Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Административное решение налоговых споров

15 ноября 2010 48 просмотров

Деятельность государства в лице налоговых органов в сфере контроля за соблюдением налогового законодательства зачастую связана с изъятием у налогоплательщиков имущества, принадлежащего им на праве собственности. А это в свою очередь приводит к возникновению конфликтных ситуаций между налогоплательщиком и налоговым органом, осуществляющим процедуры налогового контроля. В связи с этим необходимо административное решение налоговых споров.

До недавнего времени разрешение возникающих противоречий между налогоплательщиками и налоговыми органами преимущественно происходило в судебном порядке. Однако чрезмерная загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда решения налоговых органов признавались недействительными, а их действия неправомерными, требовали введения на государственном уровне дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении налогового законодательства. При этом названные средства должны были предусматривать как возможность успешного выполнения фискальных функций государства, так и обеспечения правовых гарантий налогоплательщика и его защиту от должностных злоупотреблений налоговых органов.

Таким образом, необходимо было реализовать комплекс мер, направленных на решение задачи по совершенствованию деятельности налоговых органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и решение проблем, связанных с правомерностью и обоснованностью действий должностных лиц и принимаемых налоговыми органами ненормативных актов.

Обратите внимание: зачастую причинами возникновения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами являются отсутствие однозначного толкования существующих норм законодательства о налогах и сборах и различный подход к некоторым проблемным вопросам налогоплательщиков и налоговых органов. Существующие пробелы в законодательстве о налогах и сборах, противоречия отдельных норм действующего законодательства порой приводят к спорным ситуациям. Налоговые органы обязаны выявлять, анализировать подобные ситуации, а также вырабатывать меры, чтобы исключить их возникновение в дальнейшем.

Итак, в целях надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, совершенствования административных процедур по рассмотрению налоговых споров было принято решение о структурном выделении в системе налоговых органов специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство, — подразделений налогового аудита.

Кроме того, создание указанных подразделений внутри системы налоговых органов является частью реализации общей государственной политики, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

С какой целью формировались подразделения налогового аудита

Административное решение налоговых споров возможно путем создания в системе налоговых органов подразделений налогового аудита было определено одной из приоритетных задач в конце 2005 года, с начала 2006 года началась ее реализация. Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ был существенно изменен порядок взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков при возникновении спорных ситуаций.

Основными причинами создания специальных подразделений по разрешению налоговых споров были:

  • рост ответственности налоговых органов за принятие решений, соответствующих закону;
  • повышение прозрачности деятельности налоговых органов;
  • обеспечение качества правосудия;
  • обеспечение доступности правосудия, так как досудебная процедура, по сути, является для налогоплательщика бесплатной;
  • повышение уровня защиты интересов граждан как налогоплательщиков;
  • сокращение сроков для устранения нарушения прав, допущенного незаконным актом налогового органа.

Кроме того, предполагалось, что повышение качества рассмотрения налоговых споров в административном порядке укрепит законность в сфере налогов и сборов и, как следствие, снизит количество обращений налогоплательщиков в судебные органы.

Таким образом, досудебные процедуры — это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы начинают действовать уже как власть, которая выполняет не только фискальные функции, но и выходит на новый качественный уровень своей правоприменительной деятельности, то есть усиливает свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях, а в конечном итоге совершенствует взаимоотношения субъектов налоговых правоотношений.

Контроль качества работы налоговых органов

В сентябре 2006 года ФНС России одобрена Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации, определяющая основные цели, задачи и направления развития указанных подразделений. В рамках данной концепции подразделения налогового аудита призваны осуществлять контроль качества работы налоговых органов на основе анализа сообщений и заявлений налогоплательщиков.

Подразделения налогового аудита, осуществляя рассмотрение заявлений или сообщений налогоплательщиков, оценивают на предмет законности и обоснованности обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера. При наличии достаточно веских оснований полагать, что обжалуемый акт, действия или бездействие налогового органа не соответствует нормам законодательства РФ, данные подразделения готовят решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа об отмене решения и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении, об изменении решения или вынесении нового решения. То есть они принимают меры для восстановления законности и устранения нарушений прав налогоплательщика.

Кроме того, анализ сообщений и заявлений налогоплательщиков о трудностях, с которыми они сталкиваются в налоговых правоотношениях, обобщение результатов разбирательства по заявленным фактам нарушения их прав позволяют своевременно информировать руководящий состав налоговых органов о наличии проблем в практике применения законодательства о налогах и сборах, вырабатывать превентивные меры, направленные на снижение случаев нарушения прав налогоплательщиков.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создает предпосылки к утверждению законности в деятельности налоговых органов, к формированию новых подходов к контрольной работе, к налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам РФ эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.

В чем преимущества досудебного урегулирования споров для налогоплательщика

Помимо перечисленного выше, процедура досудебного урегулирования споров дает возможность налогоплательщику существенно сократить материальные и временные затраты, направленные на отстаивание своей позиции, ведь не секрет, что порядок разрешения споров в суде, как правило, достаточно дорог, весьма продолжителен по времени и состоит из множества процессуальных процедур, что в свою очередь требует затрат на привлечение квалифицированных специалистов.

Таким образом, процедура досудебного урегулирования споров предоставляет налогоплательщику ряд преимуществ. Во-первых, она является наименее затратной в финансовом плане, поскольку при подаче жалобы в налоговый орган отсутствует необходимость уплаты госпошлины.

Во-вторых, подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

В-третьих, срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 1 месяца до 45 дней. В течение указанного времени вышестоящий налоговый орган обязан проверить обжалуемое решение нижестоящего налогового органа и по истечении указанного времени выразить результат такой проверки в своем решении.

И наконец, в-четвертых, при вынесении решения налогоплательщик имеет возможность учесть позицию налоговых органов при обращении в судебные инстанции и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде.

Даже если налогоплательщик все-таки допустил, по мнению налогового органа, нарушение налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы он имеет возможность при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.

Само досудебное урегулирование споров состоит из двух основных этапов:

  • рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты, составленные по результатам проведенных контрольных мероприятий;
  • рассмотрение во внесудебном порядке заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты налоговых органов ненормативного характера.

Напомним, что с начала 2009 года действует обязательный досудебный порядок обжалования налогоплательщиками двух видов решений, принятых по результатам налоговых проверок, — решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, указанные решения могут быть оспорены налогоплательщиками в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. В результате в 2009 году на 30% увеличилось количество жалоб.

Все жалобы, подаваемые налогоплательщиками в налоговые органы, можно, в частности, разделить на две основные категории. Первая — жалобы на результаты налоговых проверок, они составляют 72% от общего количества подаваемых жалоб, а оспариваемая сумма по таким жалобам составляет 97% от общей оспариваемой суммы. Вторая категория — это жалобы на действия (бездействие) налоговых органов — на их долю приходится более 25% жалоб или около 3% от общей оспариваемой суммы.

Как видим, названные две категории составляют основную долю жалоб налогоплательщиков, подлежащих урегулированию в досудебном порядке. Остальные жалобы связаны с вопросами государственной регистрации налогоплательщиков, привлечением к административной ответственности, иными вопросами и составляют чуть менее 1% по каждой категории жалоб.

Несмотря на то что обжалуется менее 1% от принятых налоговыми органами решений, на протяжении последних двух лет количество полностью удовлетворенных жалоб составляет около 20% и еще около 20% удовлетворяется частично, а в суммовом выражении претензии снимаются на 15—18% от общей оспариваемой суммы.

Основными причинами отмены в административном порядке решений налоговых органов вышестоящими налоговыми органами являются:

  • неправильное применение налоговым органом норм налогового законодательства;
  • нарушение налоговым органом установленных процедур, регулирующих порядок и сроки проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов;
  • технические ошибки, допущенные налоговым органом, влияющие на правильность принятого решения.

Результаты административного разрешения налоговых споров показывают, что процедура досудебного урегулирования действительно способствует сокращению судебных споров по искам налогоплательщиков и уменьшению количества решений судов, принятых в пользу налогоплательщиков. В частности, согласно опубликованным ВАС РФ сведениям, в 1-м полугодии 2010 года количество рассмотренных арбитражными судами дел об оспаривании правовых актов налоговых органов снизилось по сравнению с данными 2007 года в два раза (в том числе на 14% в сравнении с 1-м полугодием 2009 года).

Результат рассмотрения налоговых споров в суде показывает, что хотя и невысокими темпами, но стабильно происходит снижение удельного веса решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков, от числа рассмотренных дел по налоговым спорам. Так, согласно данным статистической отчетности, составляемой юридическими службами налоговых органов, соотношение количества дел, рассмотренных в пользу налоговых органов, и общего количества вынесенных судебных актов начиная с 2007 года повысилось с 93,3 до 98,8% (в 2010 году). Данная статистика формируется на основе информации обо всех налоговых спорах, рассмотренных в арбитражных судах и судах общей юрисдикции как по искам налоговых органов, так и по заявлениям налогоплательщиков. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте ВАС РФ, по делам об оспаривании актов налоговых органов динамика удовлетворенных требований налогоплательщиков с 2007 года по 1-е полугодие 2010 года снизилась с 76 до 64% .

Негативное влияние на качество принимаемых налоговыми органами решений оказывает несовершенство налогового законодательства, содержащего на сегодняшний день массу пробелов и коллизий, а также отсутствие единообразия судебной практики по многим спорным вопросам. Кроме того, не стоит забывать, что налоговое право является одной из самых сложных отраслей права как в России, так и за рубежом.

Федеральной налоговой службой принимаются серьезные меры, направленные на устранение недостатков и нарушений в действиях должностных лиц, качественное рассмотрение жалоб налогоплательщиков. ФНС России ориентирует налоговые органы на повышение доверия налогоплательщиков к налоговым органам как органам исполнительной власти. Налогоплательщики должны быть уверены, что в налоговом органе они смогут в досудебном порядке восстановить свои нарушенные права

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка