нормы главы 21 НК РФ, позволяющие широкому кругу налогоплательщиков получить возмещение заявленных сумм НДС до завершения камеральной проверки.

Установлены критерии, на основании которых крупнейшие налогоплательщики вправе получить возмещение без каких-либо предварительных условий. Кроме того, Минфин России определил список банков, гарантии которых также обеспечивают возмещение НДС в ускоренном порядке.

Серьезные проблемы с корректировкой ранее выставленных счетов-фактур и представленных налоговых деклараций возникают у налогоплательщиков при предоставлении скидок или возврате товаров. Особенно чувствительной данная проблема является для торговых сетей и крупных предприятий, имеющих сотни или даже тысячи контрагентов. Сократить нагрузку на персонал и снизить затраты, связанные с выполнением требований налогового законодательства, можно было бы, разрешив оформлять счета-фактуры с отрицательными показателями (кредит-счета).

Предполагается уточнить перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС по экспортным операциям в случае поступления выручки от третьих лиц.

Наконец, мы готовы к тому, чтобы перейти на электронные счета-фактуры, которые в течение короткого времени могут полностью вытеснить документы на бумажных носителях. Проведенные в последние месяцы тестовые испытания показали хорошие результаты, хотя и выявили определенные технические моменты, требующие доработки.

Все перечисленные задачи планируется решить уже в этом году.

Сергей Дмитриевич, известно, что одним из главных приоритетов налоговой политики в ближайшие годы станет поддержка инновационных предприятий. Какие критерии отнесения к этой категории налогоплательщиков рассматриваются Минфином?

Поддержка инновационной деятельности и инновационных предприятий предполагается по нескольким направлениям и разными методами. При этом идентификация налогоплательщиков, которым будут предоставляться налоговые преференции, является критически важной. Пока мы не до конца понимаем,каким критериям должны отвечать те или иные инновационные предприятия, каковы должны быть механизмы подтверждения соответствия этим критериям, что будет происходить в случае нарушения данных обязательных условий. Все эти вопросы сейчас отрабатываются с другими министерствами.

Например, пониженные ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будут установлены для резидентов технико-внедренческих зон, а также для IT-компаний. Понятно, что первым достаточно подтвердить свой статус резидента. А вот для вторых будет предусмотрено, что основную часть выручки они должны получать от реализации собственного программного продукта на внутреннем и (или) внешнем рынке, иметь определенную минимальную численность сотрудников, входить в саморегулируемую организацию производителей софта и, видимо, попасть в специальный перечень, за который будет персонально отвечать профильный министр.

Серьезной корректировки требуют нормы, позволяющие в целях налогообложения прибыли затраты на приоритетные НИОКР относить к расходам с коэффициентом 1,5. Применение этих норм не вызывает особых трудностей в случае заказа исследований или разработок на стороне, но при осуществлении их собственными силами появляются многочисленные вопросы из-за неопределенности статей расходов, которые должны подпадать под действие этой льготы. Например, является ли таким расходом зарплата сотрудников? Если да, то в какой момент признается этот расход и в каком размере? Могут ли при этом учитываться какие-то общепроизводственные и общехозяйственные расходы? Отсутствие ответа на подобные вопросы чревато созданием неверных стимулов, злоупотреблениями и в конечном счете дискредитацией самой идеи. Кроме того, заслуживает внимания предложение о создании резервов предстоящих расходов на НИОКР.

Министерство финансов планирует запустить пилотный проект налогового администрирования для инновационных компаний. В чем будет заключаться его уникальность и на какие сферы впоследствии он может быть распространен?

Улучшение налогового администрирования не исчерпывается совершенствованием налогового законодательства, оно связано с изменением культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, повышением ответственности сотрудников налоговых органов за принимаемые решения. Даже при самом лучшем законодательстве налоговое администрирование будет вызывать нарекания, если сотрудники налоговых органов нацелены исключительно на пополнение бюджета, при том что ответственность за окончательное решение по правомерности налоговых претензий с их стороны будет перекладываться на судебную систему, а сопутствующие издержки налогоплательщиков не будут приниматься во внимание.

Существующая структура налоговых органов достаточно инертна, а ее сотрудники имеют разную квалификацию, поэтому добиться мгновенного изменения в лучшую сторону всей системы вряд ли возможно, хотя определенный прогресс за последние годы отмечается многими. Создание благоприятных условий налогового администрирования в части поддержки инновационной деятельности предполагает как организацию специальных инспекций или постов, в частности, в технико-внедренческих зонах, так и распространение передовых технологий (обслуживание налогоплательщиков в электронной форме, сокращение сроков проверок, оперативное принятие решений, информационное обеспечение). По-видимому, потребуется и специальный отбор сотрудников. Впоследствии положительный опыт может пригодиться для преобразования всей службы.

Какие изменения претерпят в ближайшие три года специальные налоговые режимы? Будут ли введены дополнительные ограничения для применения системы налогообложения в виде ЕНВД? Для каких видов деятельности применение УСН на основе патента сделают обязательным?

Сегодня при применении специальных налоговых режимов, введенных для малого бизнеса, накопился ряд проблем и противоречий, которые требуют своего решения.

С одной стороны, система в виде ЕНВД, изначально задуманная именно для малого предпринимательства, из-за отсутствия ограничений по объему выручки и по численности работников оказалась весьма востребованной и теми субъектами бизнеса, которые вполне в состоянии организовать правильный налоговый учет и работать на общей системе налогообложения. Появившиеся недавно ограничения по численности работников решают проблему лишь частично, поскольку пороговое значение в 100 сотрудников все еще остается высоким. Причем данная система налогообложения вводится только по решению региональных властей и в случае принятия такого решения становится обязательной для определенных этим решением видов деятельности. Много претензий у предпринимателей и к тому, как на местах регулируется базовая доходность бизнеса с помощью муниципального коэффициента К2. Есть вопросы и с неравной конкуренцией. Думаю, трудно обосновать, почему совершенно разные по эффективности и доходам организации (далеко не всегда малые по объемам выручки) должны платить одинаковые налоги. Например, хлебный и ювелирный магазины с одинаковой площадью торгового зала. Чтобы правомерно уплачивать ЕНВД, некоторые торговые организации искусственно делятся и совместно арендуют торговые площади в пределах, обеспечивающих льготный налоговый режим.

С другой стороны, многие элементы ЕНВД оказались инкорпорированы в УСН после того, как в этой системе появилось налогообложение на основе патента, тем более с наемными работниками. Правда, применение упрощенной системы налогообложения на основе патента является добровольным.

Стратегически правильным было бы постепенно сокращать сферу применения специальных налоговых режимов, сохраняя их в первую очередь для микробизнеса. Для этого мы предлагаем изъять из главы 26.2 НК РФ нормы, касающиеся УСН на основе патента, выделив их в отдельный специальный налоговый режим и уточнив как перечень видов деятельности, так и порядок определения размеров потенциального облагаемого дохода, в том числе в зависимости от числа наемных работников. Все эти вопросы необходимо решать вместе с предпринимательским сообществом.

Новый специальный налоговый режим должен в течение нескольких лет вытеснить ЕНВД, а начинать нужно с ужесточения условий его применения. Так, в проекте Основных направлений налоговой политики предлагается уже в ближайшей перспективе разрешить такой режим только для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих не более 15 наемных работников.

Упрощенная система налогообложения в обозримом будущем также должна трансформироваться в сторону поддержки в основном малого бизнеса. Постепенно следует снижать пороговые значения показателей (выручка и число работников), квалифицирующих предприятие в целях налогообложения как малое. Одновременно необходимо предельно упрощать отчетность субъектов малого предпринимательства.

Еще раз подчеркну, что все это нужно делать постепенно и осторожно, особенно с учетом недавнего кризиса и его последствий.

В рамках дальнейшего совершенствования налогового администрирования региональных и местных налогов рассматривает ли правительство вариант введения единого платежного документа для уплаты налогов физических лиц и единого срока их уплаты?

Скорее, речь должна идти о направлении единого уведомления по всем имущественным налогам, подлежащим уплате одним лицом. Пусть в данном уведомлении будут указаны суммы, подлежащие уплате по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам. Одно это резко сократит расходы на администрирование, в том числе почтовые расходы. Сроки уплаты по всем налогам совсем не обязательно должны совпадать, это не всегда удобно налогоплательщикам.

Как идет работа по подготовке к введению налога на недвижимость?

Не так быстро, как хотелось бы. По-прежнему остаются нерешенными вопросы ведения государственного кадастра объектов недвижимости и формирования системы массовой оценки. Но сдвиги есть. Методика массовой оценки объектов недвижимости протестирована Минэкономразвития в рамках пилотного проекта в Татарстане, Кемеровской, Тверской и Калужской областях. Сейчас рассматриваются и обобщаются результаты этого проекта.

Федеральная налоговая служба выступила с предложением о предоставлении ей доступа к информации о движении средств на счетах налогоплательщиков в банках в оперативном режиме (сейчас это делается по запросам). Насколько реальна такая перспектива, и если да, то на какой стадии рассмотрения находится этот вопрос?

Министерство финансов поддержало эту инициативу, но до конкретной ее реализации дело пока не дошло. Уверен, что рано или поздно такие полномочия у ФНС России будут, но не берусь прогнозировать, как скоро это случится.

Сергей Дмитриевич, спасибо за интересные и подробные ответы. Данная информация будет очень полезна в работе всем бухгалтерам, аудиторам и финансистам. Особенно про электронные счета-фактуры.

1Премьер-министр В.В. Путин, отчитываясь о работе правительства за 2009 год, отметил, что считает нецелесообразным отказываться от принятого решения в 2011 году повысить тариф взносов в ФОМС с 3,1 до 5,1%. В результате общий тариф страховых взносов составит 34%. — Примеч. ред.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка