Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Когда сделки малого и среднего бизнеса попадают под действие новых правил ценового контроля

24 июля 2012 3 просмотра

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

С 1 января 2012 года изменился порядок налогового контроля за ценами сделок налогоплательщика ( раздел V.1 НК РФ ). Новые правила предполагают, что под такой контроль будет попадать крайне ограниченное количество операций. В первую очередь это касается сделок внутри крупных промышленных групп и холдингов, а также экспортеров и компаний, имеющих активы за рубежом. Большинство же отношений компаний среднего и малого бизнеса, по крайней мере, внутри РФ из-под налогового контроля выводятся.

В частности, по новым правилам по сделкам между «упрощенцами» или «вмененщиками» налоговый контроль цен вообще невозможен. Ведь в его рамках инспекторы могут проверять начисление только налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС ( п. 4 ст. 105.3 НК РФ ). Налоги, уплачиваемые при применении спецрежимов, под него не подпадают. Сделки между двумя юрлицами или предпринимателями даже при наличии взаимозависимости также, скорее всего, под контроль цен не попадут, так как их оборот не превысит установленный порог в 3 млрд. руб. ( п. 2 ст. 105.14 НК РФ ).

Но все же есть несколько случаев, когда сделки среднего и малого бизнеса попадают под налоговый контроль по новым правилам. Причем случаи эти не всегда очевидны.

Инспекторы могут проверить цены по сделкам между взаимозависимыми компаниями, находящимися на разных режимах налогообложения

Сделки между компаниями на общем режиме и на упрощенном могут проверить, если их объем за год превысит 60 млн. руб. Порядок налогового контроля за ценами. Сделка между взаимозависимыми лицами на территории РФ признается контролируемой (по сделкам с «вмененщиками» предусмотрена отдельная норма — подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ), если:

—хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

—сумма доходов по операциям между взаимозависимыми лицами превысит 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки между налогоплательщиком на «упрощенке» и аффилированным с ним лицом на общей системе налогообложения как раз подпадают под определения сделок, одна из сторон которых освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций.

Между тем пунктом 4.1 статьи 346.14 НК РФ в действующей редакции предусмотрено, что совокупная сумма всех сделок для сохранения «упрощенки» не должна превышать 60 млн. руб. При таком пороге сделки между «упрощенцем» и налогоплательщиком на общей системе под контроль по новым правилам не попадают, так как не превышают установленный минимальный порог.

Если стороны заведомо занизили цену сделки. Однако в соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 НК РФ при определении суммы доходов по сделкам орган контроля вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню. Иными словами, если сделка совершена взаимозависимыми лицами по заниженной цене, то для определения суммы дохода в целях определения подконтрольности сделок берется рыночная цена.

 Сделки между «упрощенцем» и аффилированным с ним лицом на общей системе как раз попадают под определение сделок, одна из сторон которых освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль Например, если налогоплательщик на общей системе продал своей 100-процентной «дочке» на «упрощенке» недвижимость, рыночная стоимость которой составляет 110 млн. руб., по цене 30—40 млн. руб., «дочка» права на применение спецрежима не теряет. Однако все операции между сторонами данной сделки, совершенные в течение календарного года, попадут под налоговый контроль на предмет их соответствия рыночному уровню цен. В результате такого контроля организации на общей системе может быть доначислен налог на прибыль.

«Упрощенцу» в рамках контроля цен налог доначислить нельзя. Что интересно! В обратной ситуации, когда «дочка» на «упрощенке» продает недвижимость по заниженным ценам материнской компании на общей системе на условиях, аналогичных приведенным выше, оснований для доначисления налогов в рамках контроля за ценами не возникает.

Это объясняется тем, что согласно пункту 4 статьи 105.3 НК РФ в рамках налогового контроля инспекторы с 1 января 2012 года могут производить доначисления по строго ограниченному кругу налогов, «упрощенный» налог к ним не относится. А в рассмотренном случае занижается именно налоговая база по спецрежиму у «дочки». У материнской компании налог на прибыль, напротив, завышается вследствие признания расходов в меньшем объеме, чем при продаже недвижимости по рыночным ценам.

Конечно, если сделки между «дочкой» и материнской компанией совершаются по заниженным ценам только для того, чтобы «дочка» не лишалась права на применение спецрежима, налоговые органы вправе доначислить последней налоги не в рамках контроля за ценой сделки, а по другому основанию.

Так, инспекторы могут вменить налогоплательщику получение необоснованной налоговой выгоды. Если им удастся доказать наличие умысла по занижению выручки, налоговые обязательства «дочки» пересчитают с начала того квартала, когда ею должен был быть превышен лимит для применения «упрощенки». Пересчет производится исходя из перехода «дочки» на общую систему налогообложения (постановления ФАС Уральского от 04.08.10 № Ф09-6028/10-С3 , Волго-Вятского от 21.03.11 № А43-3880/2010 и от 21.03.11 № А43-3880/2010 округов).

Если предел для применения «упрощенки» увеличат с 2013 года, то количество контролируемых сделок увеличится. В последнее время долго и усиленно муссируются слухи о планируемом с 1 января 2013 года увеличении максимального порога для применения «упрощенки» с 60 до 100 млн. руб. в год. В случае реализации этих планов сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых находится на упрощенном, а другое на общем режиме, в диапазоне от 60 до 100 млн. руб. будут контролироваться по новым правилам.

При таком развитии событий количество кандидатов для попадания под налоговый контроль за ценами сделок от среднего и малого бизнеса с 2013 года возрастет в разы.

Сделки внутри холдинга, где есть налогоплательщики на общей системе и несколько компаний на УСН, ЕНВД или ЕСХН, налоговая служба может просуммировать. Недавно появилось интересное письмо Минфина России, в котором излагается мнение о правилах подсчета минимального порога дохода по сделкам между взаимозависимыми лицами в целях их отнесения к контролируемым.

В этом письме дана ссылка на пункт 9 статьи 105.14 НК РФ. Этот пункт гласит: «Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса».

 В рамках контроля цен налоговая служба с 1 января 2012 года может производить доначисления по строго ограниченному кругу налогов. «Упрощенный» налог к ним не относится Из этого определения Минфин делает вывод, что сумма доходов по сделкам внутри России для попадания под ценовой контроль определяется как результат сложения сумм полученных доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком со всеми имеющимися у него взаимозависимыми лицами за календарный год ( письмо от 14.03.12 № 03-01-18/2-31 ). А не с конкретным аффилированным лицом.

Позиция весьма спорная, но она существует. И если использовать этот подход, то нужно считать совокупный годовой доход по всем сделкам между всеми аффилированными лицами группы компаний, любой из сторон которой является спецрежимник. При таком подходе список подконтрольных сделок среднего и крупного бизнеса значительно расширится.

Под ценовой контроль могут попадать сделки между юридическим лицом на общей системе и предпринимателем, уплачивающим НДФЛ

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 105.3 НК РФ при осуществлении налогового контроля за ценой сделки может проверяться в том числе полнота и правильность уплаты НДФЛ предпринимателями, находящимися на общем режиме, а также нотариусами и адвокатами. На практике возникает вопрос: каков минимальный порог для налогового контроля за ценами по сделкам в отношении указанных лиц?

Уже было сказано, что сделка между взаимозависимыми лицами на территории России признается контролируемой в случае, если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей, а общая сумма доходов по сделкам превысила 60 млн. руб. ( подп. 4 п. 2 , п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

 По мнению Минфина России, чтобы определить, являются ли сделки холдинга контролируемыми, нужно суммировать годовой доход по всем сделкам между всеми аффилированными лицами группы, любой из сторон которой является спецрежимник. Подпадают ли сделки предпринимателя, находящегося на общем режиме, нотариусов и адвокатов под данное основание? По идее, данные лица в отличие от налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения, не освобождены от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций — согласно пункту 7 статьи 12 НК РФ они вообще налог на прибыль не уплачивают.

Однако, как данный момент будут интерпретировать фискальные органы и суды, в настоящее время неизвестно. Поэтому безопаснее исходить из того, что минимальный порог для налогового контроля за ценами по сделкам юридического лица на общем режиме — предпринимателя (нотариуса, адвоката), уплачивающего НДФЛ, составляет 60 млн. руб. в год. Естественно, речь идет только о сделках между аффилированными лицами.

Продажа известняка, торфа и иных полезных ископаемых может попасть под налоговый контроль

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ под налоговый контроль попадают сделки между взаимозависимыми лицами, предметом которых являются полезные ископаемые, при следующих условиях:

—одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по адвалорной (процентной) ставке;

—сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Несмотря на то что в настоящее время сфера ресурсодобывающей экономики поделена между крупными холдингами, согласно данным статистики Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России, 2010», подготовленный Федеральной службой государственной статистики. , в 2010 году 230 субъектов среднего бизнеса и 5730 субъектов малого бизнеса занимались добычей полезных ископаемых. Оборот предприятий среднего бизнеса в этой сфере составил 46,6 млрд. руб., а малого бизнеса — 64,6 млрд. руб. в 2009 году. Таким образом, сделки субъектов малого и среднего бизнеса с полезными ископаемыми могут попасть под налоговый контроль за ценами.

Как и крупные добывающие организации, малые и средние предприятия также добывают облагаемые по адвалорной ставке не только нефть и газ ( ОКВЭД 1110000—1112852 ), но и золото ( ОКВЭД 1323100 ). Однако доля таких предприятий в общем производстве невелика. Часто субъекты малого и среднего бизнеса занимаются добычей торфа ( ОКВЭД 1030112—1030119 ), песка ( ОКВЭД 1413000 ), глины ( ОКВЭД 1414000 ), мела и известняка ( ОКВЭД 1412000 ), мрамора ( ОКВЭД 1411200—1411220 ), в отношении которых также установлена процентная ставка НДПИ.

Не все добываемые из недр ресурсы являются полезными ископаемыми для целей налогообложения и облагаются НДПИ. Причем одни и те же полезные ископаемые в одних субъектах РФ будут облагаться НДПИ, а в других нет.

 Часто субъекты малого и среднего бизнеса занимаются добычей торфа, песка, глины, мела и известняка, мрамора, которые в некоторых случаях также могут попадать под ценовой контроль Так, пункт 2 статьи 336 НК РФ предусматривает исключения при определении полезного ископаемого как объекта налогообложения. В частности, не признаются объектом общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые и используемые предпринимателем непосредственно для личного потребления. К общераспространенным ископаемым относятся такие ресурсы, как галька, гравий, валуны, битумы, глина, мел и иные породы. Перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утверждаются в каждом субъекте РФ. Основание — распоряжение Министерства природных ресурсов России от 07.02.03 № 47-р , которым утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых.

Таким образом, будет ли относиться конкретное полезное ископаемое к облагаемым НДПИ и соответственно попадет ли сделка с таким ископаемым под налоговый контроль, зависит от наличия или отсутствия его в перечне общераспространенных полезных ископаемых конкретного субъекта РФ.

Но здесь необходимо учитывать еще два момента. Во-первых, если добываемый ресурс не относится к полезным ископаемым, однако налогоплательщик подвергнет его переработке, в результате которой он станет соответствовать стандартам для признания его таковым, то он автоматически будет облагаться НДПИ. И сделки с этим продуктом переработки попадут под налоговый контроль.

Напротив, не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого. Она признается продукцией обрабатывающей промышленности (постановления Президиума ВАС РФ от 21.04.09 № 16367/08 и от 25.03.08 № 13070/07 ).

Во-вторых, инспекция в суде может доказать факт продажи по сделке именно полезного ископаемого, хотя по договору данный ресурс мог пройти как, например, переработанный материал, и в последующем доначислить НДПИ. А если и сумма доходов налогоплательщика будет превышать установленные пределы, то корректировке может подвергнуться уже цена договора

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка