Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете учитывать детские новогодние подарки

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как обосновать расходы на аттестацию рабочих мест, проведенную по новым правилам?

1 сентября 2011 8 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н (далее — Порядок). Этот документ вступил в силу с 1 сентября 2011 года. До указанной даты следовало руководствоваться правилами аттестации, установленными приказом того же ведомства от 31.08.07 № 569 .

Аттестация рабочих мест заключается в комплексном анализе условий труда на этих местах и состоит из оценки следующих факторов (п. 13 Порядка):

  • соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • травмоопасности рабочих мест;
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Для чего работодателю необходимы результаты аттестации рабочих мест

Каждый работодатель обязан обеспечить сотрудникам безопасные условия работы (см. врезку "Уклонение от проведения аттестации рабочих мест наказывается штрафом"). Кроме того, он должен организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах. Это установлено в статье 212 ТК РФ. Как раз для оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных или опасных производственных факторов и проводится аттестация рабочих мест (п. 2 Порядка).

Результаты такой оценки необходимы прежде всего для того, чтобы обосновать предоставление следующих льгот и компенсацийработникам, занятым во вредных или опасных условиях труда :

  • сокращение продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ);
  • предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ);
  • зарплата в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ);
  • проведение медицинских осмотров за счет работодателя (ст. 213 ТК РФ);
  • выплата денежных компенсаций за работу во вредных или опасных условиях (ст. 219 ТК РФ);
  • обеспечение за счет работодателя специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими веществами (ст. 221 ТК РФ);
  • выдача работодателем молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Единый для всех отраслей деятельности список работ с вредными или опасными условиями труда в настоящее время не утвержден. Поэтому подтвердить наличие на рабочих местах тех или иных вредных либо опасных производственных факторов можно только путем аттестации рабочих мест. Без ее проведения организация не сможет признавать в налоговом учете расходы, связанные с предоставлением льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных или опасных условиях. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма от 16.03.11 № 03-03-06/1/143 , от 27.08.09 № 03-03-06/1/550 и от 21.08.07 № 03-04-07-02/40).

Кроме того, результаты аттестации рабочих мест необходимы для получения скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Чтобы получить скидку, в срок до 15 мая текущего года организация должна представить в отделение ФСС России по месту своей регистрации комплект документов. Их перечень утвержден постановлением ФСС России от 22.03.02 № 32 .?В нем, в частности, указаны сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и протокол их аттестации (формы этих документов приведены в приложениях № 6 и 9 к Порядку).

Правила , по которым определяется размер скидки или надбавки, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.09.01 № 652 .?Максимально возможная скидка или надбавка — 40% от страхового тарифа, предусмотренного для соответствующего класса профессионального риска (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

На основании результатов аттестации рабочих мест работодатель планирует и проводит мероприятия по охране труда и улучшению условий работы. Расходы на некоторые из таких мероприятий, как и на саму аттестацию, могут быть профинансированы за счет средств ФСС России (см. врезку ниже).

Обратите внимание

Аттестацию рабочих мест можно провести за счет ФСС России

ФСС России обязан компенсировать затраты на аттестацию рабочих мест при соблюдении ряда условий. Такая возможность предусмотрена в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.11 № 101н (далее — Правила). Этот документ действует в течение 2011 года. Аналогичные нормы были установлены и в предыдущие годы, вероятно, они будут сохранены и на последующие.

Помимо затрат на аттестацию рабочих мест, ФСС России вправе компенсировать работодателю и другие расходы, связанные с охраной труда, в том числе расходы (п. 2 Правил):

—на проведение обязательных медицинских осмотров сотрудников, занятых на вредных или опасных работах;

— обучение охране труда определенных категорий работников;

— приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях;

— санаторно-курортное лечение таких работников и их обеспечение лечебно-профилактическим питанием.

Однако общий размер возмещения ограничен. Он не может превышать 20% от общей суммы взносов на травматизм, начисленной работодателем за предыдущий календарный год и уменьшенной на страховые выплаты работникам (п. 3 Правил). Чтобы получить возмещение, нужно было обратиться с заявлением в отделение ФСС России по месту регистрации до 1 августа (п. 4 Правил)

Что изменилось в порядке аттестации рабочих мест

Изменение первое: без привлечения аттестующей организации проведение аттестации невозможно . До вступления в силу Порядка , то есть до 1 сентября 2011 года, работодатели могли проводить аттестацию рабочих мест собственными силами либо привлекать для этого специализированную аттестующую организацию.

После указанной даты аттестация проходит при обязательном участии аттестующей организации, с которой заключается гражданско-правовой договор (абз. 2 п. 6 Порядка). Она должна соответствовать определенным требованиям, а именно:

  • быть юридическим лицом(абз. 3 п. 6 Порядка). Получается, что индивидуальные предприниматели не уполномочены проводить аттестацию рабочих мест по заявкам работодателей;
  • иметь аккредитацию на право оказания услуг по аттестации рабочих мест (приложение №1 к приказу Минздравсоцразвития России от 01.04.10 № 205н). Аккредитация подразумевает включение компании в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Ведением этого реестра занимается Минздравсоцразвития России. Сведения, содержащиеся в реестре, размещены в Интернете на официальном сайте этого ведомства www.minzdravsoc.ru;
  • быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация (абз. 4 п. 6 Порядка).

Одновременно можно привлечь несколько аттестующих организаций. В этом случае объем работ между ними должен быть четко распределен (абз. 5 п. 6 Порядка).

Изменение второе: установлены требования к составу аттестационной комиссии . До 1 сентября 2011 года таких требований не было, имелись лишь рекомендации по формированию аттестационной комиссии. Теперь в пункте 10 Порядка указано, что в состав аттестационной комиссии обязательно включаются:

  • представители работодателя, в том числе руководители структурных подразделений, юристы, сотрудники отдела кадров, бухгалтерии, медицинские или иные работники;
  • специалист по охране труда (это может быть лицо, выполняющее функции службы охраны труда на основании гражданско-правового договора);
  • представители первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • представители аттестующей организации.

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя, например начальник отдела кадров или заместитель генерального директора. Состав комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя (п. 11 Порядка).

Изменение третье: установлен срок для начала аттестации новых рабочих мест . Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после их создания (абз. 4 п. 8 Порядка). Ранее каждое новое рабочее место подлежало аттестации сразу после ввода его в эксплуатацию.

По остальным рабочим местам работодатели самостоятельно устанавливают сроки проведения аттестации исходя из того, что каждое такое место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (абз. 1 п. 8 Порядка). С такой же периодичностью аттестацию следовало проводить и раньше.

За непроведение аттестации и другие нарушения, связанные с оценкой условий труда на рабочих местах, для работодателя и его должностных лиц установлена административная ответственность (см. врезку выше).

Изменение четвертое: уточнено, как определять срок для проведения следующей аттестации . Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации конкретного рабочего места. Основание — абзац 2 пункта 8 Порядка. Аттестация считается завершенной в день издания приказа о ее окончании и утверждении результатов (абз. 3 п. 44 Порядка).

За дату начала очередной аттестации берется дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (абз. 3 п. 8 Порядка). Бланк такого приказа не установлен, поэтому он составляется в произвольной форме.

Напомним, что в ранее действовавших правилах порядок определения указанных сроков вообще не был оговорен.

Изменение пятое: установлен срок для ознакомления работников с результатами аттестации . И прежде работодатели обязаны были информировать работников об итогах оценки условий труда на их рабочих местах. Так, каждого сотрудника необходимо было под роспись ознакомить с содержанием карты аттестации его рабочего места. Но срок для этого не был установлен.

Теперь на ознакомление работников отводится 10 рабочих дней с даты, когда работодатель получил от аттестационной комиссии протокол ее заседания по результатам аттестации и отчет об итогах аттестации. Основание — абзац 3 пункта 44 Порядка.

Изменение шестое: установлен срок для направления результатов аттестации в государственную инспекцию труда . Это нужно сделать в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении ее результатов. Такое требование закреплено в пункте 45 Порядка.

Справка

Уклонение от проведения аттестации рабочих мест наказывается штрафом

Если работодатель — организация или индивидуальный предприниматель уклоняется от аттестации рабочих мест по условиям труда, он может быть привлечен к административной ответственности.

Именно это нарушение в Кодексе об административных правонарушениях не упоми- нается. Однако в статье 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за любые нарушения законодательства о труде и об охране труда. Значит, эти меры ответственности применяются и в случае нарушения правил аттестации рабочих мест или уклонения от ее проведения.

На организацию может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., ее должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., на индивидуального предпринимателя — от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Вместо штрафа в отношении организации или предпринимателя применяется и другая мера ответственности — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За повторное нарушение трудового законодательства должностное лицо, ранее уже оштрафованное за аналогичное правонарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ)

В государственную инспекцию труда по субъекту РФ следует направить на бумажном и электронном носителях:

Изменение седьмое: конкретизирован срок хранения документов по аттестации рабочих мест . Ранее указанные документы рекомендовалось хранить в течение 45 лет. Теперь в пункте 46 Порядка прописано, что документы по аттестации рабочих мест хранятся у работодателей в течение сроков, установленных законодательством РФ.

Такие сроки в настоящее время определяются с помощью Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.10 № 558 . Данный нормативный акт является обязательным для организаций любой формы собственности.

В статье 602 названного Перечня указано, что документы об аттестации рабочих мест по условиям труда следует хранить не менее 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных или опасных условий труда — не менее 75 лет. Место и порядок их хранения определяет сам работодатель (п. 46 Порядка).

Изменение восьмое: подкорректированы формы многих документов, составляемых в ходе аттестации . Бланки новых форм таких документов приведены в приложениях № 1—10 к Порядку. По заполнению некоторых из них даны рекомендации. В частности, разъяснено, как составлять перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, и сводную таблицу классов условий труда и компенсаций работникам (приложения № 1 и 7 к Порядку).

Расходы на аттестацию рабочих мест можно учесть при расчете налога на прибыль

Затраты организации-работодателя на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда есть не что иное, как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Они уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Аттестацию по условиям труда, как и прежде, обязаны проводить все без исключения работодатели (ст. 212 ТК РФ). Более того, аттестации по-прежнему подлежат все рабочие места, созданные у работодателя (п. 4 Порядка). Следовательно, расходы на ее проведение являются экономически оправданными для любой компании , а не только для тех работодателей, на рабочих местах которых были выявлены вредные или опасные производственные факторы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Изменение с 1 сентября 2011 года правил аттестации не влияет на порядок отражения в налоговом учете расходов на ее проведение.

Чтобы подтвердить расходы на оплату услуг аттестующей организации, потребуются договор с ней, акт выполненных работ, а также пакет документов, составленных в ходе аттестации. Перечень указанных документов приведен в пункте 44 Порядка, а образцы большинства форм содержатся в приложениях к Порядку .

НДС по услугам аттестующей организации можно принять к вычету

Компания — заказчик работ по аттестации имеет право принять к вычету сумму НДС, предъявленную аттестующей организацией в составе стоимости осуществленных работ. Но это возможно, если одновременно выполняются следующие условия

  • у заказчика имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, выставленный аттестующей организацией (п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • аттестация проводилась в отношении рабочих мест, которые используются в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • у заказчика имеется акт выполненных работ, подписанный обеими сторонами, а результаты работ приняты им к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Вот как учитывать расходы на аттестацию рабочиъ мест.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка