Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Организация находится в стадии банкротства: налоговые последствия

15 февраля 2011 147 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Порядок и условия проведения процедур банкротства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ). Кроме того, если организация находится в стадии банкротства в связи с задолженностью по налогам, сборам и т. д., применяются положения постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» (далее — постановление № 257). Этим постановлением утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам Российской Федерации в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (далее — Положение о предъявлении требований).

В статье 2 Закона № 127-ФЗ указано следующее. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом к обязательным платежам относятся:

  • налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды;
  • штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды;
  • административные штрафы и штрафы, установленные уголовным законодательством.

Дела о банкротстве возбуждает и рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника.

Право налогового органа на обращение в суд

В пункте 1 статьи 7 Закона № 127-ФЗ говорится, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. Так, право налогового органа обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом закреплено в постановлении № 257. В нем указано, что, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Полномочия по подготовке и направлению в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) реализуются ФНС России через свои территориальные налоговые органы в соответствии с приказом от 03.12.2004 № САЭ-3-19/146@.

Согласно общему порядку, изложенному в статье 33 Закона № 127-ФЗ, заявление о признании организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб. и эти требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (если иное не предусмотрено Законом № 127-ФЗ). Причем для определения признаков банкротства размер задолженности по обязательным платежам учитывается без штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Порядок подачи заявления в суд

Налоговый орган вправе обращаться в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве только после того, как им приняты все меры, предусмотренные Налоговым кодексом, о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в принудительном порядке. В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, подаваемые в суд, должны быть подтверждены решениями налоговых органов о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в силу решением арбитражного суда (ст. 6 Закона № 127-ФЗ). При этом подавать заявление в суд налоговый орган обязан в порядке и сроки, установленные постановлением № 257.

Справка

Полномочия налогового органа при наличии задолженности организации по страховым взносам

Согласно статье 2 Закона № 127-ФЗ к обязательным платежам, помимо налогов, относятся страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, а именно в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Поскольку на основании пункта 2 постановления № 257 ФНС России является уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве требований об уплате всех обязательных платежей, налоговые органы подают в арбитражный суд заявление о признании организации банкротом также при наличии у нее задолженности по страховым взносам.

Порядок объединения и представления в арбитражный суд требований, включая задолженность перед государственными внебюджетными фондами, изложен в постановлении № 257 и Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так, в пункте 10 части 1 статьи 29 этого закона сказано, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов

Согласно названному документу, прежде чем подать заявление в суд, налоговый орган должен принять соответствующее решение о направлении этого заявления. Данное решение принимается не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа. В свою очередь заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия этого решения. Должнику налоговый орган направляет копию такого заявления.

Положением о предъявлении требований предусмотрены случаи, когда налоговый орган обязан либо вправе отложить подачу заявления о признании организации банкротом. Так, подача заявления о признании должника банкротом откладывается на срок до шести месяцев, если должник представит документы, свидетельствующие о том, что он взыскивает просроченную дебиторскую задолженность, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей. Об этом говорится в пункте 4 Положения о предъявлении требований. Одновременно с этими документами он обязан представить график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей.

Порядок возбуждения дела о признании организации банкротом

Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом путем принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), которое должно соответствовать требованиям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом и Законом № 127-ФЗ.

Если заявление о признании должника банкротом принято к рассмотрению, то не позднее чем через пять дней с даты его поступления арбитражный суд выносит соответствующее определение. Это определение направляется налоговому органу, должнику и другим заинтересованным лицам.

Затем арбитражный суд проверяет обоснованность принятого заявления о признании должника банкротом. Судебное заседание по этому вопросу проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения обоснованности указанного заявления выносятся определения о признании требований налогового органа обоснованными и о введении первой процедуры банкротства — наблюдения.

В случае признания обоснованными требований налогового органа, предъявленных к ликвидируемому должнику, процедура наблюдения не вводится, арбитражный суд признает должника несостоятельным (банкротом) и открывает конкурсное производство.

Процедура наблюдения

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. С даты введения арбитражным судом процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника (ст. 63 Закона № 127-ФЗ).

Налоговый орган предъявляет должнику свои требования об уплате обязательных платежей. Они доводятся до организации-должника в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Одновременно эти требования направляются в арбитражный суд, который назначает дату рассмотрения обоснованности предъявленных требований и по результатам проверки этих требований выносит определение о включении или невключении их в реестр требований кредиторов.

Переход к иным процедурам банкротства

Не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения проводится первое собрание кредиторов, на котором принимается одно из следующих решений в отношении должника:

  • о введении финансового оздоровления;
  • введении внешнего управления;
  • признании должника банкротом, а также об открытии конкурсного производства;
  • заключении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

После принятия одного из названных решений первое собрание кредиторов обращается с соответствующим ходатайством в суд.

На основании решения, принятого первым собранием кредиторов, арбитражный суд выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С даты введения одной из названных выше процедур наблюдение прекращается.

Обязанности налогоплательщика, находящегося в стадии банкротства

Организации, в отношении которых введены процедуры банкротства, продолжают оставаться субъектами, несущими обязанности налогоплательщиков, установленные Налоговым кодексом. То есть они должны уплачивать налоги, исчисленные ими после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим Закон № 127-ФЗ делит задолженность по обязательным платежам на два вида: задолженность, которая подлежит включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в рамках процедуры банкротства, и задолженность, признаваемая текущими платежами.

К первому виду относится задолженность, возникшая до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Под текущими платежами понимаются обязательные платежи, возникшие после указанной даты. Задолженность по текущим платежам не включается в реестр требований кредиторов. Она взыскивается вне рамок процедуры банкротства в обычном порядке, то есть в соответствии со статьей 46 НК РФ, если задолженность взыскивается за счет денежных средств, или согласно статье 47 НК РФ, если требования удовлетворяются за счет иного имущества налогоплательщика.

Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Это означает, что задолженность по налогам, относящаяся к текущим платежам, может быть взыскана налоговым органом в бесспорном порядке с учетом того, что исполнение в процедуре конкурсного производства инкассовых поручений, направленных в банк налоговым органом в соответствии со статьей 46 НК РФ, осуществляется в порядке очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона № 127-ФЗ.

Пример 

У ООО «Памир» числится недоимка по платежам в бюджет в общей сумме 383 500 руб., в том числе по налогам в сумме 261 200 руб. и пеням в сумме 122 300 руб. В целях уплаты этой недоимки налоговый орган принял решение о взыскании задолженности в принудительном порядке за счет денежных средств. Но задолженность погашена не была. Налоговый орган принял решение обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом. Заявление принято судом 20 сентября 2010 года. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд вынес определение о признании требований налогового органа обоснованными и о введении наблюдения. В реестр требований кредиторов внесены указанные выше суммы.

В процессе рассмотрения дела о признании ООО «Памир» банкротом у организации образовалась недоимка по НДС в сумме 209 300 руб., которая причиталась к уплате в бюджет по декларации за III квартал 2010 года. Указанная задолженность не подлежит включению в реестр требований кредиторов. Налоговый орган вправе взыскать ее в бесспорном порядке.

Порядок погашения задолженности по налоговым платежам в период проведения процедур, применяемых при банкротстве

Введение очередной процедуры банкротства должника и погашение задолженности по налоговым платежам осуществляется в следующем порядке.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Конкретный период указывается в определении арбитражного суда.

При введении процедуры финансового оздоровления недоимку по налоговым платежам организация-должник уплачивает на основании графика погашения задолженности, утвержденного арбитражным судом. При этом задолженность по платежам (за исключением текущих платежей) уплачивается в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 81 этого закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления штрафы и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по внесению налоговых платежей не начисляются, за исключением санкций по текущим платежам. В то же время на сумму требований налогового органа об уплате налогов, подлежащих внесению в бюджет в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком. Эти проценты подлежат уплате одновременно с перечислением налогов на основании графика погашения задолженности (п. 2 ст. 81 Закона № 127-ФЗ).

Штрафы и пени в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, погашаются в ходе финансового оздоровления после того, как удовлетворены все остальные требования.

Пример 

Воспользуемся условием примера 1. Предположим, в отношении ООО «Памир» 17 января 2011 года введена процедура финансового оздоровления, в соответствии с которой организация должна погашать задолженность по налоговым платежам в сумме 383 500 руб. на основании графика погашения задолженности. Помимо этой суммы, в рамках процедуры банкротства должны уплачиваться пени, которые налоговая инспекция начислила в отношении задолженности по налогам (261 200 руб.) до даты введения финансового оздоровления, то есть до 17 января 2011 года. Сумма пеней составила 56 400 руб. С указанной даты пени не начисляются. Вместе с тем на сумму данной задолженности начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России по состоянию на 17 января 2011 года — 7,75%.

Начисленные проценты ООО «Памир» обязано уплачивать вместе с налогами, перечисляемыми по графику погашения задолженности.

Пени в сумме 178 700 руб. (122 300 руб. + 56 400 руб.) организация должна перечислить после уплаты налогов и процентов.

Внешнее управление

Определение о введении внешнего управления арбитражный суд может выносить по ходатайству первого собрания кредиторов (то есть минуя процедуру финансового оздоровления) или на основании соответствующего ходатайства собрания кредиторов после того, как этим собранием рассмотрены результаты проведения финансового оздоровления. Во втором случае внешнее управление вводится, если установлена возможность восстановить платежеспособность должника. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев. Этот срок может быть продлен на срок не более шести месяцев. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

Введение внешнего управления влечет за собой, в частности, следующие последствия. С даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. При этом аресты на имущество организации-должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве. Данный порядок не относится к исполнительному производству, осуществляемому при взыскании задолженности по текущим платежам. Также на период внешнего управления для организации-должника приостанавливается обязанность погашать денежные обязательства и уплачивать налоговые платежи, то есть в отношении этих сумм вводится мораторий. Мораторий не распространяется на текущие платежи.

В период действия моратория также не начисляются штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. К текущим платежам санкции применяются в общеустановленном порядке. В то же время на сумму требований кредиторов (включая требования налогового органа) начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату введения внешнего управления. Начисленные проценты организация-должник должна уплачивать кредиторам (включая налоговый орган) одновременно с погашением задолженности по требованиям.

В общем случае обязанность организации-должника при введении внешнего управления погашать задолженность перед кредиторами (включая налоговый орган) наступает после того, как арбитражный суд вынесет соответствующее определение о переходе к расчетам с кредиторами. Такое определение арбитражным судом выносится по итогам рассмотрения отчета внешнего управляющего, который он представляет после истечения срока, на который было введено внешнее управление. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований начиная со дня вынесения арбитражным судом данного определения. Причем этот срок не может превышать шесть месяцев с даты его вынесения.

Расчеты с кредиторами (включая налоговый орган) производятся в порядке, установленном статьей 134 Закона № 127-ФЗ. Согласно пункту 4 указанной статьи требования кредиторов в соответствии с реестром требований удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми организация-должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, налоговые органы относятся к кредиторам третьей очереди. При этом согласно статье 137 Закона № 127-ФЗ требования налоговых органов по уплате налогов среди кредиторов третьей очереди погашаются вне очереди. Штрафы, пени и иные санкции, начисленные за неуплату или ненадлежащую уплату налогов, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и уплачиваются после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Признание организации банкротом

Решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства выносится арбитражным судом по результатам одной из процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления. Принятие такого решения влечет за собой открытие конкурсного производства.

Открытие конкурсного производства в отношении организации-должника приводит, в частности, к следующим последствиям:

  • считается наступившим срок исполнения обязательных платежей, возникших до открытия конкурсного производства;
  • прекращается начисление штрафов, пеней и иных санкций за неуплату налоговых платежей, за исключением санкций по текущим платежам и процентов, начисляемых в процессе конкурсного производства;
  • на сумму требований конкурсного кредитора, а также на сумму требований налогового органа начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ России на дату открытия конкурсного производства;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве (за исключением случаев, предусмотренных Законом № 127-ФЗ);
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. При этом наложение новых арестов на имущество должника и иные ограничения не допускаются.

Удовлетворение требований кредиторов (в том числе налогового органа) производится в порядке, установленном статьями 134—138 и 142 Закона № 127-ФЗ. Согласно названным нормам вне очереди погашаются требования кредиторов по текущим платежам, то есть платежам, которые возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. В соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона № 127-ФЗ налоговые органы в отношении текущих налоговых платежей относятся к кредиторам четвертой очереди. Поэтому задолженность по налогам погашается после того, как будут удовлетворены требования кредиторов по текущим платежам первой, второй и третьей очереди. Среди кредиторов четвертой очереди исключений для налогового органа не установлено. Задолженность по текущим налоговым платежам в этой очереди погашается в порядке календарной очередности. Одновременно с этим при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, НДФЛ, профсоюзные и страховые взносы и др.), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом. Причем перечисление удержаний из фактически выплачиваемой заработной платы осуществляется в порядке и сроки, установленные соответствующими нормами действующего законодательства.

После погашения задолженности по текущим платежам производятся расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, то есть по задолженности, которая возникла до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Налоговые органы по таким требованиям относятся к кредиторам третьей очереди.

На основании пункта 2 статьи 142 Закона № 127-ФЗ требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного погашения задолженности перед кредиторами предыдущей очереди. Задолженность погашается в том же порядке, что и при расчетах с кредиторами после истечения срока внешнего управления. Одновременно с погашением задолженности в соответствии с реестром требований кредиторов уплачиваются начисленные на эту задолженность проценты.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Прекращение производства по делу о банкротстве

В отношении организации, находящейся в стадии банкротства в связи с задолженностью по налоговым платежам (при отсутствии иных кредиторов), может быть прекращено дело о банкротстве, если в ходе любой из процедур будет погашена эта задолженность. Согласно положениям Закона № 127-ФЗ эту задолженность, в частности, могут погасить учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица. Обязательное условие — требования к должнику об уплате обязательных платежей должны быть погашены полностью в порядке и сроки, установленные определением арбитражного суда. В противном случае арбитражный суд не признает эти требования погашенными и соответственно не будет прекращено производство по делу о банкротстве.

Дело о банкротстве организации может быть прекращено также путем заключения мирового соглашения. При этом условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по налоговым платежам, должны соответствовать требованиям Налогового кодекса (ст. 150 Закона № 127-ФЗ)

Вот мы рассмотрели налоговые последствия, когда организация находится в стадии банкротства.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка