Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Новые технологии при перечислении физическими лицами платежей, администрируемых налоговыми органами

1 ноября 2010 13 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Новые технологии. С 2003 года Федеральной налоговой службой проводится работа по модернизации порядка осуществления платежей физических лиц в бюджетную систему РФ. Первое, что было сделано в этом направлении, — обеспечена возможность уплаты такими налогоплательщиками налоговых платежей в безналичной денежной форме. Для установления единообразия при оформлении платежных документов как юридическими, так и физическими лицами, имеющими счета в банках, были разработаны и внесены дополнения в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, утвержденные приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н.

Таким образом, на сегодняшний день физические лица — клиенты банка могут перечислить платежи в бюджетную систему РФ путем оформления платежного поручения, форма которого приведена в приложении № 1 к Положению Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Однако на практике налогоплательщики — физические лица нередко перечисляют налоговые платежи наличными.

Правила наличных расчетов по налоговым платежам

Что касается уплаты налоговых платежей наличными денежными средствами, то в данном направлении также была проделана немалая работа. Нормативными документами Банка России определен порядок работы банков с наличными денежными средствами, которым предусмотрено:

  • использование контрольно-кассовых аппаратов;
  • формирование сводных платежных документов на общую сумму принятых банком денежных средств.

Таким образом, банками формируется:

  • платежное поручение на общую сумму, которое направляется в органы Федерального казначейства;
  • информация по каждому платежу физического лица, передаваемая в налоговые органы (электронные реестры или электронное платежное поручение).

Для ведения учета исполненных обязанностей налогоплательщиков в налоговых органах используются сведения о платежах каждого физического лица. Эта информация передается банками в налоговые органы как в электронном виде с использованием штрихкодовой или биллинговой технологии, так и на бумажных носителях. При получении налоговыми органами информации в электронном виде разноска информации в лицевые счета налогоплательщиков осуществляется в автоматизированном режиме. Данные из квитанций, полученных на бумажных носителях, заносятся в базу данных налоговых органов вручную. В целях обеспечения правильного перечисления физическими лицами платежей в бюджетную систему РФ ФНС России совместно со Сбербанком России установлены формы платежных документов физических лиц — № ПД (налог) и ПД4сб (налог), а также заявление физического лица на перевод денежных средств. Рассмотрим каждую из форм подробнее.

Форма № ПД (налог). Она заполняется налоговым органом и направляется налогоплательщикам как неотъемлемое приложение к налоговому уведомлению или требованию об уплате налогов. На оборотной стороне бланка указывается информация о реквизитах платежного документа.

Заполнение платежных документов налоговыми органами осуществляется:

  • с целью сокращения количества возможных ошибок при указании физическими лицами информации в реквизитах платежных документов;
  • с целью своевременности уплаты налогов.

Кроме того, формирование платежных документов в налоговых органах позволяет вносить в такой документ любую дополнительную информацию, позволяющую идентифицировать как плательщика, так и платеж.

Информация, дополнительно указываемая налоговыми органами в платежном документе, уменьшает ручной ввод информации операционистами банков, что в свою очередь существенно снижает количество ошибок при перечислении денежных средств в бюджетную систему РФ.

Так, в зависимости от применяемой банками технологии при приеме платежей физических лиц налоговыми органами обеспечивается нанесение на платежный документ двухмерного или линейного штрихкода, а также реквизита «Индекс документа», который применяется при использовании биллинговой технологии.

Двухмерный штрихкод вмещает всю информацию, содержащуюся в платежном документе, и его использование позволяет банкам не только создать электронный реестр, но и обеспечить формирование электронного платежного поручения по каждому документу физического лица.

Линейный штрихкод не вмещает полную информацию, содержащуюся в платежном документе физического лица, однако в банках его использование более распространено, чем использование двухмерного штрихкода. Это вызвано более дешевой стоимостью сканеров для считывания линейного штрихкода.

Форма № ПД-4СБ (налог). Платежный документ данной формы тиражируется кредитными организациями и используется физическими лицами для уплаты налога в том случае, когда налогоплательщик исчисляет налог самостоятельно. Например, при уплате платежей индивидуальными предпринимателями или перечислении государственной пошлины.

В настоящее время вместо формы № ПД-4сб (налог) утверждена форма заявления физического лица на перевод денежных средств, которая содержит все необходимые реквизиты по идентификации как плательщика и получателя средств, так и самого платежа. Кроме того, данная форма удобна для заполнения, поскольку имеет формализованные поля для каждого реквизита.

Обратите внимание: информация в платежном документе должна указываться строго в соответствии с Правилами указания информации в платежных документах форм № ПД (налог) и № ПД-4сб (налог), которые изложены в приложении № 5 к совместному письму ФНС России и Сбербанка России от 20.05.2010 № КЕ37-1/1960@/10-1959. Это позволит налоговым органам при учете исполненной обязанности налогоплательщика и органам Федерального казначейства при распределении денежных средств между бюджетами бюджетной системы РФ правильно идентифицировать как получателя средств, так и самого плательщика, а также платеж.

Ошибки при указании реквизитов в платежном документе могут привести к перечислению денежных средств не по назначению. То есть если налогоплательщик ошибся в указании КБК, кода ОКАТО2, указал неправильные реквизиты получателя средств (номер счета органа Федерального казначейства или ИНН и КПП налогового органа) или ошибся при указании своих реквизитов, то обязанность по уплате налога в налоговом органе будет считаться неисполненной. Ошибочно заполненный платежный документ будет отнесен к невыясненным поступлениям и потребует обязательного представления физическим лицом заявления об уточнении необходимых реквизитов.

На сайте www.nalog.ru платежный документ можно заполнить автоматически

Новые технологии. В целях повышения качества оформления платежных документов, заполняемых плательщиками самостоятельно, ФНС России были разработаны программные средства, позволяющие формировать расчетные документы в автоматизированном режиме. Указанная программа размещена на главной странице сайта ФНС России www.nalog.ru и позволяет заполнить в автоматизированном режиме все реквизиты расчетных документов для уплаты налогов как в безналичной форме, так и наличными денежными средствами.

Кроме того, на сайте ФНС России реализован еще один сервис для налогоплательщиков — физических лиц. Речь идет об онлайн-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». На сегодняшний день реализован первый этап внедрения этого сервиса — каждое физическое лицо может узнать информацию о суммах своей задолженности перед бюджетом. Причем каждый налогоплательщик имеет возможность прямо из «Личного кабинета» в автоматическом режиме сформировать платежный документ на перечисление сумм не уплаченных в срок налоговых платежей в бюджетную систему РФ, что также позволяет избежать ошибок при указании информации в полях расчетного документа.

Новый электронный сервис для плательщиков

ФНС России разрабатывается проект по внедрению технологии оказания услуг по учету начислений и факту оплаты физическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов через Единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru). Это новый сервис для плательщиков — получателей государственных услуг. Он был создан в целях обеспечения электронного взаимодействия между органами исполнительной власти и получателями государственных услуг. На данном портале размещена информация по представляемым органами исполнительной власти услугам, а также обеспечена возможность заполнить в электронном виде заявление на получение государственной услуги.

Налоговые платежи перечислять через платежные терминалы некредитных организаций нельзя

Обратите внимание

В соответствии с законодательством о налогах и сборах в настоящее время налогоплательщики имеют возможность осуществить перечисление платежей, администрируемых налоговыми органами, в кредитных организациях, кассах местного самоуправления и организациях федеральной почтовой связи. Данная норма не позволяет физическим лицам перечислять денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через иные организации, кроме поименованных выше, в том числе через платежных агентов.

Что касается уплаты налоговых платежей через терминалы, то Банком России установлено следующее. Кредитные организации вправе заключать договоры с собственниками платежных терминалов (коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями) на осуществление приема наличных денежных средств от физических лиц только в качестве платы за услуги электросвязи, за наем жилого помещения и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы).

Таким образом, принятие от физических лиц наличных денежных средств, предназначенных для уплаты налоговых платежей, служащих источником доходов бюджетов РФ, возможно только посредством банкоматов и платежных терминалов самой кредитной организации

Вместе с тем многие государственные услуги предоставляются на платной основе и для контроля за перечислением плательщиками денежных средств был разработан проект по внедрению оказания услуг по учету начислений и факту оплаты физическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов.

Планируется, что внедрение проекта повысит информированность плательщиков и упростит процедуру оплаты, а также позволит обеспечить:

  • получение полной и своевременной информации о начисленных платежах, оплатах и задолженностях в «Личном кабинете» плательщика из любой точки страны и мира;
  • оперативное (онлайн) осуществление платежей;
  • оперативное (онлайн) информирование плательщика и администратора доходов о произведенных платежах и погашении задолженности;
  • полноту и своевременность поступления соответствующих доходов в бюджеты РФ при сокращении затрат на администрирование поступлений, повышении информированности администраторов доходов о состоянии задолженности по каждому плательщику, сокращении объема невыясненных поступлений бюджетов всех уровней и сокращении сроков между начислениями платежей и поступлением средств в соответствующие бюджеты.

В начале 2011 года предполагается провести пилотный проект на базе таких субъектов РФ, как Республика Татарстан, Астраханская и Владимирская области и Республика Башкортостан.

По результатам опытной эксплуатации будет принято решение о необходимости распространения данной технологии на всю территорию Российской Федерации

1Данные формы платежных документов приведены соответственно в приложениях № 1, 2 и 3 к совместному письму ФНС России и Сбербанка России от 20.05.2010 №КЕ-37-1/1960@/10-1959.
2Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОК 019—95) утвержден постановлением Госстандарта России от 31.07.95 № 413.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка