Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Совершенствование аналитической работы налоговых органов

15 ноября 2010 38 просмотров

Налоговые органы являются главными администраторами доходов бюджетной системы РФ. Основные полномочия главных администраторов доходов бюджетной системы РФ, которые возложены на территориальные органы ФНС России, следующие:

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей;
  • начисление пеней и штрафов;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
  • принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

Кроме того, в полномочия главных администраторов доходов входит формирование и представление в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, прогноза поступлений доходов, а также формирование и представление сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана и отчетности, которые относятся к компетенции Аналитического управления.

Одной из основных составляющих успешного выполнения указанных функций является совершенствование аналитической работы налоговых органов. В настоящее время аналитической работе уделяется пристальное внимание. Не секрет, что именно аналитические подразделения считаются одними из важнейших в составе налоговых органов.

Мониторинг исполнения бюджета

Задача Аналитического управления ФНС России состоит не только в том, чтобы оценить прогноз бюджета, но и принять необходимые меры по мониторингу его выполнения. В целях мониторинга исполнения федерального бюджета в данном управлении ежемесячно и ежеквартально проводится оценка поступлений администрируемых налоговой службой доходов и анализ факторов, повлиявших на суммы поступлений по отдельным налогам. Так, в федеральный бюджет за январь — сентябрь 2010 года поступило 2351,1 млрд. руб. администрируемых доходов, что на 532,1 млрд. руб., или на 29%, больше, чем в январе — сентябре 2009 года (1819 млрд. руб.). В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета наибольшую долю составляют поступления налога на добычу полезных ископаемых — 47,6%, налога на добавленную стоимость — 10% и налога на прибыль — 28%.

Учитывая основную роль названных налогов в формировании доходной части бюджета, управление осуществляет детальный анализ всех факторов, которые могут оказать влияние на объемы поступлений как в текущем, так и в последующих налоговых периодах. При оценке поступлений налогов учитываются не только макроэкономические показатели — валовый внутренний продукт, курс доллара США, инфляция, объемы экспорта и импорта, но и иные факторы, влияние которых характерно в отношении отдельных налогов.

Обеспечение ФНС России экспертно-аналитической информацией

Аналитическим управлением для Федеральной налоговой службы ежеквартально готовятся подробные аналитические справки об итогах ее деятельности, производится оценка эффективности деятельности территориальных налоговых органов, анализируются и оцениваются все основные направления налогового администрирования. Также ежегодно рассчитываются показатели рентабельности и налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, которые размещаются на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в общем доступе для использования налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок. Указанная информация дает возможность и налогоплательщикам оценить свои налоговые риски.

Результаты аналитической работы используются не только Федеральной налоговой службой. Поскольку многие государственные органы исполнительной власти не имеют собственных территориальных органов и мощных информационных ресурсов, ФНС России постоянно привлекается к экспертно-аналитической работе в рамках выработки государственной политики в различных областях. Так, регулярно готовятся отраслевые аналитические справки для Минфина России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздравсоцразвития России и других министерств, а также Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Государственной Думы. Они содержат аналитическую информацию о текущей ситуации в отрасли, специфике функционирования и налогообложения в отрасли, производственных и ценовых данных, финансовых показателях предприятий отрасли: рентабельности, убытках, сложившейся налоговой нагрузке, а также предложения по решению отдельных проблем развития отрасли.

В настоящее время Аналитическое управление участвует в работе по оценке эффективности принятых мер налоговой политики Минфина России. Проводится мониторинг налоговых льгот, направленных на развитие инновационной деятельности в стране. Модернизация, развитие инноваций, уход от нефтяной зависимости экономики объявлены важнейшими приоритетами государственной политики в экономической сфере. При этом особое внимание отводится стимулирующим налоговым мерам. Ведь проведение мониторинга эффективности предоставленных налоговых льгот возможно именно на основе отчетности ФНС России, которая формируется на базе информации, содержащейся в налоговых декларациях налогоплательщиков.

В указанной работе крайне востребована аналитическая информация из региональных управлений ФНС России:

  • ежеквартальные аналитические записки, ежемесячные справки о текущем социально-экономическом положении в регионах и в отраслях экономики;
  • ежемесячная информация о предприятиях регионального значения, находящихся в критическом положении из-за последствий экономического кризиса, которая в дальнейшем анализируется и направляется в Минрегион России и другие федеральные органы государственной власти;
  • статистическая отчетность, которую региональные управления представляют в центральный аппарат ФНС России.

На сегодняшний день в ФНС России используется 70 форм отчетности для анализа поступления налогов и сборов, задолженности по ним, контрольной работы налоговых органов, налоговой базы и структуры начислений по видам налогов и др.

В целом все аспекты деятельности Федеральной налоговой службы рассматриваются, оцениваются и анализируются по 26 тыс. показателей. Из общего количества утвержденных на 2010 год форм отчетности Аналитическое управление формирует сводные отчеты по 35 основным формам. При этом они содержат 17 тыс. показателей, что составляет 65% от общего количества показателей по всем формам отчетности ФНС России.

Обеспечение достоверности формируемой налоговыми органами отчетности

Особую значимость приобретает достоверность формируемой налоговыми органами отчетности. Поэтому при учете исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов основной задачей налоговых органов является:

  • обеспечение достоверного учета начисленных и уплаченных налогов;
  • обеспечение своевременного и правильного зачисления налогов (сборов) и других платежей, контролируемых ФНС России, в бюджетную систему РФ;
  • сокращение до минимума объема невыясненных платежей.

Внедрение в 2004 году единого казначейского счета и электронного документооборота между органами Федерального казначейства и налоговыми органами освободило инспекторов на местах от ручного ввода в базы данных налоговых органов информации из платежных документов юридических лиц.

В настоящее время осталась нерешенной проблема включения платежей физических лиц в электронный документооборот. А поступление платежных документов физических лиц на бумажном носителе требует участия большого количества специалистов налоговых органов для обеспечения ввода данных вручную, что приводит к ошибкам, увеличивает время для отражения информации в карточках «РСБ».

На учете в налоговых органах стоит порядка 123 млн. физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. До 2011 года для таких налогоплательщиков (плательщиков налога на имущество, земельного и транспортного налогов) было установлено два срока уплаты. Поэтому несложно представить, какие объемы информации поступают и требуют учета в налоговых органах — порядка 500 млн. квитанций на бумажном носителе. Сегодня вопрос в части данной категории плательщиков решается путем внедрения практически на всей территории страны биллинговой и штрихкодовой технологий. Это возможно, поскольку налоговые органы исчисляют налог и формируют для налогоплательщика платежные документы. В платежных документах информация отражается в виде индекса документа и штрихкода, позволяющих переводить данные из бумажных документов в электронный вид.

Вместе с тем остается нерешенным вопрос с платежами налогоплательщиков — физических лиц, которые самостоятельно исчисляют и уплачивают налоги. Это не только индивидуальные предприниматели, количество которых составляет более 4 млн., но и плательщики государственной пошлины или платы за предоставление сведений из государственных реестров. Одним из путей решения указанной проблемы является создание единой платежной системы в рамках реализации проекта «Единый портал государственных и муниципальных услуг». ФНС России является одним из главных участников этого проекта.

Пилотный проект будет осуществляться только в отношении уплаты госпошлины. Внедрение проекта позволит налоговым органам получать от налогоплательщиков в электронном виде заявления на предоставление государственной услуги (государственная регистрация, предоставление сведений из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и др.). Что касается перечисления платы за названные государственные услуги, то предполагается, что в налоговых органах будет формироваться соответствующая база данных на основании заполненных физическими лицами на едином портале платежных документов.

К указанной базе данных будут обращаться банки для получения информации, необходимой при приеме платежей. Это позволит исключить ошибки при перечислении денежных средств в бюджетную систему РФ, а налоговым органам оперативно получать информацию о факте приема кредитными организациями денежных средств, перечисленных в счет оплаты налогоплательщиками государственных услуг.

По результатам проведения пилотного проекта указанный сервис будет распространен и в отношении уплаты налогов.

Оценка эффективности деятельности налоговых органов

В настоящее время в Федеральной налоговой службе оценка деятельности налоговых органов осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (далее — Методика). В Методике определены основные направления оценки. Это прогнозирование, контрольная работа, работа с задолженностью, банкротство, досудебный аудит и др. — всего 21 показатель. Сегодня Методика успешно применяется для указанных целей.

Вместе с тем за рубежом широко применяется методология построения системы ключевых показателей эффективности (KPI) на основании системы сбалансированных показателей (ССП). Поэтому Аналитическое управление совместно с ФГУП ГНИВЦ ФНС России уже приступило к разработке подобной системы для комплексной оценки деятельности налоговой службы. Основой системы станет совокупность ключевых показателей, применение которых позволит оценить деятельность налоговых органов на всех уровнях и по всем направлениям, а также деятельность ФНС России в целом.

Ключевые показатели могут быть, например, такими: эффективность налогового администрирования, качество услуг, развитие и потенциал, затраты на налоговое администрирование.

Каждый такой показатель в свою очередь подразделяется на более детальные показатели. Например, в рамках показателя «качество услуг» могут быть выделены следующие показатели:

  • повышение качества обслуживания;
  • увеличение перечня предоставляемых услуг;
  • удовлетворенность налогоплательщиков результатами взаимодействия с налоговыми органами;
  • увеличение доступности оказываемых услуг;
  • своевременность предоставления услуг;
  • количество жалоб.

В показателе «развитие и потенциал» можно выделить такие показатели, как применение современных информационных систем, управление персоналом.

В рамках показателя «затраты на налоговое администрирование» могут быть выделены такие показатели, как:

  • производительность труда по различным направлениям налогового администрирования;
  • сумма затрат на каждый рубль поступления налогов;
  • количество налогоплательщиков на одного сотрудника и т. д.

Условием построения системы ключевых показателей является обязательное соблюдение следующих требований:

  • для каждого показателя следует определить источник получения информации. При этом нужно учитывать, что создаваемая система ключевых показателей должна быть объективной и поэтому базироваться на данных информационных и учетных систем налоговых органов;
  • все показатели должны быть измеряемы;
  • для каждого показателя необходимо определить период измерения;
  • целевые плановые значения показателей должны устанавливаться руководством ФНС России.

Это новый подход к мониторингу деятельности ФНС России и аналитической работе. Совершенствование аналитической работы налоговых органов требует качественного изменения архитектуры существующих информационных систем. Возможно, данная система будет реализована в рамках АИС «Налог-3»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка