Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Электронные счета-фактуры и другие изменения в НК РФ, касающиеся взаимодействия с налогоплательщиками

15 октября 2010 20 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Электронные счета-фактуры и другие изменения. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) был принят в том числе и в целях реализации Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р (далее — План перехода), в части оказания налоговыми органами услуг в электронном виде через Интернет или Единый портал государственных услуг (далее — Единый портал) по учету организаций и физических лиц, ведению Государственного реестра налогоплательщиков и предоставлению содержащихся в нем сведений.

Усовершенствование процедуры учета налогоплательщиков в налоговых органах

Заявления о постановке на учет можно направлять в электронном виде. Законом № 229-ФЗ внесены изменения в статьи 23 и 84 НК РФ, предоставляющие право организациям и физическим лицам направлять в налоговые органы сообщения, заявления о постановке на учет (снятия с учета), уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Кроме того, по запросу организации или физического лица (заявителя) документы, подтверждающие постановку на учет или снятие с учета в налоговом органе, также могут быть направлены налоговым органом заявителю в электронном виде. Напомним, что обязательным условием для направления этих документов в электронном виде является заверение электронной цифровой подписью (ЭЦП) лица, их подписавшего.

Формат сообщений, заявлений, уведомлений, запроса, а также порядок представления налогоплательщиками в налоговый орган сообщений в электронном виде и порядок направления налоговым органом налогоплательщику документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета), утверждает ФНС России. А вот порядок направления заявлений, уведомлений и запросов должен быть утвержден Минфином России.

Обратите внимание: в целях реализации третьего этапа Плана перехода в сентябре текущего года ФНС России реализована возможность для физических лиц обратиться с заявлением о постановке на учет в электронном виде. Оно направляется в соответствующий налоговый орган через сайт www.nalog.ru или Единый портал. Учитывая, что предлагаемая схема не требует обязательного заверения заявления ЭЦП, заявителю будет предложено в определенное время обратиться в инспекцию по месту жительства за получением свидетельства о постановке на учет.

Требование об уплате налога и налоговое уведомление могут быть направлены налогоплательщику в электронном виде. Согласно изменениям, внесенным Законом № 229-ФЗ в НК РФ, при неуплате налогоплательщиком сумм налога в срок, предусмотренный законодательством, у налогового органа появилась возможность высылать налогоплательщику требование об уплате налога в электронном виде по ТКС. Получив требование, налогоплательщик может либо погасить задолженность, либо пойти в налоговый орган с подтверждающими документами и доказать отсутствие задолженности.

Если налогоплательщик ничего не предпринимает, то в течение определенного срока ему направляется решение о приостановлении операций по счетам. Параллельно такое же решение направляется в банк, и операции по счетам приостанавливаются. Выгода для налогоплательщиков в оперативном получении требования по ТКС очевидна. Чем раньше налогоплательщик получит требование, тем больше времени у него будет что-то предпринять (погасить задолженность, свериться с налоговым органом), для того чтобы операции по его счетам не были приостановлены. Безусловно, по ТКС требование дойдет до налогоплательщика гораздо быстрее, чем по почте.

Обратите внимание на изменения в статьях 52 и 69 НК РФ, касающиеся возможности передачи налоговыми органами налогоплательщикам налоговых уведомлений и требований об уплате налога в электронном виде по ТКС. При введении в действие сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — 2» и наличии письменного согласия налогоплательщика получать уведомления и требования таким способом со временем налоговые органы смогут существенно снизить издержки на налоговое администрирование, уменьшив бумажный объем уведомлений и затраты на услуги связи.

Обязанность представлять декларации в электронном виде только по ТКС

Электронные счета-фактуры и другие изменения. Долгое время оставался спорным вопрос о том, можно ли представить налоговую декларацию в электронном виде на СD-диске, флеш-накопителе или дискете. Объясняется это тем, что ранее в пункте 4 статьи 80 НК РФ было перечислено несколько способов представления налоговой декларации: лично, через представителя, по почте и ТКС. При этом не уточнялось, какой из этих способов можно использовать при подаче декларации в электронном виде. В соответствии с Законом № 229-ФЗ данный спорный вопрос разрешен в пользу налоговых органов. Теперь в пункте 4 статьи 80 НК РФ прямо прописано, что декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, благодаря указанным поправкам решена также и другая спорная ситуация — правомерен ли штраф, взимаемый на основании статьи 119 НК РФ, если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию в электронном виде, сдает отчетность на бумажном носителе? Напомним, что судебная практика исходит из того, что нарушение порядка и формы подачи декларации не образует состава правонарушения по статье 119 НК РФ. Например, об этом говорится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 11500/08. Теперь же, если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию в электронном виде, подаст ее на бумажном носителе, он будет оштрафован на 200 руб. Основание — новая статья 119.1 НК РФ. Если затем он не успеет вовремя отчитаться надлежащим образом, то инспекция привлечет его к ответственности и по статье 119 НК РФ за нарушение срока представления отчетности.

Общие принципы при разработке порядков электронного документооборота

На основании Закона № 229-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть ФНС России), утверждает формы и форматы документов, участвующих в электронном документообороте, а также порядки заполнения и направления таких форм в электронном виде. Поэтому в настоящее время Федеральная налоговая служба активно разрабатывает эти порядки, а также формы и форматы документов, участвующих в электронном обмене. Проекты порядков, форм и форматов уже размещены на сайте www.nalog.ru в целях получения квалифицированных заключений от независимых экспертов. После указанной экспертизы, согласования с Минфином России, регистрации в Минюсте России и опубликования названные документы вступят в силу.

Новые правила взаимодействия с кредитными организациями

Справка

В соответствии с Законом № 229-ФЗ с 1 января 2012 года банки будут обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет) только в электронном виде. В целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов с кредитными организациями в рамках обмена информацией в электронном виде (п. 2 и 3 ст. 86 НК РФ) разработан проект порядка представления в банки запросов налоговых органов о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщиков. ФНС России направила данный проект на согласование в Банк России. Реализация этого порядка позволит усилить контроль за сроками представления кредитными организациями в налоговые органы поименованных выше сведений, а также существенно сократить бумажный документооборот.

Кроме того, в связи с поправками, внесенными Законом № 229-ФЗ в Налоговый кодекс, также предполагается внесение изменений в Положение Банка России от 09.10.2008 № 322-П «О порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России» в части установления обязанности для кредитных организаций сообщать в электронном виде в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после получения решения (п. 5 ст. 76 НК РФ). Соответствующие предложения с учетом практики эксплуатации автоматизированной системы в налоговых органах уже направлены Федеральной налоговой службой в Банк России.

При внесении изменений в указанное выше положение необходимо реализовать возможность уведомления налогового органа через Банк России о дате начала и прекращения электронного обмена в электронном виде. В настоящее время информирование налоговых органов об указанной дате осуществляется кредитными организациями на бумажных носителях

При разработке порядков электронного документооборота с налогоплательщиками, банками и другими ведомствами ФНС России использует следующие принципы:

  • взаимодействие осуществляется через оператора электронного документооборота или непосредственно через сайт ФНС России или Единый портал;
  • при наличии документа в электронном виде отсутствует обязанность представлять его на бумажном носителе;
  • все участники должны обеспечивать хранение принятых (отправленных) электронных документов совместно с сертификатом ключа подписи (СКП);
  • средства ЭЦП обязательно должны быть сертифицированы;
  • СКП выдается удостоверяющим центром, входящим в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС России;
  • датой представления документа в налоговый орган считается дата, указанная в подтверждении об отправке (уведомлении о результатах приема);
  • перечень обстоятельств, при которых документооборот считается несостоявшимся, является закрытым.

Развитие системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на базе использования современных технологий осуществляется в полном соответствии с целями и задачами, сформулированными Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212. Кроме того, развитие бесконтактных методов взаимодействия — один из способов борьбы с коррупцией. Таким образом, изменения, внесенные в часть первую НК РФ, благоприятны как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Электронные счета-фактуры

В настоящее время по разным оценкам российский бизнес составляет от 9 до 15 млрд. экземпляров счетов-фактур в год. Это огромный массив бумажной отчетности, который налогоплательщики, во-первых, должны хранить в течение достаточно длительного срока. Во-вторых, если в ходе контрольных мероприятий в налоговые органы потребуется представить счета-фактуры, сформированные на компьютере, их нужно будет распечатать и заверить должным образом копии, что требует определенных временных и трудовых затрат. В-третьих, налоговые органы в процессе контрольных мероприятий вынуждены обрабатывать эту массу документов вручную.

О необходимости перехода на электронный оборот счетов-фактур говорилось давно. Тем не менее долгое время дело не двигалось. Наконец в 2009 году Федеральная налоговая служба успешно провела пилотный проект, который позволил Минфину России выйти с законодательной инициативой о внедрении электронного документооборота счетов-фактур.

Законом № 229-ФЗ определена возможность составления счетов-фактур как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Также закреплено право налоговых органов истребовать и получать от налогоплательщиков документы в электронном виде.

До конца 2010 года Минфин России должен определить порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС, а ФНС России — порядок направления требований о представлении документов, порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде и форматы электронных документов, задействованных в документообороте электронных счетов-фактур. Чтобы обеспечить полноценный документооборот электронных счетов-фактур, необходимо создать сеть операторов электронного документооборота, причем можно привлечь операторов, выбранных ФНС России для передачи налоговой отчетности от налогоплательщиков в налоговые органы. Необходима также сеть доверенных удостоверяющих центров для обеспечения единого поля доверия ЭЦП продавцов и покупателей.

Перечень документов, направляемых налоговым органом налогоплательщику по ТКС

Справка

Налоговый орган имеет право направлять налогоплательщику в электронном виде следующие документы:

  • решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (п. 5 ст. 69 НК РФ);
  • решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • решение о возобновлении проведения выездной проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • справку о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ);
  • поручение об истребовании документов (информации) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);
  • уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (п. 1 ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении документов (информации) (п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);
  • акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ);
  • акт камеральной налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ);
  • решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения (п. 3 ст. 101 НК РФ);
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ);
  • решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
  • решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
  • решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ);
  • решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ);
  • решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ)

Таким образом, приказами Минфина России и ФНС России должны быть утверждены:

  • порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи;
  • порядок направления требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • требования по сертификации программных средств, обеспечивающих электронный документооборот счетов-фактур и ведение электронного архива электронных документов;
  • положение о сети операторов электронного документооборота;
  • программное обеспечение налоговых органов.

Кроме того, ФНС России обязана утвердить форматы:

  • счета-фактуры;
  • журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • книги покупок в электронном виде;
  • книги продаж в электронном виде;
  • технологических электронных документов.

Отметим, что принципиальными положениями, на которых строится система электронного документооборота счетов-фактур, являются:

  • достаточное количество операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен электронными счетами-фактурами, недопустимость монополизации рынка услуг электронного документооборота счетов-фактур как между поставщиком и покупателем, так и при представлении документов в налоговые органы;
  • равнозначность требований к составлению, выставлению, хранению и представлению счетов-фактур по требованию налогового органа вне зависимости от их вида (бумажный или электронный);
  • добровольность перехода налогоплательщиков на электронный документооборот счетов-фактур;
  • унификация требований, программного обеспечения, форматов и др.

Электронная государственная регистрация

С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 227-ФЗ). Он содержит положения, позволяющие осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при представлении в регистрирующий орган документов в электронном виде, а также осуществлять взаимодействие с иными государственными органами, внебюджетными фондами и судами в электронном виде.

Для реализации положений Закона № 227-ФЗ и перехода на предоставление услуг в электронном виде в ноябре текущего года по согласованию с Минфином России намечена разработка приказа ФНС России, утверждающего формы используемых при регистрации документов и требования по их заполнению.

Поскольку Законом № 227-ФЗ с 2011 года предусматривается переход на предоставление услуги по государственной регистрации и по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде, в октябре этого года планируется разработать и внести на рассмотрение проект постановления Правительства РФ о возложении на Минфин России полномочий по определению четырех порядков:

  • предоставления из государственных реестров сведений о юридических лицах и предпринимателях в форме электронного документа органам государственной власти и местного самоуправления, судам, органам внебюджетных фондов. Указанным органам будет предоставляться не только доступ к электронной базе данных государственных реестров (как сейчас), но и документы регистрационных дел в электронном виде (при наличии);
  • о внесении изменений в сведения, включенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП на электронных носителях. Целью утверждения этого порядка будет обеспечение достоверности сведений реестров вследствие исправления ошибок, допущенных регистрирующими органами при внесении записей в реестры;
  • о размещении и составе сведений о государственной регистрации на официальном сайте регистрирующего органа в Интернете. Таким образом, предполагается повысить публичность и общедоступность сведений государственных реестров;
  • учета и хранения документов, представленных для регистрации. Данный порядок разрабатывается с учетом того, что документы будут представляться в электронном виде.

До конца 2010 года ФНС России планирует утвердить порядок представления в регистрирующий орган в электронном виде документов, необходимых для государственной регистрации. Он будет предусматривать направление заявителем через Интернет в электронном виде документов для регистрации. После получения документов заявителю также в электронном виде будет высылаться расписка, а после регистрации — свидетельство.

Кроме того, в ноябре 2011 года планируется разработать и внести на рассмотрение в установленном порядке два проекта постановлений Правительства РФ. Во-первых, об утверждении порядка и сроков представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации, а также ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Речь, в частности, идет о представлении некоторых документов, необходимых для регистрации, без участия заявителя, например справок из территориальных органов Пенсионного фонда.

Во-вторых, о внесении изменений в постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 и от 16.10.2003 № 630 в части утраты силы порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП и предоставления содержащихся в них сведений.

Следовательно, нужно будет разработать порядки ведения ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и предоставления содержащихся в них сведений и документов, а также утвердить их приказами Минфина России.

После утверждения всех необходимых нормативных правовых актов предполагается в начале 2011 года доработать и утвердить административные регламенты исполнения ФНС России функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также по ведению ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка