Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Вычет НДС по товарам, приобретенным за счет средств из бюджета

1 июня 2010 14 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

И.Л. Батурина, ведущий эксперт-аудитор компании  «ЮКОН / эксперты и консультанты»:

«Позиция Минфина России по указанному вопросу изложена, в частности, в письме от 15.02.2008 № 03-07-11/64. В нем сказано, что суммы НДС, оплаченные за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, к вычету не принимаются, поскольку такой порядок приводит к повторному возмещению налога из бюджета.

Некоторые эксперты также указывают на то, что в подобной ситуации “входной” НДС, уплаченный поставщику, нельзя принять к вычету, так как организация не производила никаких затрат на приобретение товаров (работ, услуг). При этом сумма НДС должна списываться за счет целевых средств, предназначенных для покрытия всех расходов предприятия, включая налог.

Существующая арбитражная практика показывает, что суды не поддерживают названную позицию контролирующего ведомства и специалистов. Например, постановления Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07, ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2006 № А82-19017/2005-28, от 20.09.2005 № А28-2940/2005-110/23, от 05.04.2006 № А82-11888/2005-37 и от 13.03.2006 № А82-1745/2005-28, ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 № А49-6845/2005-323А/16 и от 09.02.2006 № А65-9587/05-СА1-19, ФАС Уральского округа от 02.05.2006 № Ф09-3118/06-С7 и от 14.04.2008 № Ф09-2452/08-С2, а также ФАС Центрального округа от 24.05.2006 № А36-4328/2005. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.08.2008 № А65-27753/07 суд не согласился, что в положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и в статьях 171 и 172 НК РФ, на которые ссылался налоговый орган, имеются основания, запрещающие налогоплательщику предъявлять к вычету НДС при оплате работ и услуг за счет бюджетных средств. Поэтому судьи поддержали организацию, отметив, что инспекция в кассационной жалобе не привела конкретных ссылок на нормы налогового законодательства, предусматривающих ограничение по применению налогового вычета в случае, если работы и услуги оплачены налогоплательщиком за счет средств бюджетного финансирования.

Действительно, в настоящее время глава 21 НК РФ не содержит каких-либо норм, согласно которым право на вычет ставилось бы в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику. Полагаю, вычет  НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств, могут быть приняты при выполнении условий, изложенных в статьях 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для операций, являющихся объектами обложения НДС на основании статьи 146 НК РФ;
  • приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет;
  • по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) имеются правильно оформленные счета-фактуры поставщиков, а в отдельных случаях и иные документы.

Если эти условия выполнены, то НДС предъявляется к вычету в общеустановленном порядке.

Замечу, что и Минфин России в одном из писем все-таки признал право налогоплательщика предъявлять к вычету НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг) за счет денежных средств, полученных из бюджета (письмо от 14.05.2008 № 03-07-11/181)».

М.С. Полякова, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»:

«Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории России, при условии, что они приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Никаких ограничений для организаций, приобретающих товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования, в главе 21 НК РФ нет. Отсюда можно сделать вывод: для применения налогового вычета не имеет значения, откуда налогоплательщик получил денежные средства для расчета с поставщиком.

В пункте 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, было указано, что суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых бюджетных средств, покрываются из этого же источника и к налоговому вычету не принимаются. Этот документ действовал до 2006 года. Однако и сейчас при проведении налоговых проверок налоговые органы нередко отказывают налогоплательщикам в применении налоговых вычетов, если расчеты с поставщиками осуществлялись за счет средств бюджетного финансирования.

Подход Минфина России к этому вопросу изложен, в частности, в письмах от 15.02.2008 № 03-07-11/64 и от 01.04.2009 № 03-07-11/98. В них говорится, что в случае оплаты налога за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, НДС к вычету не принимается, так как это приведет к повторному возмещению налога из бюджета.

Если налогоплательщик не согласен с изложенным подходом, он вправе отстаивать свою правоту в суде. Отмечу, что судебная практика по этому вопросу в большинстве случаев складывается в пользу налогоплательщика. В постановлении Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07 указано, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов не зависит от источника поступления денежных средств покупателю. Аналогичный вывод — в постановлениях Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 9593/06, ФАС Поволжского округа от 19.08.2008 по делу № А65-27753/07, ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2006 по делу № А82-1745/2005-28 и др.

На мой взгляд, в рассматриваемой ситуации действительно происходит двойное возмещение НДС из бюджета. Сначала налогоплательщик получает из бюджета целевые средства на осуществление расходов. При этом бюджет покрывает предстоящие затраты вместе с НДС. Затем налогоплательщик предъявляет сумму “входного” НДС, уплаченного за счет бюджетных средств, к вычету и тем самым еще раз возмещает эти средства из бюджета. Очевидно, что такие налогоплательщики оказываются в более выгодном положении по сравнению с теми, кто оплачивает НДС поставщикам за счет собственных средств. Такая ситуация противоречит одному из основных принципов налогового законодательства — принципу равенства налогообложения, заявленному в пункте 1 статьи 3 НК РФ. Данная проблема требует законодательного урегулирования путем внесения необходимых поправок в Налоговый кодекс. До тех пор пока данный вопрос не будет разрешен, суды скорее всего будут вставать на сторону налогоплательщиков. Ведь согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка