Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Какие права есть у организации при проведении совместных налоговых и полицейских проверок

2 июля 2012 65 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Во время обычной выездной налоговой проверки инспекторы могут в любой момент привлечь сотрудников полиции. Такое право дает пункт 1 статьи 36 НК РФ и пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции). Кроме того, полицейские могут прийти как вместе с налоговыми инспекторами в качестве дополнительной поддержки, так и самостоятельно (см. врезку на с. 116). Рассмотрим оба этих случая.

Совместные проверки налоговиков и полицейских расширяют полномочия контролеров

В рамках выездной налоговой проверки сотрудники органов внутренних дел включаются в состав проверяющей группы по запросу инспекции (постановления ФАС Северо-Кавказского от 13.03.12 № А53-4199/2011 , Московского от 16.04.10 № КА-А40/2634-10 , от 21.07.09 № КА-А40/6640-09 и Северо-Западного от 29.07.09 № А44-2400/2008 округов). Их взаимоотношения регулируются Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок (утв. приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.09 , далее — Инструкция).

Инспекторы не обязаны предупреждать организацию о проведении совместной проверки, так же как и предоставлять налогоплательщику копию запроса о привлечении сотрудников отдела внутренних дел. Для привлечения полицейских к уже начавшейся проверке инспекторам достаточно только внести изменения в решение о ее проведении (постановление ФАС Московского округа от 16.04.10 № КА-А40/2634-10).

Совместная работа проверяющих органов значительно расширяет возможности проведения выездной проверки. Минфин России указал, что сотрудники органов внутренних дел также могут принимать участие в дополнительных мероприятиях налогового контроля (письма от 07.06.06 № 03-02-07/1-141 и от 07.06.06 № 03-02-07/1-147).

Полицейские вправе пользоваться всеми средствами и методами в рамках своей компетенции, которые предоставлены Законом о полиции и Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). В частности, на основании судебной санкции может быть проверена почта организации (в том числе и электронная) и прослушаны телефонные переговоры.

Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, приобщаются к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений на основании пункта 14 Инструкции.

Самостоятельные полицейские проверки часто проводятся уже после налоговых проверок

При самостоятельном посещении у полицейских есть право только на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе касающихся хозяйственной деятельности организации. Cотрудники органов внутренних дел не могут самостоятельно проводить налоговые проверки (см. врезку на с. 120).

В случае выявления полицейскими (в ходе розыскных мероприятий) сведений, касающихся финансовой деятельности компании, требующих вмешательства налоговиков, полицейские обязаны в 10-дневный срок направлять в налоговый орган соответствующие материалы для принятия по ним решения.

Однако на практике полицейские редко так поступают. После масштабных изменений в УК РФ последних лет они практически лишились возможности возбудить уголовное дело по «налоговой» статье без наличия решения налоговиков. Чаще полиция работает по налоговым преступлениям самостоятельно только постфактум, то есть уже по вступившим в силу решениям инспекции.

Полицейские могут прийти как в качестве дополнительной поддержки налоговых инспекторов, так и самостоятельно Отметим, что с вступлением в силу Закона о полиции изменились названия отделов, а также полномочия работающих в них сотрудников. Теперь проверка юридических лиц на предмет экономических преступлений возложена только на подразделение по экономической безопасности и противодействию коррупции.

Соответственно если в организацию пришли сотрудники другого ведомства или из иного подразделения МВД России, то компании безопаснее удостовериться в легальности такого прихода, позвонив в МВД. Также организацию могут проверить сотрудники Следственного комитета РФ, которые к полиции не относятся.

Предварительный этап проведения оперативно-розыскных мероприятий включает в себя негласные методы работы

Проведение полицейских проверок, как в рамках совместных проверок, так и в рамках самостоятельных мероприятий, можно условно разделить на три этапа — предварительный сбор информации, формирование доказательной базы и при необходимости возбуждение уголовного дела.

Эксперты

Благодарим за помощь в подготовке материала

Д.А.Буханова, генерального директора, «1-ая Налоговая Компания» (в прошлом следователь по экономическим преступлениям)

Полицейские имеют право на проведение гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий. На первом этапе проводится предварительный сбор информации, главная его задача заключается в том, чтобы понять, как работает организация, получить предварительные доказательства и подготовиться к их изъятию.

Кстати

Основания для проведения совместной проверки

1. Наличие сведений о возможных нарушениях законодательства организацией, проверить которые можно только при участии сотрудников органов внутренних дел.

Также есть судебное решение, в котором указано, что налоговые инспекторы имеют право привлекать полицейских, если у контрагентов организации имеются признаки фирм-однодневок (постановление ФАС Центрального округа от 19.04.10 № А62-8336/2009).

2. Ситуации, когда основаниями для выездной (повторной выездной) налоговой проверки послужили материалы, предоставленные сотрудниками полиции.

3. Если участие сотрудников полиции необходимо для проведения мероприятий налогового контроля, например таких, как выемка документов, проведение опроса или осмотра помещений.

4. Необходимость защиты налоговых инспекторов, проводящих проверку, при исполнении должностных обязанностей либо в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих

Негласные оперативно-розыскные мероприятия. В основном на предварительном этапе информация собирается без ведома и согласия того, в отношении кого проводится проверка. На практике специалисты используют такие способы, как наблюдение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных разговоров, а также чтение почты (в том числе и электронной). Такие действия со стороны полицейских законны и предусмотрены в статье 6 Закона об ОРД. Конечно, для их проведения у полицейских должна быть санкция суда, которая выдается, когда есть иные существенные доказательства совершения преступления (определение Конституционного суда РФ от 17.06.10 № 844-О-О).

Инспекторы не обязаны предупреждать организацию о проведении совместной проверки, так же как и предоставлять проверяемой компании копию запроса о привлечении сотрудников отдела внутренних дел Однако, как указал Д.А. Буханов, на практике прослушивание телефонных переговоров осуществляется очень часто, а оперативник, узнавший таким образом место нахождения документов, печатей фирм-однодневок и прочих доказательств, совершенно законно изымает их из этого места. Обычно уже никого не интересует, откуда взялась информация о нахождении документов. В крайних случаях полицейский может сослаться на информацию из оперативных источников или на анонимное сообщение.

Запрос на представление документов. По общему правилу запрашиваемые документы компания должна предоставить в тот срок, который установлен в запросе, но он не может превышать одного месяца с момента вручения запроса (п. 4 ст. 13 Закона о полиции). Если должностное лицо или организация, получившие запрос, не представят ответ в эти сроки, то они могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб., для юридических — от 3000 до 5000 руб.

По мнению автора, компании безопаснее не спешить со сбором документов для полицейских. Ведь полицейские не просто запрашивают документы, а ищут доказательства по возможному уголовному делу.

Так, если запрос составлен с нарушениями, организация может направить ответное требование в правоохранительные органы. Кроме того, представлять справки, документы и их копии организация обязана только по зарегистрированному в установленном порядке заявлению о преступлении (п. 4 ст. 13 Закона о полиции). Сотрудники полиции лишены права запрашивать документы в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий, если сообщение о происшествии в установленном порядке не зарегистрировано.

Хотя чаще на практике сотрудники полиции игнорируют написание запроса, объясняя это тем, что для качественной проверки необходим эффект неожиданности.

Доказательства полицейские добывают путем опросов, осмотров и выемки

Совместные проверки налоговиков и полицейских. На практике сотрудники полиции не представляются оперативниками, а попадают в офис компании под видом клиентов или курьеров

Основной целью полицейских при проведении второго этапа является фиксация и изъятие доказательств, подтверждающих совершение преступления. Для этого проводятся только гласные ОРМ — обследуются помещения, изымаются документы, компьютеры и серверы, опрашиваются сотрудники компании.

Обследование помещений. Правила доступа сотрудников полиции в компанию для обследования помещений регламентируются Законом об ОРД . Если в организации проводится доследственная проверка, сотрудник полиции обязан представить служебное удостоверение. Наличие у сотрудников полиции такого документа, как «Распоряжение о производстве ОРМ — обследование помещений, зданий, сооружений», дает им право пройти на территорию в случае согласия представителей компании на обследование (п. 2 Инструкции, утв. приказом МВД России от 30.03.10 № 249).

Однако требование Инструкции противоречит подпункту 5 пункта 1 статьи 13 Закона о полиции, где сказано, что полицейский имеет право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать здания в рамках расследуемого им дела.

На практике сотрудники полиции не представляются оперативниками, а попадают в офис компании под видом клиентов или курьеров. А уже находясь в помещении, предоставляют распоряжение о проведении ОРМ. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (п. 5 ст. 15 Закона об ОРД).

Осмотр помещений возможен только в присутствии двух понятых. Полицейские не имеют права при проведении доследственной проверки взламывать запертые помещения. На практике сотрудники полиции зачастую настоятельно требуют их открыть, однако представитель компании вправе от этого отказаться. Отметим, что отказ должен быть обоснован, например, отсутствием ключей. При необоснованном отказе организацию и должностных лиц можно привлечь к ответственности по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление информации.

На практике сотрудники полиции зачастую настоятельно требуют открыть запертые помещения, однако представитель компании вправе от этого отказаться Обследование компании полицейскими направлено в отношении юридического лица, выступать от имени которого может либо генеральный директор, либо его представитель по доверенности. Соответственно вручение неполномочному лицу копии распоряжения о проведении ОРМ — одно из оснований обжалования действий сотрудников полиции.

В ходе проведения обследования может применяться фото- и видеосъемка, а также иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате их применения, прилагаются к акту обследования, в котором делается отметка о применении этих средств.

Акт обследования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми участниками мероприятия. Первый экземпляр акта обследования вместе с прилагаемыми к нему материалами остается у сотрудников полиции. Второй экземпляр вручается представителю юридического лица под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта.

Если организация отказывается от получения акта, а также при невозможности вручить акт обследования по иным обстоятельствам, делается отметка в двух экземплярах акта, удостоверенная подписями должностных лиц, проводивших обследование, и понятых, а второй экземпляр акта направляется юридическому лицу по почте.

По общему правилу полицейские могут забрать только те документы, которые находятся в открытом доступе

Изъятие документов. При осмотре сотрудникам организации необходимо быть предельно внимательными, поскольку согласно части 1 статьи 15 Закона об ОРД полицейские вправе изъять любые вещественные доказательства, такие как подлинные документы с подписями и печатями, в том числе правоустанавливающие или ценные бумаги.

По общему правилу полицейские могут забрать только те документы, которые находятся в открытом доступе. Однако этот вопрос является спорным и официальная позиция по нему не дана. Есть мнение, что оперативники вправе самостоятельно открывать незапертые шкафы и тумбочки. Соответственно организации безопаснее хранить важные документы в запирающихся шкафах или в отдельной закрытой комнате. Кроме того, стоит избегать хранения электронной информации на жестких дисках компьютера, а вместо этого пользоваться внешними носителями информации либо хранить важную информацию на серверах, расположенных в отдельных помещениях.

Изъятые документы должны быть оформлены отдельным документом, а не просто перечисляться в акте. На практике полицейские часто забывают о том, что согласно Закону об ОРД при изъятии предметов и документов следует оформить отдельный протокол изъятия. В этом документе должно быть подробно зафиксировано, какой предмет изъят, а также с какого рабочего места. Копия протокола вручается представителю компании. Если протокол не оформлен или оформлен с нарушениями, это может помочь организации при обжаловании решения полицейских в суде.

Если по истечении пяти дней после изъятия документов их заверенные копии не были переданы лично лицу, у которого они изъяты, то в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением. Об этом делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Отметим, есть недавнее решение суда, в котором арбитры не приняли в качестве доказательств документы, изъятые сотрудниками полиции в ходе ОРМ, ссылаясь на то, что они не подтверждены мероприятиями налогового контроля (постановление ФАС Уральского округа от 23.03.12 № А07-3616/2011).

Давно ведется спор, является ли допустимым доказательством показания свидетеля в рамках налогового правонарушения, если допрос проведен сотрудниками полиции

Опрос. В ходе проведения обследования сотрудники полиции на основании пункта 1 статьи 6 Закона об ОРД имеют право произвести опрос присутствующих лиц. Однако безопаснее отказаться от проведения опроса. Не исключено, что после этого последуют штрафные санкции по статье 19.7 КоАП РФ, однако их сумма гораздо меньше, чем цена данной сотрудником информации. Руководителю организации безопаснее заранее предупредить об этом своих работников.

Отметим, давно ведется спор, является ли допустимым доказательством показания свидетеля в рамках налогового правонарушения, если допрос проведен сотрудниками полиции. Официального мнения по этому вопросу нет, а у судей возникают разногласия . Часть судов склоняется к тому, что протоколы допроса свидетелей, составленные органами внутренних дел, не могут являться допустимыми доказательствами, если инспекция не подтвердила эти сведения в рамках мероприятий налогового контроля (постановления ФАС Уральского от 27.07.11 № А07-15951/2010 , Московского от 17.01.11 № А40-89657/09-87-492 , Северо-Западного от 01.06.11 № А13-6219/2009 , Центрального от 26.05.11 № А62-3904/2010 и Волго-Вятского от 07.04.11 № А43-5795/2010 округов).

Также есть судебные решения, согласно которым протоколы допроса, составленные сотрудниками органов внутренних дел, являются допустимыми доказательствами только в случае проведения совместной проверки с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 09.07.10 № А40-118797/09-118-940 , от 27.01.10 № А41-7233/09 , от 18.03.10 № А41-К2-8979/07 и от 24.05.10 № А40-116069/09-107-888).

Однако некоторые судьи считают, что независимо от того, привлекались или нет полицейские к проведению совместной проверки, полученные от них результаты опросов свидетелей можно считать надлежащими доказательствами (постановления ФАС Северо-Кавказского от 10.06.11 № А77-961/2009 , от 12.05.11 № А32-14175/2010 , Восточно-Сибирского от 09.08.11 № А74-3284/2010 и от 10.08.11 № А74-3273/2010 округов). В рамках доследственной проверки личный досмотр граждан, как правило, не проводится

Личные вещи сотрудников. В рамках доследственной проверки личный досмотр граждан, как правило, не проводится. Однако если у полицейского есть обстоятельства полагать, что у лица при себе имеется оружие, наркотики, иные предметы, запрещенные к обороту, они могут прибегнуть к такой мере. Делается это под отдельный протокол с понятыми, лицом того же пола и т. д. Конечно, при проверке коммерческой компании такие обстоятельства вряд ли могут иметь место, если они не придуманы полицейским, чтобы найти флешку или жесткий диск.

Кстати

Как организации заранее обезопасить организацию от проверяющих

Есть несколько правил, которые помогут сотрудникам организации при проведении у них в офисе оперативно-разыскных мероприятий.

1.Хранение документов — всю документацию безопаснее хранить в запирающихся шкафах либо в помещениях вне офиса.

2. Установка видеонаблюдения — фиксирование всех действия полицейских послужит объективным доказательством в суде в случае превышения ими своих полномочий. Если камеры в офисе не установлены, то работникам рекомендуется снимать действия проверяющих на собственные видеофиксаторы (например, на камеру мобильного телефона).

3.Хранение информации — для организации оптимально работать с внешними носителями данных, а не хранить важную информацию на жестких дисках компьютеров.

4.Коммерческая тайна — организация может установить режим коммерческой тайны для особо важных документов. Ведь при наличии такого положения изымать эти документы можно только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). Однако такое правило действует только до того момента, пока не будет выписано постановление о проведении обыска. При его наличии следователь вправе забирать любые документы.

5.Не помогать проверяющим — сотрудникам организации безопаснее не помогать полицейским при исполнении ими служебных обязанностей. Это касается ввода паролей, открытия сейфов, ящиков стола или демонстрации личных вещей.

6. Не спрашивать разрешения у полицейских — чем больше работники будут спрашивать разрешение на то, что в обычный день делали, не задумываясь, тем больше они получат запретов. Не спрашивайте у проверяющих, можно ли выйти, пойти домой или позвонить по телефону начальству

Если в осматриваемом помещении есть личные вещи сотрудников, в том числе ноутбуки, планшеты или компьютеры, то полицейские не вправе подвергать их осмотру. Однако следует заметить, что доказать собственность на вещь можно, только предъявив чеки или товарные накладные. При непредъявлении этих документов вещи могут быть изъяты.

Отметим, что на практике полицейские часто требуют открыть сумочку или ввести пароль на персональном компьютере, но сотрудники не обязаны исполнять их требования (см. врезку выше).

Кстати

Под каким предлогом полицейские могут начать самостоятельную проверку в организации

Раздел 8 «Преступления в сфере экономики» УК РФ содержит статьи (помимо налоговых), в рамках которых полиция может посетить организацию с самостоятельной проверкой.

Статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав». С таким доводом полицейские могут посетить практически любую компанию, так как обнаружить нелицензионное программное обеспечение, и, в частности, бухгалтерские программы, высока в каждой организации.

Статья 159 «Мошенничество». Такой повод используется практически при любых проверках деятельности организации.

Статья 171 «Незаконное предпринимательство» и статья 172 «Незаконная банковская деятельность». Такие статьи часто используются при проверках организаций, если их подозревают в сотрудничестве с фирмами-однодневками. Хотя положения этих статей направлены против организаторов деятельности по созданию таких фирм, однако на практике именно это является предлогом для проведения проверки у организаций, которые воспользовались их услугами.

Такие положения Уголовного кодекса являются основанием для начала проведения полицейскими самостоятельных мероприятий по проверкам. При этом не нарушаются положения Закона о полиции , согласно которым у оперативников отсутствуют права по проверке финансово-хозяйственной деятельности компании

При возбуждении уголовного дела к проверке подключается следователь

Третий этап — уголовное дело может быть возбуждено, только если у полицейских есть ряд необходимых доказательств. На этом этапе полицейские проверяют деятельность фирмы с применением допросов, обысков и т. д. И прав у сотрудников правоохранительных органов здесь гораздо больше.

Штраф за невыполнение распоряжей полиции для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб., для юридических — от 3000 до 5000 руб. Нужно понимать, что всю полученную на доследственной проверке информацию полицейские передадут следователям. Однако все, что получено оперативниками, после возбуждения дела следователь будет переоформлять следственными действиями. Например, то, что было изъято на обследовании, следователь вернет у себя в кабинете своим постановлением руководителю или главбуху организации. И тут же в кабинете изымет это обратно, но уже по своему постановлению о выемке. А это уже следственное действие, проведенное согласно Уголовно-процессуальному кодексу.

Информацию, которую оперативники получили в объяснениях, следователь будет оформлять допросами, то есть будет спрашивать все то же самое, что уже написано в объяснении, с единственной целью — оформить то же самое, но в рамках УПК РФ.

Это связано именно с тем, что оперативники часто получают материалы и документы спорными методами, которые могут быть произведены с нарушениями порядка проведения ОРМ. Соответственно при переоформлении следователем такие материалы дела приобретают законную силу, а информация — статус законно полученных доказательств в ходе выемки. С этого момента они приобретают силу доказательств без риска того, что адвокат сможет их обжаловать в суде на основании того, что они были незаконно получены оперативниками при осмотре.

Запрос на представление документов. Если возбуждено уголовное дело и организации вручен запрос следователя на представление документов, можно руководствоваться таким же принципом действия, что и при доследственной проверке. Однако следователь действует по нормам УПК РФ, он вправе в случае отказа или задержки в представлении документов провести выемку или обыск помещений, где могут находиться запрашиваемые документы.

На практике полицейские игнорируют написание запроса, объясняя это тем, что для качественной проверки необходим эффект неожиданности

Обыск помещения. Если визит полицейских связан с проведением обыска в рамках возбужденного уголовного дела, то согласия организации на него не требуется. В соответствии с частью 6 статьи 182 УПК РФ сотрудники полиции могут вскрывать любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть.

Отметим, что при возбуждении уголовного дела ему присваивается регистрационный номер. Поэтому при обыске у полицейских должно быть постановление «О производстве обыска» со ссылкой на конкретный номер дела. Также в нем должен быть указан адрес здания, которое подлежит обыску.

На постановление необходимо обратить особое внимание, если обыск проводят оперативники без следователя (они это могут делать только по письменному поручению следователя). Однако на практике часто обыск производит сам следователь, который вправе собственноручно выписать постановление на обыск прямо на месте, и он не обязан его у кого бы то ни было утверждать — это его единоличное право и решение.

Изъятие документов. При проведении процедуры предварительного следствия сотрудники полиции могут изымать у организации любые документы. В зависимости от дальнейшего развития событий эти документы могут оставаться у полиции достаточно длительное время. Согласно статье 81 УПК РФ документы, признанные вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле по меньшей мере до окончания следствия.

Допрос. Обязанность давать показания возникает только после возбуждения уголовного дела. Соответственно при проведении допроса сотрудники организации должны отвечать на вопросы следователя. Однако никто не обязан свидетельствовать против себя или своих близких родственников. Это право предоставлено статьей 51 Конституции РФ. Если допрашиваемый допускает, что показания могут быть использованы против него или его близких родственников, то он вправе отказаться, сославшись на данную статью.

Следователь при необходимости может вынести постановление на личный обыск, в том числе главного бухгалтера и генерального директора, с целью изъятия у них предметов и документов

Личный обыск. При проведении следственных действий в рамках уголовного дела следователь при необходимости может вынести постановление на личный обыск, в том числе главного бухгалтера и генерального директора, с целью изъятия у них предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Такое право закреплено в статье 184 УПК РФ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка