Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Вопросы по налоговому контролю

10 января 2012 35 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

НОВЫЕ ПРАВИЛА ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Вопросы по налоговому контролю. С 2012 года вступили в силу новые правила трансфертного ценообразования. Признаются ли теперь контролируемыми сделки по предоставлению беспроцентного займа?

На мой взгляд, признаются. Хотя для целей налогообложения прибыли заем услугой не является (постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.04 № 3009/04), правила трансфертного ценообразования не ограничиваются сделками только с товарами, работами и услугами.

Однако следует добавить, что вопрос относительно применимости правил трансфертного ценообразования к сделкам с объектами гражданских прав, отличных от товаров, работ и услуг, четко не определен. При подготовке законопроекта о новых правилах трансфертного ценообаразования ко второму чтению из него было исключено упоминание о сделках с «иными объектами гражданских прав».

***

Кто из сторон сделки (продавец или покупатель) должен подавать уведомления о совершенных контролируемых сделках?

В соответствии со статьей 105.16 НК РФ каждая из сторон сделки должна уведомить налоговый орган о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

***

Может ли ФНС России привлечь к ответственности налогоплательщика, если тот намеренно завысил цену товара, чтобы не получить убыток, а хоть какую-то прибыль и заплатить с нее налог?

Ответственность для самого налогоплательщика, который намеренно завысил цену на товар и тем самым заплатил большую сумму налога на прибыль, НК РФ не предусмотрена. Если данная сделка будет признана контролируемой, обеим ее сторонам нужно будет не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом, уведомить инспекцию о совершении такой сделки, проведенной в течение года. За нарушение срока подачи данного уведомления предусмотрен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Причем, если сделка будет признана контролируемой, ФНС России может проверить контрагента налогоплательщика, уменьшить его расходы, довести цену сделки до рыночной цены, и в результате контрагенту придется доначислить налог.

Неуплата налога в результате занижения или завышения цен теперь является отдельным налоговым правонарушением. Ответственность за него предусмотрена в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

Но в таком размере санкция будет применяться только при вынесении решений по итогам проверок за налоговые периоды начиная с 2017 года. В 2012—2013 годах штраф применяться не будет, а в 2014—2016 годах он составит 20% от неуплаченной суммы налога.

СОЗДАНИЕ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Является ли признаком создания обособленного подразделения организации размещение оборудования вне территории налогоплательщика, если по этому месту не создаются стационарные рабочие места, а оборудование работает без непосред- ственного управления работников на месте его нахождения? Работники появляются в данном месте только в момент установки этого оборудования и в момент поломки.

Полагаю, что если такое оборудование работает автоматически, но при этом в должностные обязанности сотрудников входит контроль за его работой, то в данном случае у организации возникает обособленное подразделение.

Напомню, согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ обособленным признается любое территориально обособленное подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Определение понятия «рабочее место» дано в статье 209 ТК РФ — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В ситуации, рассмотренной в вопросе, место работы оборудования находится под контролем налогоплательщика и в оговоренных случаях работники должны там присутствовать. Так что условия для создания рабочего места выполнены.

***

Организация, помимо юрадреса, осуществляет деятельность по другому адресу. По месту фактического нахождения она решила зарегистрировать обособленное подразделение, которое не является ни филиалом, ни представительством. Если оба этих адреса находятся в Москве, то в какую инспекцию нужно обращаться за постановкой на учет подразделения?

Согласно пункту 2 статьи 23 и пункту 4 статьи 83 НК РФ, если организация создает обособленное подразделение, но не оформляет его в качестве филиала или представительства, то организация должна в течение одного месяца со дня его создания направить в налоговый орган по месту своего нахождения, то есть по адресу, указанному в ее учредительных документах, сообщение о создании обособленного подразделения.

В свою очередь ваша инспекция направляет данную информацию в налоговый орган по месту нахождения нового подразделения для постановки организации на учет. Таким образом, компания будет поставлена на учет в инспекции по месту нахождения обособленного подразделения.

***

Вопросы по налоговому контролю. Организация согласно уставу зарегистрирована по одному адресу, по которому оборудовано одно рабочее место генерального директора. Фактически организация находится по другому адресу. Организация состоит на учете в двух налоговых инспекциях: по юридическому адресу и по крупнейшим налогоплательщикам. Какие налоговые риски здесь могут возникнуть?

Можно сказать, что у организации создано обособленное подразделение, по месту нахождения которого она не состоит на налоговом учете. Таким образом, данная организация может быть привлечена к ответственности по статье 116 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет.

Что касается вопроса представления деклараций организациями — крупнейшими налогоплательщиками, то все декларации таким компаниям необходимо подавать в межрайонную (межрегиональную) инспекцию, в которой они состоят на учете в качестве крупнейших (п. 3 ст. 80).

***

Организация занимается предоставлением транспортных услуг. Часть транспорта (автобусов) находится вне территории организации на муниципальной стоянке. Является ли это признаком создания обособленного подразделения?

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ местом нахождения имущества в виде транспортных средств (кроме морских, речных и воздушных транспортных средств) признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества.

При осуществлении организацией транспортных услуг используемые данные транспортные средства (автобусы) не обладают признаками обособленного структурного подразделения.

НЕДОИМКА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ПЕНЯМ, ШТРАФАМ

Налоговые органы в 2006 году ошибочно отразили задолженность налогоплательщика-юрлица перед бюджетом. Ошибку признали устно. Данная задолженность отражена в актах сверки расчетов с инспекцией и в 2011 году. Налоговики требований об уплате не выдвигали и не выдвигают. Инспекция предложила для списания данной задолженности либо заплатить ее, либо подать в суд. Что делать организации в сложившейся ситуации?

В судебной практике есть примеры отказов в признании незаконным отражение налоговыми органами в лицевых счетах сумм недоимки и задолженности по пеням и штрафам. По мнению суда, лицевые счета являются документами внутриведомственного контроля. Наличие в документах внутриведомственного учета подобных сведений само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, то есть не влечет негативных последствий для налогоплательщиков. К примеру, такой вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 20.04.09 № КА-А41/3087-09 .

Однако есть и иная точка зрения. Судами было установлено бездействие инспекции, выразившееся в непринятии мер по корректировке лицевых счетов по налогу, которое противоречит требованиям статей 45 и 46 НК РФ, нарушает права налогоплательщика. Ведь состояние лицевых счетов организации препятствует получению ею справки об отсутствии задолженности и делает невозможным ее участие в тендерах и конкурсах за счет средств федерального бюджета, мешает нормальному осуществлению предпринимательской деятельности (постановление ФАС Московского округа от 18.06.08 № КА-А40/5316-08).

***

На что сослаться при обращении в инспекцию с просьбой о списании просроченной задолженности к взысканию?

Приказом ФНС России от 19.08.10 № ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее — Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их безнадежными (далее — Перечень). Решение о признании задолженности безнадежной и ее списании принимает руководитель налогового органа по месту учета налогоплательщика (п. 3 Порядка).

Так, Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным, в частности, в следующих случаях:

  • при принятии судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания;
  • при вынесении судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (п. 2.4 Порядка).

В соответствии с пунктом 4 Перечня документами, подтверждающими обстоятельства признания такой задолженности безнадежной, являются:

  • копия вступившего в законную силу акта суда, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности, заверенные гербовой печатью суда;
  • справка налогового органа по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Налоговый орган заинтересован в урегулировании задолженности, в том числе и посредством подачи ходатайства о восстановлении пропущенного срока взыскания.

В настоящий момент рассматривается проект постановления Пленума ВАС РФ, согласно которому у налогоплательщика имеется возможность самостоятельно подать заявление в суд о признании задолженности безнадежной к взысканию.

***

Возможен ли возврат НДС, если пропущен трехлетний срок со дня уплаты налога, но налогоплательщик узнал о переплате только после сверки расчетов с инспекцией? Причем инспекция отказала в возврате налога, ссылаясь на истечение установленного срока — трех лет. Если возврат возможен, то как это сделать?

В случае пропуска установленного статьей 78 НК РФ срока возврата НДС налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате указанной суммы. Та- кие разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.03.11 № 03-02-08/27 .

НК РФ установлены конкретные процессуальные сроки, в том числе для принятия решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок (ст. 101 НК РФ), направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ), исполнения требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ), для принятия решения о взыскании налога (ст. 46—48 НК РФ).

Указание в пункте 7 статьи 78 НК РФ срока для подачи налогоплательщиком заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога не направлено на ущемление прав налогоплательщика.

В определении Конституционного суда РФ от 21.06.01 № 173-О указано следующее. Норма статьи 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. И в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

***

Налоговые органы 29 июля 2011 года произвели зачет пеней по НДС, начисленных в апреле 2008 года, за счет переплаты налога по прибыль. Правомерно ли действие инспекции? Существует ли запрет на зачет по истечении срока исковой давности?

Если сроки принудительного взыскания пеней по НДС истекли, то действия инспекции по проведению зачета переплаты налога на прибыль в счет их погашения неправомерны.

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 15.09.09 № 6544/09 при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням или штрафам возврат суммы излишне уплаченного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения недоимки или задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Вместе с тем в Налоговом кодексе установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога.

Зачет является разновидностью уплаты налога, на него распространяются общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации прав налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению, в том числе при проведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности.

Таким образом, НК РФ не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам, по которым сроки на принудительное взыскание истекли.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ И ПОЯСНЕНИЙ В ХОДЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Вправе ли инспекция истребовать документы и пояснения в ходе камеральной налоговой проверки в соответствии со статьей 88 НК РФ по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, трактуя применение данной ставки как льготу?

Пункт 6 статьи 88 НК РФ предусматривает право налоговых органов истребовать у налогоплательщика документы, если в представленной декларации заявлено применение льгот. Однако ставка 0% по НДС не является налоговой льготой. Ее применение обязательно для налогоплательщиков. Поэтому истребование документов, подтверждающих налоговую льготу, в этом случае неправомерно.

Однако согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ при применении нулевой ставки НДС налогоплательщики должны вместе с декларацией представить в налоговый орган документы, которые подтверждают ее применение. Эти документы инспекция может потребовать в рамках камеральной проверки.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить пояснения в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ. Согласно этой норме налогоплательщику передается требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, если камеральной налоговой проверкой выявлены сле- дующие факты:

  • ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Налоговый орган не может запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или представление таких документов вместе с декларацией (расчетом) не предусмотрено положениями Налогового кодекса.

***

Является ли несоответствие данных налоговой декларации и форм бухгалтерской отчетности основанием для истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Да, является. Ведь если камеральной проверкой выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, он сообщает налогоплательщику об этом. А также требует представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Значит, в данной ситуации организация должна представить требуемые инспекторами пояснения.

***

Если в рамках камеральной налоговой проверки по НДС не представлены документы по причине неполучения требования, вправе ли налоговый орган исключить из вычетов всю сумму НДС по сделке?

На мой взгляд, вправе. В пункте 1 статьи 93 НК РФ сказано следующее. Если налоговый орган не может передать требование о представлении документов, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования.

Если документы, подтверждающие вычеты по НДС, не будут представлены, то налоговые органы могут отказать в признании вычетов, а также наложить штраф за неполную уплату налога.

При этом если впоследствии подтверждающие документы представлены, то эти доказательства могут быть использованы налогоплательщиком и налоговым органом при дальнейшем рассмотрении материалов проверки или при подаче налогоплательщиком соответствующей жалобы.

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК ПО ВЫЧЕТАМ НДС

Относятся ли нормы статьи 54 НК РФ о возможности исправления ошибок в текущем налоговом периоде к вычетам по НДС?

Нет, не относятся. По данному вопросу есть разъяснения Минфина России, которые приведены в письме от 25.08.10 № 03-07-11/363 . Так, с 1 января 2010 года согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый или отчетный период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам в тех случаях, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога.

Исходя из положений статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров, работ, услуг определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ. При этом налоговый вычет сам по себе не формирует налоговую базу, он уменьшает налог, подлежащий уплате, который определяется исходя из налоговой базы и примененной налоговой ставки. Поэтому рассматриваемые положения статьи 54 НК РФ, позволяющие корректировать налоговую базу в текущем периоде при выявленной переплате, в части вычетов по НДС не применяются.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 09:00 Отгул за сверхурочную работу

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка