Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Налоговая база по НДС при получении субсидий из бюджета

1 июня 2010 29 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

И.Л. Батурина, ведущий эксперт-аудитор компании  «ЮКОН / эксперты и консультанты»:

«Порядок определения налоговой базы по НДС установлен статьями 153—162 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, рассчитывается как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В свою очередь в пункте 13 статьи 40 НК РФ отмечено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются данные цены (тарифы). Кроме того, в пункте 2 статьи 154 НК РФ сказано следующее. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, нормами Налогового кодекса не предусмотрена обязанность налогоплательщика включать в налоговую базу по НДС субсидии, полученные из бюджета на покрытие “выпадающих доходов” в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам.

Аналогичного подхода придерживаются и суды (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2008 по делу № А29-8112/2007, ФАС Центрального округа от 12.01.2009 по делу № А35-916/08-С15, ФАС За-пад-но-Си-бирского округа от 23.01.2008 № Ф04-361/2008(900-А67-14) по делу № А67-1834/07 и ФАС Уральского округа от 27.11.2008 № Ф09-8798/08-С2 по делу № А76-3801/08).

По моему мнению, подобная обязанность не следует и из подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, на который ссылаются контролирующие органы. Согласно этому подпункту налоговая база налогоплательщика увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). На мой взгляд, полученные субсидии такими суммами признать нельзя, так как по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии являются не оплатой реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а способом возмещения затрат или недополученных доходов при совершении налогоплательщиком указанных операций.

Минфин России и налоговые органы придерживаются иной позиции. В частности, Минфин России считает, что порядок включения бюджетных средств в налоговую базу по НДС зависит от того, какие направления использования данных средств предусмотрены при их перечислении. Такие разъяснения Минфин России дает, руководствуясь статьей 6 Бюджетного кодекса, согласно которой под субсидиями понимаются бюджетные средства, перечисляемые организации на условиях долевого финансирования расходов. Финансовое ведомство отмечает, что если бюджетные средства выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением регулируемых цен, то такие бюджетные средства не являются субсидиями в соответствии с нормами бюджетного законодательства и, следовательно, не освобождаются от обложения НДС на основании пункта 2 статьи 154 НК РФ. Названные денежные средства направлены на оплату товаров (работ, услуг), а значит, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ должны включаться в налоговую базу по НДС (письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/4/27, от 27.08.2007 № 03-07-11/355, от 07.05.2008 № 03-07-11/175 и от 06.09.2007 № 03-07-11/389, письмо УФНС России по г. Москве от 18.12.2007 № 19-11/120978).

Следует отметить, что во всех указанных письмах Минфин России ссылается на редакцию Бюджетного кодекса, которая применялась до 1 января 2008 года. Учитывая определение субсидии, которое дано в статье 78 действующей редакции Бюджетного кодекса, считаю позицию Минфина России несостоятельной».

М.С. Полякова, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»:

«Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, представляемых из бюджета таким налогоплательщикам, не учитываются при определении налоговой базы.

В то же время в подпункте 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ содержится требование об увеличении налоговой базы по НДС при получении субсидий на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Возникает проблема: какую из этих двух норм Налогового кодекса нужно применять налогоплательщикам, получающим средства из бюджета на покрытие выпадающих доходов при применении государственных регулируемых цен?

До 2008 года Минфин России высказывал следующую позицию. В рассматриваемой ситуации налогоплательщик должен применять нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ и соответственно увеличивать налоговую базу на сумму полученных бюджетных средств (письма Минфина России от 06.09.2007 № 03-07-11/389, от 27.08.2007 № 03-07-11/355 и др.). При этом НДС с указанных средств налогоплательщик обязан исчислять по расчетной ставке согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ.

По мнению Минфина России, изложенному во многих письмах, применять нормы пункта 2 статьи 154 НК РФ и соответственно не начислять НДС на сумму субсидий, полученных из бюджета, могут только прямые бюджетополучатели. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса к ним относятся органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, бюджетные учреждения. Организации, не являющиеся бюджетными, денег из бюджета напрямую не получают и бюджетополучателями не являются. Свое мнение финансовое ведомство подкрепляло определением субсидий, которое содержалось в указанной статье Бюджетного кодекса до 2008 года. Это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Отсюда Минфин России делал вывод, что бюджетные средства, полученные организациями, не являющимися бюджетными, не признаются субсидиями.

Кроме того, для применения норм пункта 2 статьи 154 НК РФ требуется, чтобы средства из бюджета были получены на возмещение расходов (то есть затрат на приобретение товаров, работ, услуг или на покрытие убытков, полученных в связи с применением государственных регулируемых цен). Если средства получает не прямой бюджетополучатель и они предназначены для оплаты услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам, такому налогоплательщику следует исчислить НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

С 2008 года из Бюджетного кодекса исключено прежнее определение бюджетной субсидии. Вместе с этим были внесены изменения в статью 78 Бюджетного кодекса. Теперь в ней однозначно записано, что суммы, полученные производителями товаров (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами) в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, это субсидии.

С внесением указанных поправок налоговым органам стало сложно доказать, что нормы пункта 2 статьи 154 НК РФ нельзя применять поставщикам, получившим бюджетные средства в возмещение недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен. Тем не менее, судя по отдельным высказываниям налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.2009 № 16-15/63905) и продолжающимся судебным спорам, позиция ФНС России и Минфина России в этом вопросе осталась прежней. Ведомства настаивают на том, что возмещаемая из бюджета разница между отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ, услуг) подлежит налогообложению на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. Ведь данная сумма поступила в увеличение доходов и связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Кроме того, по-прежнему продолжаются судебные споры о том, должны ли органы государственной, муниципальной власти и органы местного самоуправления как прямые бюджетополучатели возмещать поставщикам, применяющим государственные регулируемые цены, суммы НДС в составе выделяемых бюджетных субсидий. Например, ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 21.09.2009 по делу № А31-976/2009) отказал организации в кассационной жалобе и принял решение, что органы социальной защиты населения не должны перечислять компании, занимающейся сбытом электроэнергии, суммы НДС при возмещении разницы между отпускной ценой электроэнергии и льготной ценой для отдельных категорий населения.

Следует отметить, что вопрос об определении размера бюджетной субсидии в данной ситуации также не урегулирован. На практике бывает по-разному: некоторые поставщики, реализующие товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, получают бюджетные субсидии с НДС, а кому-то их выделяют без налога.

Как видим, проблема с начислением НДС в названной ситуации многолетняя и не решена до сих пор. Причина кроется в неясности норм налогового законодательства по данному вопросу. Конфликты и противоречия сохранятся до тех пор, пока данная проблема не будет урегулирована на законодательном уровне путем внесения необходимых изменений в Налоговый кодекс.

На мой взгляд, налогоплательщик, получивший из бюджета средства в возмещение недополученных доходов с учетом НДС, должен сумму налога перечислить в бюджет. Благодаря этому будет соблюдено требование равенства налогоплательщиков, заявленное в пункте 1 статьи 3 НК РФ.

Если организация, реализующая товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, фактически получив сумму НДС из бюджета, оставляет налог себе и не перечисляет его в бюджет, тогда налицо неосновательное обогащение налогоплательщика.

Если организация, применяющая при реализации товаров (работ, услуг) государственные регулируемые цены, получает субсидию из бюджета в виде недополученных доходов без учета НДС, то у нее не возникает обязанности по применению норм подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. Другими словами, бюджетные средства, полученные поставщиком без НДС, включать в налоговую базу не нужно» 

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 8 декабря 2016 18:00 Форма трудового договора – 2017
Бюджетник 8 декабря 2016 15:00 КБК для учреждений на 2017 год

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка