Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как отсрочить исполнение решения инспекции по итогам проверки, если организация с ним не согласна

6 сентября 2012 20 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Редко когда выездная налоговая проверка заканчивается в отведенные пунктом 6 статьи 89 НК РФ два месяца. Как правило, она приостанавливается, затем возобновляется и продлевается так, что максимальный срок ее проведения может доходить и до 15 месяцев. Однако на обжалование решения, вынесенного налоговиками по ее окончании, отводятся гораздо меньшие сроки.

Чтобы не допустить взыскание неправомерных доначислений, компаниям нужно успеть уложиться в определенные сроки. Ведь если налогоплательщик по каким-либо причинам пропустит их, то инспекция, скорее всего, успеет заблокировать его расчетный счет и списать спорные суммы, после чего вернуть их обратно будет сложнее.

Шаг первый — подача апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган

Если организация не согласна с решением инспекции, принятым по окончании налоговой проверки, она вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган ( п. 9 ст. 101 и ст. 101.2 НК РФ). Апелляционная жалоба подается через инспекцию, которая вынесла оспариваемое решение.

До рассмотрения этой жалобы вышестоящим налоговым органом решение, вынесенное по итогам проверки, не вступит в силу (см. врезку справа). Причем вышестоящая инспекция имеет право либо утвердить это решение без внесения в него каких-либо изменений, либо полностью или частично отменить его или изменить, либо принять новое решение ( п. 2 ст. 140 НК РФ ).

Таким образом, первый срок, в который должен уложиться налогоплательщик, это срок для апелляционного обжалования решения инспекции в вышестоящем налоговом органе. Он составляет 10 дней со дня вручения представителю организации решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в таком привлечении ( п. 9 ст. 101 и абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ). А на решения, принятые по итогам выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков, апелляционную жалобу можно подать в течение 20 дней со дня их вручения ответственному участнику этой группы. Отметим, что указанные сроки исчисляются в рабочих днях ( п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Шаг второй — контроль за ходом рассмотрения вышестоящей инспекцией апелляционной жалобы

После того как организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, ей необходимо постоянно отслеживать информацию о ходе и результатах ее рассмотрения. По общему правилу вышестоящая инспекция должна принять решение по апелляционной жалобе в течение одного месяца со дня ее получения ( п. 3 ст. 140 НК РФ ). Этот срок может быть продлен, но только для получения у нижестоящих налоговых органов документов и сведений, необходимых для рассмотрения жалобы, и максимум на 15 рабочих дней.

Таким образом, предельный срок, на который организация сможет задержать вступление в силу решения по итогам проверки, составляет один месяц и 25 рабочих дней, в том числе:

—10 рабочих дней — максимальный срок для подачи апелляционной жалобы на решение инспекции, проводившей проверку;

—один месяц — срок для рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом;

—15 рабочих дней — максимальный период, на который налоговики вправе увеличить срок для рассмотрения апелляционной жалобы.

Обратите внимание

Если организация пропустила срок для апелляционного обжалования, то жалоба все равно подается — но только на вступившее в силу решение

Отсрочить исполнение решения инспекции по итогам проверки. Это важно, потому что обжалование такого рода решений налоговиков в судебном порядке невозможно без предварительного его обжалования в вышестоящем налоговом органе ( п. 5 ст. 101.2 НК РФ ).

Жалобу на вступившее в силу решение можно подать в течение одного года с момента его вынесения инспекцией ( абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ ). Она направляется непосредственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу ( п. 1 ст. 139 НК РФ ).

Решение по такой жалобе должно быть принято в те же сроки, что и по апелляционной жалобе, поданной на не вступившее в силу решение инспекции, то есть в течение одного месяца со дня ее получения ( п. 3 ст. 140 НК РФ ). Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. О результатах рассмотрения жалобы и принятом решении налогоплательщику обязаны сообщить в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

В такой ситуации налоговики наверняка успеют выставить требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа. Если организация не исполнит это требование в установленный в нем срок (обычно это восемь рабочих дней), то инспекция вправе принять решение о взыскании задолженности в принудительном порядке за счет денег на ее счетах или за счет иного имущества (ст. 46 , 47 и 76 НК РФ). Скорее всего, инспекция успеет списать доначисленные суммы до рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе.

Поэтому вместе с жалобой на вступившее в силу решение налоговиков компании направляют в вышестоящий налоговый орган ходатайство о приостановлении его исполнения ( п. 4 ст. 101.2 НК РФ ). Подача такого ходатайства не гарантирует, что обжалуемое решение приостановят. Но если у вышестоящей инспекции есть достаточные основания полагать, что решение не соответствует закону, она вправе полностью или частично приостановить его исполнение ( п. 2 ст. 141 НК РФ )

Однако это не означает, что у налогоплательщика в течение указанного срока есть возможность передохнуть. Ведь решение по жалобе вышестоящая инспекция может вынести и раньше. Если решение окажется отрицательным для компании, то чем раньше она узнает об этом и о приведенной в нем аргументации, тем быстрее сможет обратиться в суд с исковым заявлением о признании недействительным решения инспекции, вынесенного по результатам проверки. А значит, тем скорее она сможет подать в суд ходатайство о принятии временных обеспечительных мер по этому заявлению в виде:

—приостановления действия оспариваемого решения налоговиков ( ч. 3 ст. 199 АПК РФ );

—запрещения инспекторам совершать действия по принудительному взысканию оспариваемых сумм ( п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ ).

Обычно такое ходатайство подается одновременно с самим исковым заявлением о признании решения инспекции недействительным. Суд должен рассмотреть его не позднее следующего дня после дня поступления ходатайства в суд. Стороны налогового спора об этом даже не извещаются ( ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ ). В зависимости от результатов рассмотрения ходатайства суд выносит определение о принятии обеспечительных мер или об отказе в обеспечении иска ( ч. 5 ст. 93 АПК РФ ).

Значит, в течение того периода, пока вышестоящая инспекция рассматривает апелляционную жалобу, компании целесообразно сделать следующее:

—подготовить проект искового заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения инспекции, вынесенного по результатам проверки;

—составить аргументированное ходатайство о принятии обеспечительных мер по этому исковому заявлению;

—изготовить копии документов, которые компания планирует приложить к исковому заявлению (причем копии этих документов необходимы для всех сторон судебного процесса) и к ходатайству;

—проверить наличие текущей задолженности перед бюджетом и по возможности ее полностью погасить (чтобы у налоговиков не было иных оснований для блокирования расчетных счетов организации);

—определиться с возможностью предоставления в арбитражный суд встречного обеспечения, если суд его потребует (подробнее читайте во врезке ниже).

Справка

В отдельных случаях суды требуют предоставить встречное обеспечение

Отсрочить исполнение решения инспекции по итогам проверки. Арбитражный суд вправе по ходатайству инспекции или по собственной инициативе предложить компании внести встречное обеспечение по исковому заявлению ( ч. 1 ст. 94 АПК РФ ).

О необходимости предоставить встречное обеспечение суд выносит определение ( ч. 3 ст. 94 АПК РФ ). В нем указываются размер встречного обеспечения и срок его предоставления, который не может превышать 15 дней со дня вынесения определения.

Встречное обеспечение по исковому заявлению предоставляется двумя способами:

— путем перечисления денежных средств на депозитный счет суда на время рассмотрения спора, обычно на период от шести месяцев до одного года. Размер встречного обеспечения устанавливает суд, но он не может составлять меньше 50% от суммы, в отношении которой организация просит приостановить взыскание;

—путем предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Особенно часто суды используют указанные меры в тех случаях, когда налогоплательщик оспаривает существенные суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов, но не располагает имуществом и иными активами, достаточными для погашения всей спорной суммы, если решение будет вынесено не в его пользу. Именно так Президиум ВАС РФ рекомендует поступать арбитражным судам в подобной ситуации ( п. 6 информационного письма от 13.08.04 № 83 ).

Если организация не внесет встречное обеспечение в отведенный для этого срок, суд вправе отказать ей в принятии обеспечительных мер по иску ( ч. 6 ст. 94 АПК РФ )

Шаг третий — подача в суд искового заявления и ходатайства о принятии обеспечительных мер

Допустим, вышестоящий налоговый орган полностью или частично отказал организации в удовлетворении ее апелляционной жалобы. Это означает, что решение инспекции, проводившей проверку, вступает в силу и у налогоплательщика остается совсем немного времени, чтобы не допустить списания спорных сумм со своих расчетных счетов.

Чем раньше организация узнает о результатах рассмотрения ее апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом, тем быстрее она сможет обратиться в суд и ходатайствовать о принятии обеспечительных мер по этому заявлению После вступления решения в силу налоговики в течение 10 рабочих дней должны направить организации требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа ( п. 2 ст. 70 НК РФ ). Если требование высылается по почте заказным письмом, то оно считается полученным налогоплательщиком по истечении 6 дней с даты отправки этого письма ( п. 6 ст. 69 НК РФ ). При этом не имеет значения, дошло оно на самом деле до адресата или нет ( п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5 ).

Даже если инспекция выставит требование по истечении 10-дневного срока, например на 11-й рабочий день со дня вступления в силу решения по итогам проверки, оно все равно считается действительным ( постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.11 № 8330/11 ).

На то, чтобы добровольно исполнить требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, как правило, отводится 8 рабочих дней с даты его получения организацией ( абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ ). Однако в требовании может быть указан и более продолжительный период для уплаты налога, например, при очень крупной сумме доначислений. Если компания не погасит недоимку в срок, указанный в требовании, инспекторы вправе взыскать доначисленные суммы в принудительном порядке, в том числе за счет денежных средств на банковских счетах или за счет иного имущества (ст. 46 , 47 и 76 НК РФ).

Таким образом, с момента вступления в силу решения налоговиков по итогам проверки у организации может быть максимум 24 рабочих дня для того, чтобы добиться в суде принятия обеспечительных мер. Этот срок складывается:

—из 10 рабочих дней, отведенных инспекции для направления организации требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;

—6 рабочих дней, по истечении которых это требование считается полученным налогоплательщиком (если оно направлялось по почте заказным письмом);

—8 рабочих дней, предоставляемых компании для добровольного исполнения требования.

Президиум ВАС РФ указывал, что даже если инспекция выставит требование об уплате налога по истечении 10-дневного срока, например на 11-й рабочий день, оно все равно считается действительным и подлежит исполнению Отметим, что указанного срока вполне достаточно, ведь суд должен рассмотреть ходатайство о принятии обеспечительных мер в сжатые сроки — не позднее следующего дня после дня его поступления в суд ( ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ ).

Как грамотно обосновать необходимость обеспечительных мер, чтобы суд не отказал в их принятии

Итак, ходатайство о принятии обеспечительных мер организация подает в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением о признании недействительным решения инспекции о доначислении сумм налогов, пеней и штрафов. В исковом заявлении в суд можно также просить о признании недействительным требования об уплате доначислений, если к тому моменту инспекторы его уже выставили.

Важно

Ходатайство о принятии обеспечительных мер по одному иску можно подавать несколько раз

Если суд отказал организации в принятии обеспечительных мер, она вправе обжаловать отказ в суде апелляционной инстанции ( ч. 7 ст. 93 и ст. 188 АПК РФ). Однако, учитывая ограниченность сроков для взыскания недоимки, целесообразно представить в арбитражный суд повторное ходатайство о принятии обеспечительных мер. Его следует составлять с учетом аргументов, приведенных судом в отказном определении.

Дело в том, что АПК РФ не ограничивает количество обращений заявителя в суд с такими ходатайствами в рамках одного дела. Практика показывает, что до получения определения суда о принятии обеспечительных мер налогоплательщики успевают получить по три-четыре отказных определения

Отметим, что за рассмотрение арбитражным судом ходатайства о принятии обеспечительных мер необходимо уплатить госпошлину в размере 2000 руб. ( подп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ ). Она уплачивается по каждому ходатайству об обеспечении иска независимо от того, какое количество обеспечительных мер заявитель указал в нем. Документ об уплате госпошлины следует приложить к ходатайству ( ч. 6 ст. 92 АПК РФ ).

Разъясняя порядок принятия судами обеспечительных мер, в том числе по налоговым спорам, Высший арбитражный суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что в ходатайстве о принятии обеспечительных мер налогоплательщик должен привести доказательства того, что непринятие этих мер ( п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83 ):

—затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (если этим актом будет удовлетворено исковое заявление организации и решение налоговиков будет признано недействительным);

—причинит налогоплательщику значительный ущерб.

В большинстве случаев для того, чтобы добиться в суде принятия обеспечительных мер, у организации есть максимум 24 рабочих дня, считая с момента вступления в силу решения налоговиков, вынесенного по итогам проверки В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами ( п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).

Кроме того, в ходатайстве указывают, что принятие обеспечительных мер не нарушит баланс интересов налогоплательщика, третьих лиц и публичных интересов, а также не приведет к тому, что в случае отказа в удовлетворении его требований судебное решение невозможно будет исполнить ( п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83 ).

К сожалению, судам для принятия обеспечительных мер обычно недостаточно того факта, что решение инспекции о доначислении сумм налога, пеней и штрафов, с которым организация не согласна, вступило в силу. Суды нередко отмечают, что само по себе такое решение не может являться причиной возникновения у налогоплательщика значительного ущерба. Такой ущерб может повлечь только принудительное взыскание оспариваемых сумм.

Иными словами, больше шансов, что суд примет обеспечительные меры, если налоговики уже выставили организации требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа. Хотя единого подхода у судов относительно того, в какой момент следует принимать обеспечительные меры по заявлению налогоплательщика, в настоящее время нет (см. врезку выше).

В любом случае подача ходатайства о принятии обеспечительных мер не является гарантией того, что суд его удовлетворит . Все зависит от приведенных в нем доводов, доказательств и от судьи, к которому попало дело. Ведь ходатайство рассматривается судьей единолично без извещения сторон ( ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ ).

Ходатайство о принятии обеспечительных мер содержит три важных раздела — вводную, мотивировочную и просительную части

Пленум ВАС РФ указал судам, чтобы они приостанавливали исполнение решения налоговиков о взыскании штрафов, если такое решение налогоплательщик обжалует в судебном порядке и имеется его ходатайство о принятии обеспечительных мер ( абз. 2 п. 29 постановления от 12.10.06 № 55 ). Суд должен рассмотреть ходатайство о принятии обеспечительных мер не позднее следующего дня после дня его поступления, причем без извещения сторон Конституционный суд РФ, правда, еще в 1996 году отметил, что взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке и должно приостанавливаться до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика ( п. 5 мотивировочной части постановления от 17.12.96 № 20-П ).

Ссылки на указанные судебные постановления также целесообразно привести в ходатайстве о принятии обеспечительных мер. Структура ходатайства выглядит следующим образом.

Вводная часть ходатайства. В ней кратко приводится предмет спора с налоговым органом, по которому заявитель просит принять обеспечительные меры, оспариваемые суммы и другие фактические обстоятельства, имеющие значение. Кроме того, указываются реквизиты оспариваемого решения налоговиков.

Мотивировочная часть ходатайства. Здесь организация как можно подробнее описывает особенности своей деятельности и приводит доказательства того, что взыскание доначисленных сумм в принудительном порядке причинит ей существенный ущерб. В зависимости от вида деятельности компания может указать, что это приведет, в частности, к следующим негативным последствиям:

—организация не сможет своевременно и в полном объеме выплачивать сотрудникам зарплату и социальные пособия. Дополнительно можно сослаться на статью 142 ТК РФ, согласно которой в случае задержки зарплаты более чем на 15 дней работники вправе приостановить исполнение трудовых обязанностей до полного погашения задолженности;

—организация вынуждена будет сокращать численность персонала и увольнять работников;

—общество не сможет своевременно уплачивать налоги и страховые взносы, что приведет к начислению пеней ( определение ФАС Поволжского округа от 05.03.11 № А55-18273/2010 );

Пленум ВАС РФ указал судам, чтобы они приостанавливали исполнение решения налоговиков о взыскании штрафов, если такое решение налогоплательщик оспаривает в суде и имеется его ходатайство о принятии обеспечительных мер

—при наличии непогашенных кредитов и ссуд компания не сможет уплачивать проценты по ним и своевременно вернуть заемные средства. Это, возможно, приведет к начислению кредитором пеней и штрафных санкций. Или послужит основанием для обращения взыскания на переданное в залог производственное оборудование или здание. При этом в ходатайстве отмечают, что такое развитие событий вынужденно приостановит деятельность компании или вовсе приведет к ее ликвидации ( определение ФАС Московского округа от 25.05.12 № А40-72428/11-116-206 и постановление ФАС Московского округа от 09.06.11 № КА-А40/5616-11 );

—при наличии арендованного имущества у компании не будет средств для внесения арендных платежей, оплаты коммунальных услуг и ремонта арендованного имущества, что может стать основанием для расторжения договора аренды и выселения ее из занимаемых помещений. А это в конечном итоге может привести к закрытию и ликвидации бизнеса ( постановление ФАС Московского округа от 09.06.11 № КА-А40/5616-11 );

—организация не сможет исполнять обязательства по заключенным договорам, что приведет к дополнительным расходам в виде уплаты неустойки и штрафов или потере ключевого клиента (постановления ФАС Уральского от 04.07.12 № Ф09-5671/12 и от 26.04.12 № Ф09-2206/12 , Московского от 09.06.12 № А40-10306/12-129-50 и определение ФАС Северо-Западного от 11.05.12 № А05-9307/2011 округов);

—компания для погашения возникших задолженностей будет вынуждена привлекать заемные средства, что повлечет для нее дополнительные существенные расходы.

В мотивировочной части ходатайства о принятии обеспечительных мер компании подробно описывают особенности деятельности налогоплательщика и приводят доказательства того, что взыскание доначислений причинит существенный ущерб Отметим, что все обстоятельства, на которые компания ссылается в ходатайстве о принятии обеспечительных мер, должны подтверждаться копиями документов: договорами, выписками по расчетным счетам, бухгалтерскими справками о суммах кредиторской и дебиторской задолженности, фонде оплаты труда, численности персонала и др.

Кроме того, в мотивировочной части ходатайства целесообразно указать, что временное приостановление судом действия оспариваемого решения инспекции не приведет к нарушению баланса интересов заявителя, третьих лиц и публичных интересов. То есть нужно отметить и привести доказательства того, что даже если суд откажет компании в удовлетворении ее исковых требований, она все равно сможет погасить суммы налогов, пеней и штрафов, доначисленных по этому решению.

В то же время можно указать, что принятие судом обеспечительных мер позволит обеспечить баланс публичных интересов государства и частных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Ведь это предотвратит возможность необоснованного бесспорного списания денежных средств со счетов организации до рассмотрения возникшего спора по существу.

Просительная часть ходатайства. Практика показывает, что каких-либо определенных требований к содержанию этой части ходатайства нет, все зависит от конкретной ситуации. Поэтому компании по возможности расширяют содержание просительной части, чтобы впоследствии в случае его удовлетворения им было легче привести его в исполнение. Так, эта часть ходатайства может содержать следующие просьбы налогоплательщика (ст. 90 и 92 АПК РФ):

—о приостановлении действия решения инспекции полностью или в оспариваемой части (указываются оспариваемые пункты решения, суммы налогов, пеней, штрафов);

—запрете инспекции на совершение любых действий, направленных на взыскание с налогоплательщика недоимки, в том числе за счет денег на его счетах в банке или за счет иного имущества. Дополнительно компании перечисляют такие действия, как, например, направление в банки инкассовых поручений и решений о приостановлении расходных операций по счетам, проведение зачета при наличии переплаты по другим налогам, направление судебным приставам постановлений о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика;

В ходатайстве о принятии обеспечительных мер нужно привести доказательства того, что, даже если суд откажет организации в удовлетворении ее исковых требований, она все равно сможет погасить недоимку по оспариваемому решению

—запрете третьим лицам, например банкам, в которых у организации открыты счета, производить списание денег по инкассовым поручениям, исполнять решения о приостановлении операций по ее счетам и т. д.

Однако если инспекция еще не вынесла требование об уплате доначисленных сумм и, следовательно, не приняла решение о взыскании этих сумм, то в просьбе налогоплательщика о запрете банкам списывать денежные средства с ее счетов суд, скорее всего, откажет

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка