Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Труд иностранных граждан

15 декабря 2010 206 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ) указано следующее. Под иностранным работником подразумевается иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Речь идет о лице, прибывшем на территорию РФ на основании визы или в безвизовом режиме и получившем миграционную карту, но не имеющем вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 9 и 13 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Помимо временно пребывающих в РФ иностранных граждан, в организации могут трудиться и иностранные физические лица, проживающие в России временно (имеющие разрешение на временное проживание) или постоянно (получившие вид на жительство).

Напомним, что труд иностранных граждан возникает на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом (ст. 16 ТК РФ). Согласно договорам, предусматривающим выполнение работ (договор подряда (гл. 37 ГК РФ) и договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ)), между гражданином и организацией возникают отношения гражданско-правового характера.

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях

В Законе № 115-ФЗ указаны условия, при выполнении которых возможно участие иностранных граждан в трудовых отношениях в Российской Федерации. Так, организация (работодатель или заказчик работ (услуг)) вправе привлекать к труду (использовать) иностранных работников на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, если получила в установленном порядке разрешение на их привлечение (использование). Это установлено в пунктах 2 и 3 статьи 13 Закона № 115-ФЗ.

За выдачу разрешений на привлечение (использование) иностранных работников организация должна уплатить государственную пошлину в размере 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (подп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ организация может оформлять трудовые отношения только с теми иностранными гражданами, которые имеют разрешение на работу. Однако не все иностранные физические лица обязаны иметь разрешение на работу, среди них:

  • иностранные граждане, постоянно проживающие в России;
  • участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
  • работники иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющие монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
  • журналисты, аккредитованные в РФ;
  • обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в период каникул;
  • преподаватели, приглашенные в РФ для проведения занятий в образовательных учреждениях.

Разрешение на работу для каждого иностранного сотрудника выдается организации (работодателю или заказчику работ (услуг)) одновременно с приглашением на въезд в РФ иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности. Документы, необходимые для получения разрешения на работу для каждого иностранного работника, вместе с разрешением на привлечение и использование иностранных работников представляются одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности (п. 2 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Иностранному гражданину, временно пребывающему в РФ, разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем (заказчиком работ или услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной влас­ти в сфере миграции (ФМС России) счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника из РФ. Указанные средства возвращаются работодателю (заказчику работ или услуг) после выезда иностранного гражданина по истечении срока договора (п. 5 и 7 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

О порядке получения разрешений

Справка

Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681. Но оно утратило силу с 2 декабря 2010 года. Основание — постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 925.

Совместным приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 № 1/4/1/2 утвержден Административный регламент предоставления ФМС России, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче:

  • заключений о привлечении и об использовании иностранных работников;
  • разрешений на привлечение и использование иностранных работников;
  • разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Со дня признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 следует руководствоваться указанным Административным регламентом, в редакции совместного приказа ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 30.09.2010 № 301/850н/208/830

За выдачу приглашения на въезд в РФ иностранным гражданам организация должна уплатить государственную пошлину в размере 500 руб. за каждого приглашенного (подп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Государственная пошлина за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину составляет 2000 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Обязанности организации, пригласившей иностранного гражданина в РФ. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников и обеспечить возможность получения ими разрешений на работу — это лишь некоторые из обязанностей организации (работодателя либо заказчика работ или услуг), которые перечислены в подпункте 2 пункта 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ. Среди них также упомянуты:

  • представлять документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в России;
  • уведомлять налоговые органы по месту учета организации о привлечении и об использовании иностранных работников;
  • содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • оплачиваить расходы, связанные с административным выдворением за пределы России или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного Законом № 115-ФЗ порядка привлечения и использования иностранных работников;
  • направлять в территориальный орган ФМС России информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
  • направлять в территориальные органы ФМС России и федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Гарантии приглашенным иностранным гражданам на период их пребывания в РФ

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения организация представляет иностранным гражданам на период их пребывания в Российской Федерации гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения (п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ). Порядок предоставления таких гарантий для иностранных граждан на период их пребывания в РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 № 167. Согласно пункту 3 указанного Порядка подтверждением предоставления указанных гарантий являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:

  • предоставить денежные средства для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в России в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, а также денежные средства, необходимые для его выезда из России по окончании срока пребывания в стране;
  • обеспечить иностранного гражданина, прибывающего в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, зарплатой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
  • обеспечить иностранного гражданина на период его пребывания в России страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором РФ, или предоставить иностранному гражданину при необходимости денежные средства для получения медицинской помощи;
  • обеспечить иностранного гражданина жильем на период его пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Рассмотрим, сможет ли приглашающая организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы, связанные с предоставлением иностранному гражданину перечисленных выше гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения.

Налог на прибыль организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходы, уменьшающие налого­об­лагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Расходы по уплате государственных пошлин за выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию, разрешений на работу иностранным гражданам, а также разрешений на привлечение и использование организациями иностранных работников в случае их документального подтверждения признаются соответствующими требованиям, установленным статьей 252 НК РФ. Ведь они являются экономически обоснованными, а также не упоминаются в статье 270 НК РФ. Поэтому такие затраты могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Расходы по обеспечению выезда иностранного работника из РФ. Денежные средства, внесенные на специальный счет федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения выезда иностранного работника из России, не признаются расходами организации, поскольку будут ей возвращены по истечении срока трудового договора. Основание — статья 252 НК РФ и пункты 5 и 7 статьи 18 Закона № 115-ФЗ.

Расходы на жилищное обеспечение — оплата жилья. В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием данных работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Это указано в абзаце 1 статьи 255 НК РФ.

Оплата жилья для работников — иностранных граждан может являться частью оплаты их труда в неденежной форме. Квалифицируя начисленные в пользу работника суммы в качестве заработной платы, необходимо учитывать следующее. Размер заработной платы считается установленным, если из условий трудового договора можно достоверно определить, какая сумма оплаты труда причитается работнику за фактически выполненный объем работы. То есть размер зарплаты считается установленным, если работник, не получив причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном или натуральном выражении, может исходя из условий трудового договора потребовать от работодателя выплатить за выполненный объем работ конкретную сумму денежных средств.

Соответствующие документально подтвержденные расходы налогоплательщика, предусмотренные в трудовых договорах, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В статье 131 ТК РФ указано, что доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Допустим, организация-работодатель предусмотрела в трудовом и (или) коллективном договоре обязанность обеспечивать иностранного сотрудника жильем. Жилое помещение работнику предоставляется по договору аренды (договору найма жилого помещения), заключенному между организацией и арендодателем (наймодателем), а плату за предоставленное жилье организация перечисляет непосредственно арендодателю (наймодателю). Расходы на оплату этого жилья организация вправе учитывать в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда при условии, что оплата жилья рассматривается как составная часть зарплаты, производимой в неденежной форме. А это возможно, когда оплата жилья предусмотрена в трудовом договоре и оговорен ее конкретный размер.

Если предоставление жилого помещения для проживания работника не является условием трудового договора и не рассматривается сторонами как обязанность работодателя выплачивать часть заработной платы в неденежной форме (с конкретным определением размера этой части), то подобные выплаты в смысле статьи 255 НК РФ не являются оплатой за выполнение трудовых функций работником. Их следует рассматривать как выплаты в пользу работников, которые на основании пункта 29 статьи 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли (письмо ФНС России от 12.01.2009 № ВЕ-22-3/6).

Расходы на оплату проезда из-за границы в РФ и обратно. Организация, заключив трудовой договор с иностранным гражданином, может компенсировать ему расходы по проезду к месту осуществления работы на территории России и обратно к месту постоянного проживания — на территорию иностранного государства.

Согласно статье 169 ТК РФ при переезде по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность сотрудник вправе рассчитывать на возмещение работодателем следующих расходов:

  • по переезду работника и членов его семьи, а также провозу багажа (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет сотруднику соответствующие средства передвижения);
  • обустройству на новом месте жительства.

Затраты по возмещению указанных расходов для целей налогообложения прибыли организация-работодатель вправе учесть в составе прочих расходов в пределах размеров, определенных сторонами трудового договора, и при условии соответствия данных расходов положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Вместе с тем нужно помнить, что положения статьи 169 ТК РФ применяются в случае, когда сотрудник по согласованию с работодателем переезжает с одного места работы, в котором он выполнял свои трудовые обязанности, на другое место работы. На момент переезда на работу в другую местность физическое лицо должно состоять в трудовых отношениях с тем же работодателем, по соглашению с которым осуществляется его переезд с одного места работы у данного работодателя на другое место работы, расположенное в иной местности. В случае найма нового сотрудника и оплаты проезда до его места работы, указанного в трудовом договоре, а также расходов по обустройству на новом месте жительства применение положений статьи 169 ТК РФ является необоснованным. Поэтому затраты на возмещение указанных расходов не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Затраты на возмещение работнику — иностранному гражданину расходов на переезд к месту работы в России и обратно на территорию иностранного государства организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли на основании пункта 25 статьи 255 НК РФ при условии, что такие выплаты в пользу иностранных работников предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

Расходы на выплату вознаграждений за труд. Если иностранный гражданин осуществляет деятельность на основании трудового договора, то организация-работодатель имеет право учитывать суммы его заработной платы в составе расходов на оплату труда в соответствии со статьей 255 НК РФ.

Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на выплату вознаграждения иностранному физическому лицу, не состоящему в штате организации и не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по гражданско-правовому договору уменьшают налогооблагаемую прибыль в соответствии с пунктом 21 статьи 255 НК РФ.

Суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера (в том числе договорам подряда), заключенным с иностранным гражданином — индивидуальным предпринимателем, не состоящим в штате организации, включаются в состав прочих расходов согласно подпункту 41 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Суммы компенсации такому иностранному гражданину расходов, связанных с выполнением работ по договору подряда, учитываются в прочих расходах на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц

Иностранные граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также не являющиеся таковыми, но получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Налоговые резиденты Российской Федерации — это физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения гражданина в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Отметим, что при определении статуса налогоплательщика для целей исчисления НДФЛ следует учитывать фактические дни нахождения физического лица в РФ. Поскольку в день въезда в Российскую Федерацию и день выезда из страны гражданин фактически находится в Российской Федерации, правомерно эти дни учитывать при определении налогового статуса налогоплательщика.

У иностранного гражданина следует запросить документы, подтверждающие фактическое время его нахождения в Российской Федерации, например:

  • удостоверение личности с отметкой о въезде в РФ;
  • визу с отметками или миграционную карту;
  • авиа-, железнодорожные и другие билеты;
  • документы о регистрации иностранных граждан, которые временно проживают в России.

Пример 

Гражданин Италии въехал на территорию РФ 1 июня 2010 года для выполнения работы по трудовому договору, заключенному с ООО «Кодест», а 19 декабря этого же года выехал обратно. В данной ситуации срок фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ составит 202 календарных дня. Ведь он начинает исчисляться с 1 июня, а заканчивается 19 декабря 2010 года.

Правила уплаты НДФЛ. Российские организации и обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, которые произвели выплаты иностранному гражданину по заключенному с ним трудовому или гражданско-право­во­му договору на выполнение работ (оказание услуг) в Российской Федерации, обязаны исчислить, удержать у названного гражданина и уплатить сумму НДФЛ. Указанные лица признаются налоговыми агентами. Это следует из пункта 1 статьи 226 НК РФ.

Иностранные граждане исчисляют и уплачивают НДФЛ в бюджет самостоятельно, если они получили:

  • вознаграждения по заключенным трудовым и гражданско-правовым договорам от организаций, которые не являются налоговыми агентами (подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ);
  • доходы от источников, находящихся за пределами РФ. При этом иностранные граждане должны признаваться налоговыми резидентами РФ (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ);
  • другие доходы, если с них не был удержан НДФЛ налоговыми агентами (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Объект налогообложения и налоговая база. Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ является доход, полученный:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами РФ — для налоговых резидентов РФ;
  • источников в Российской Федерации — для не налоговых резидентов РФ.

Следовательно, доход, полученный физическим лицом — не налоговым резидентом Российской Федерации и за ее пределами, объектом налогообложения НДФЛ не является.

Пример 

Гражданин Франции, не являющийся налоговым резидентом РФ, заключил с российской организацией договор на оказание услуг на территории Франции. Так как объекта налогообложения не возникает, то российская организация не обязана исчислять и удерживать НДФЛ с вознаграждения, выплаченного указанному гражданину Франции.

Пример 

Российская организация имеет зарубежное представительство в Египте, в котором работают граждане этой страны. С вознаграждений за выполнение ими трудовых обязанностей за пределами России НДФЛ удерживаться не должен. Ведь объекта налогообложения в этом случае не возникает, поскольку названные лица не являются налоговыми резидентами РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Суммы оплаты организацией жилья для сотрудников — иностранных граждан признаются доходом, полученным данными сотрудниками в натуральной форме, а значит, указанные выплаты облагаются НДФЛ.

Статьей 169 ТК РФ определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить, в частности, расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора.

Допустим, на момент переезда иностранного гражданина к месту работы в РФ с ним заключен трудовой договор и в данном договоре предусмотрена компенсация расходов, связанных с переездом названного сотрудника на работу в другую местность, в этом случае компенсация освобождается от обложения НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ. Если же на момент переезда иностранный гражданин не являлся сотрудником российской организации, которая впоследствии возместила ему расходы на переезд, то указанные выплаты облагаются НДФЛ.

В отношении госпошлин за выдачу иностранному гражданину приглашения на въезд в Россию и разрешения на работу отметим следующее. Обязанность по их уплате возложена на работодателя. Поэтому у иностранных граждан, осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность на территории РФ, не возникает в этом случае доходов, облагаемых НДФЛ.

Ставки НДФЛ. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено статьей 224 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ ставка НДФЛ устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых:

  • в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. В отношении указанных доходов налоговая ставка устанавливается в размере 15%;
  • от трудовой деятельности, осуществляемой по найму у физических лиц — работодателей на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. По таким доходам налоговая ставка — 13%;
  • от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Законом № 115-ФЗ. Полученные при этом доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%.

Перерасчет удержанного налога. НДФЛ, удержанный с доходов иностранного сотрудника от источников в РФ по ставке 30% как с нерезидента РФ, подлежит перерасчету по ставке 13%, если:

  • в текущем налоговом периоде указанный сотрудник приобрел статус налогового резидента РФ и есть основания полагать, что его налоговый статус более не изменится;
  • по итогам налогового периода он будет признан налоговым резидентом РФ.

Перерасчет сумм налога в связи с изменением налогового статуса производится после наступления даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период измениться не может, или при окончательном определении его налогового статуса по итогам налогового периода. Указанный перерасчет сумм НДФЛ производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса физического лица. Зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога по итогам указанного перерасчета производится в порядке, установленном статьями 78 и 231 НК РФ.

Пример 

ООО «Альфа» заключило трудовой договор с гражданином Швеции, который приступил к выполнению трудовых обязанностей на территории России 1 марта 2010 года. Указанный работник приобрел статус налогового резидента РФ 31 августа 2010 года. Следовательно, с доходов работника, полученных в период с 1 марта по 30 августа 2010 года включительно, ООО «Альфа» удерживало НДФЛ по ставке 30% как с доходов нерезидента, а после приобретения работником статуса налогового резидента РФ (с 31 августа 2010 года) вправе при налогообложении его доходов применять ставку 13% и предоставлять налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218–221 НК РФ. Кроме того, организация обязана пересчитать по ставке 13% суммы НДФЛ, удержанного ранее по ставке 30%.

Излишне удержанную сумму НДФЛ ООО «Альфа» вернет работнику, подав в качестве налогового агента в налоговый орган заявление на зачет или возврат излишне уплаченной суммы НДФЛ.

Соглашения об избежании двойного налогообложения. При обложении налогом на доходы физических лиц доходов иностранного физического лица, полученных в Российской Федерации, нужно учитывать положения международного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения, заключенного Россией с иностранным государством, гражданином которого является указанное лицо.

Пример 

В ООО «Кодест» по трудовому договору работает гражданин Италии. Между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики подписана Конвенция «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения» от 09.04.96. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом одного Договаривающегося Государства за работу по найму, осуществляемую в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если:

  • получатель находится в другом Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в любом 12-месячном периоде, продолжающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году;
  • вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом этого другого Государства;
  • расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в этом другом Государстве.

Таким образом, поскольку гражданин Италии получает доходы в соответствии с трудовым договором, заключенным с российской организацией ООО «Кодест», указанные выше положения Конвенции на него не распространяются. Поэтому его доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке в соответствии с главой 23 Налогового кодекса.

Когда организации может не иметь разрешения на привлечение иностранных работников

Справка

Согласно пункту 4.5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ организация (работодатель или заказчик работ (услуг)) вправе привлекать и использовать иностранных работников без соответствующего разрешения, если они:

  • прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (в безвизовом режиме);
  • являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в России в соответствии со статьей 13.2 Закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере 2 млн. руб. и более за период, не превышающий одного года. Об этом говорится в пункте 1 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ.

Таким образом, разрешение на привлечение и использование иностранных работников организация должна иметь только в отношении иностранных граждан, временно прибывших в Россию на основании визы и не являющихся высококвалифицированными специалистами.

Отметим, что труд иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории РФ, организация может использовать без разрешения на их привлечение и использование. Это следует из абзаца 13 пункта 1 статьи 2 и пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ

Предоставление вычетов по НДФЛ. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218–221 НК РФ (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных), с учетом особенностей, установленных главой 23 Налогового кодекса (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Страховые взносы во внебюджетные фонды

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами. Исключением являются вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой.

Страховыми взносами не облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу иностранных физических лиц:

  • по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ (ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ);
  • в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-ор­га­ни­за­ций суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, если иностранный специалист на основании трудового договора или договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, заключенного с российской организацией, работает за рубежом или имеет статус временно пребывающего на территории РФ, то на начисленные ему выплаты страховые взносы на социальное страхование начислять не нужно.

В иных случаях на выплаты в пользу иностранного работника, состоящего в трудовых или соответствующих гражданско-правовых отношениях с организацией, начисляются страховые взносы по ставкам, предусмотренным Законом № 212-ФЗ. Но следует учитывать, что в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС России, вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым договорам, не включаются. Основание — пункт 2 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

О признании иностранных граждан застрахованными лицами в целях обязательного социального страхования

Справка

Взносы на обязательное социальное страхование уплачиваются только в отношении застрахованных лиц. Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ ими могут признаваться:

  • иностранные граждане, работающие по трудовым договорам или самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • иностранные физические лица, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Перечень застрахованных лиц установлен законодательством по каждому виду обязательного социального страхования.

Так, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, являются лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие только по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Основание — части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Об этом говорится в статье 8 Закона РФ от 28.06.91 № 1499-1

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, иностранные работники независимо от их статуса, заключившие с российской организацией:

  • трудовые договоры;
  • гражданско-правовые договоры, если в соответствии с указанными договорами организация обязана уплачивать страховые взносы в ФСС России.

Значит, вознаграждения иностранному специалисту по указанным выше договорам (независимо от его статуса) необходимо облагать страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и уплачивать их в ФСС России.

Если иностранный специалист работает в обособленном подразделении российской организации, находящемся за границей, то его вознаграждения также облагаются указанными страховыми взносами. Ведь законодательством не установлено исключений по перечислению взносов в ФСС России в зависимости от места нахождения подразделения


1Утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637.
2См. письмо Минфина России от 08.08.2007 № 03-03-06/2/149.
3Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 23.07.2009 № 03-03-05/138.
4Такие разъяснения приведены в письмах ФНС России от 04.02.2009 № 3-5-04/097@ и Минфина России от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 20.04.2009 № 03-04-06-01/98.
5Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 26.03.2010 № 03-04-06/51 и от 16.04.2010 № 03-08-05.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка