Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Налоговые преимущества и недостатки проведения стимулирующих лотерей

1 ноября 2012 36 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Преимущества и недостатки проведения стимулирующих лотерей. Суть стимулирующей лотереи, как правило, сводится к следующему: покупатель совершает покупки на определенную сумму или приобретает определенные товары, а взамен получает возможность поучаствовать в розыгрыше призов (см. врезку ниже). Призовой фонд формируется из средств организатора лотереи, то есть за счет той компании, которая продвигает свой товар на рынок. Указание на вид товара, работы или услуги, с реализацией которого связана лотерея, является обязательным условием лотереи (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях», далее — Закон о лотереях).

На практике налоговый учет стимулирующих лотерей зачастую вызывает споры с проверяющими. В частности, может ли компания учесть расходы на приобретение призов для победителей? Облагается ли НДС проведение лотереи? Также у контролирующих органов существуют разные подходы в решении вопроса исчисления и удержания НДФЛ при выплате доходов победителям.

Разрешение на проведение стимулирующей лотереи получать не требуется, но необходимо уведомить налоговые органы

В отношении стимулирующих лотерей получать специальное разрешение на их проведение не требуется (подп. 3 п. 8 ст. 6 Закона о лотереях). Но уведомить налоговиков в письменном виде придется. Сделать это нужно не позднее чем за 20 дней до дня ее проведения (ст. 7 Закона о лотереях). Причем, в какой именно налоговый орган необходимо представить данное уведомление, зависит от вида проводимой лотереи (см. врезку ниже). Если организатор не сделает этого, его могут привлечь к административной ответственности (см. врезку ниже).

Практика показывает, что с представлением уведомления о проведении стимулирующей лотереи связано большое число споров с налоговиками. Во-первых, проверяющие зачастую пытаются привлечь компанию к административной ответственности раньше, чем истечет 20-дневный срок, установленный для уведомления о проведении стимулирующей лотереи. В этом случае суды признают действия налоговиков незаконными (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.11 № А33-1005/2011).

Во-вторых, нередко контролеры необоснованно привлекают к ответственности за непредставление уведомления о проведении лотереи ее оператора. В частности, в одном из дел ФАС Поволжского округа указал следующее. Несмотря на то что оператор лотереи выступает от имени и по поручению организатора лотереи, все права и обязанности, приобретаемые оператором, возникают у самого организатора лотереи. Следовательно, ответственность за проведение стимулирующей лотереи без направления уведомления не может возлагаться на оператора. Тем более что положения пункта 3 статьи 7 Закона о лотереях обязанность по такому уведомлению прямо возлагают именно на организатора лотереи (постановление от 25.01.10 № А65-14183/2009).

Кстати

Организатором лотереи может быть только юрлицо, не имеющее долгов по налогам

Преимущества и недостатки проведения стимулирующих лотерей. Лотерея — это игра, которая проводится в соответствии с договором, по которому одна из сторон (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей (п. 1 ст. 2 Закона о лотереях).

Отличительной особенностью стимулирующей лотереи является тот факт, что право на участие в такой лотерее либо безвозмездно, либо влечет обязанность соблюдения ее участником каких-либо условий, установленных организатором лотереи (подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о лотереях).

Согласно положениям пункта 6 статьи 2 Закона о лотереях организатором стимулирующей лотереи может выступать исключительно юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, сама Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

Таким образом, физические и юридические лица, не являющиеся резидентами РФ, не могут выступать организаторами лотереи. Налоговики обращают внимание на данное правило, например, в письме УФНС России по г. Москве от 16.03.07 № 20-12/024060.

Кроме того, согласно норме подпункта 4 пункта 3 статьи 7 Закона о лотереях у организатора лотереи должна отсутствовать задолженность по уплате налоговых платежей в бюджет

 Организатор обязан уведомить налоговые органы о проведении стимулирующей лотереи не позднее чем за 20 дней до начала проведения лотереи

В-третьих, иногда налоговики неверно квалифицируют проводимую компанией акцию как стимулирующую лотерею и привлекают организатора к ответственности по статье 14.27 КоАП РФ. Так, ФАС Северо-Западного округа рассматривал дело, в котором компания проводила конкурсное спортивное мероприятие среди покупателей ее продукции, победитель которого награждался туристической поездкой. Суд установил, что данное мероприятие не является лотереей, одним из существенных признаков которой является принцип случайного определения выигрышей. В данном же случае выигравший участник определялся в результате спортивного конкурса без применения лотерейного оборудования. Следовательно, проводимое компанией стимулирующее мероприятие лотереей не является и подавать уведомление о его проведении в налоговый орган не следовало (постановление от 16.08.10 № А56-1020/2010).

Затраты на приобретение призов в целях проведения стимулирующей лотереи учитываются в составе нормируемых рекламных расходов

При проведении стимулирующей лотереи компания так или иначе несет расходы, связанные с приобретением или изготовлением призов. Такие презенты получают победители розыгрышей во время проведения массовых кампаний, которые схожи с рекламными мероприятиями.

Проводя такую аналогию, Минфин России приходит к выводу, что затраты на проведение стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, нужно нормировать в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ. То есть учитывать в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (письмо от 29.08.08 № 03-03-06/1/485).

Зачастую лотерея состоит из нескольких этапов: на первом — определяется выигравший участник, на втором — составляется протокол утверждения участника лотереи, на третьем — выдается приз. При этом такие этапы могут приходиться на разные отчетные (налоговые) периоды. По мнению финансового ведомства, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ, компания должна учесть в составе прочих расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся, — то есть на момент составления протокола утверждения участника лотереи.

На практике затраты на проведение стимулирующей лотереи не ограничиваются расходами на приобретение и изготовление призов. Нужно прорекламировать и саму лотерею, например разослать сообщения в СМИ, опубликовать сведения в интернете, разместить наружную рекламу, изготовить брошюры, каталоги, арендовать помещение для проведения розыгрыша и вручения призов или привлечь артистов.

 Проверяющие зачастую пытаются привлечь компанию к административной ответственности раньше, чем истечет 20-дневный срок, установленный для уведомления о проведении стимулирующей лотереи

Рекламные расходы, которые указаны в качестве разрешенных ненормируемых расходов в том же пункте 4 статьи 264 НК РФ (например, на размещение рекламной информации в СМИ), по мнению автора, вполне можно признать в полном объеме, даже если они связаны со стимулирующей лотереей. Ведь целью ее проведения является расширение объемов продаж, а значит, затраты связаны с получением дохода и экономически обоснованны (ст. 252 НК РФ).

Отсутствие арбитражной практики подтверждает, что налоговики не стремятся оспаривать такой подход. Однако цели проведения лотереи и ожидаемые результаты ее проведения для компании безопаснее фиксировать документально. Например, можно расписать все нюансы в положении о маркетинговой политике, составить приказ о проведении лотереи, содержащий обоснование мероприятия и условия лотереи, как вариант — исследовать и проанализировать объемы продаж в связи с проведением лотереи, что наглядно продемонстрирует полученный результат.

Уведомление налоговиков

От вида стимулирующей лотереи зависит, в какой налоговый орган представлять уведомление о ее проведении

В зависимости от территории проведения лотереи подразделяются на следующие виды (п. 4 ст. 3 Закона о лотереях):

— международная — лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию РФ, на основании международного договора РФ;

— всероссийская — лотерея, которая проводится на всей территории РФ;

— региональная — лотерея, которая проводится на территории одного субъекта РФ;

— муниципальная — лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования.

Именно от того, какую территорию заявленная лотерея охватит, зависит, в какой орган необходимо подать уведомление о проведении лотереи. Так, к примеру, если лотерея проводится на всей территории РФ, то следует обратиться в ФНС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.04 № 338). Если на территории Москвы, то в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Москвы. И наконец, если в муниципальном округе, то необходимо уведомить уполномоченный орган местной власти

По мнению Минфина, расходы на формирование призового фонда не признаются в налоговом учете

Согласно положениям статьи 17 Закона о лотереях призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи или за счет организатора стимулирующей лотереи. Призовой фонд используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. При этом организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи.

Из этого Минфин России делает вывод, что расходы, связанные с формированием призового фонда лотереи, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль у организатора лотереи (письмо от 16.08.06 № 03-03-04/1/631).

 ВАС РФ не освобождает от налогообложения НДС стоимость призов, переданных победителям стимулирующих лотерей

Вывод чиновников представляется спорным, поскольку он не подкреплен какими-либо доводами. Ведь сама лотерея направлена на получение дохода организатором за счет повышения объема продаж. Значит, и призовой фонд направлен на это. Следовательно, его можно признать прочим обоснованным расходом в соответствии со статьей 252 НК РФ. Однако такие действия однозначно вызовут споры с налоговиками.

Затраты, которые возникают у организатора лотереи в силу закона, он вправе учесть при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов

Помимо затрат на формирование призового фонда, а также расходов на оплату рекламных мероприятий, проводимых в рамках стимулирующих лотерей, организатор может понести дополнительные расходы, обязательные для него в силу тех или иных обстоятельств. В частности, к таковым относятся затраты на публикацию отчета о проведении лотереи, а также оплата услуг аудиторов. В этих случаях положения Налогового кодекса позволяют учесть их при налогообложении прибыли.

Расходы на размещение в СМИ отчета о проведении стимулирующей лотереи организатор вправе учесть в составе прочих. Организатор и оператор стимулирующей лотереи обязаны ежегодно публиковать годовой отчет о проведении лотереи в средствах массовой информации и размещать в интернете (п. 6 ст. 13 и п. 9 ст. 20 Закона о лотереях, приказ Минфина России от 03.03.11 № 27н).

Следовательно, расходы на осуществление такой публикации возложены на организатора нормами законодательства и на основании пункта 20 статьи 264 НК РФ могут учитываться в составе затрат на иное раскрытие другой информации в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Затраты на проведение аудита организатор лотереи может учесть в составе расходов на аудиторские услуги. Бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организатора и оператора лотереи подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке (ст. 23 Закона о лотереях).

 На вопрос о том, кто должен исчислить и уплатить НДФЛ с суммы выигрыша: организация как налоговый агент или же победитель лотереи, чиновники отвечают по-разному

Кроме того, организатор лотереи обязан ежегодно публиковать результаты обязательной ежегодной аудиторской проверки в отдельных средствах массовой информации, распространяемых на территории проведения соответствующей лотереи, или размещать данные сведения в интернете в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом (ст. 20 Закона о лотереях). Таким образом, данные расходы организация вправе учесть при налогообложении прибыли на основании положений пункта 17 статьи 264 НК РФ.

ВАС РФ поставил точку в споре о том, облагается ли НДС организация стимулирующих лотерей

В течение долгого времени вопрос о необходимости налогообложения операций по проведению стимулирующих лотерей оставался спорным. Изначально ФАС Московского округа занимал сторону налогоплательщиков и позволял не начислять НДС на стоимость призов, врученных участникам по итогам стимулирующих лотерей. По мнению суда, передача призов обусловлена приобретением участником акции товаров, реализуемых организатором лотереи.

Следовательно, операции по передаче таких призов не носили безвозмездный характер. Стоимость призов уже включена в базу по НДС в составе цены реализуемых товаров, поэтому повторное обложение НДС операций по передаче призов является неправомерным (постановления от 10.12.08 № КА-А40/11671-08 и от 26.02.08 № КА-А40/640-08).

Однако позднее ФАС Московского округа пришел к выводу, что проведение стимулирующих лотерей налоговое законодательство от уплаты НДС не освобождает (постановление от 03.03.10 № КА-А40/1111-10).

Точку в данном споре поставил ВАС РФ в определении от 19.11.10 № ВАС-8505/10. Суд указал, что не облагаются операции по реализации товаров путем проведения только тех лотерей, решение о проведении которых было принято уполномоченным органом исполнительной власти (подп. 9 п. 2, подп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Закона о лотереях для проведения стимулирующей лотереи предусмотрен уведомительный порядок. То есть о проведении подобной лотереи орган исполнительной власти должен быть только уведомлен и его решения по этому поводу не требуется. На этом основании ВАС РФ пришел к выводу, что налоговое законодательство не предусматривает оснований для освобождения от уплаты НДС операций по проведению стимулирующих лотерей.

После принятия определения ВАС РФ нижестоящие суды стали придерживаться аналогичной позиции (постановление ФАС Московского округа от 31.07.12 № А40-7668/12-99-38).

Тот факт, что проводимая лотерея считается стимулирующей, важен для определения порядка налогообложения призов, врученных физлицам

Дело в том, что в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, применяется ставка НДФЛ в размере 35%, а не 13% (п. 2 ст. 224 НК РФ и письмо Минфина России от 25.06.12 № 03-04-05/9-529). При этом выигрыши и призы в рамках стимулирующей лотереи облагаются НДФЛ лишь в части, превышающей 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ).

На вопрос о том, кто должен исчислить и уплатить НДФЛ с суммы выигрыша: организация как налоговый агент или же сам налогоплательщик — победитель лотереи, финансовое и налоговое ведомства отвечают по-разному.

 Если лотерея проводится с привлечением сторонней организации-оператора, то именно эта компания и будет являться налоговым агентом

В частности, согласно последнему письму Минфина России обязанность по уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента на основании пунктов 1 и 2 статьи 226 НК РФ (письмо от 19.04.12 № 03-04-05/9-529 доведено до налоговиков на местах письмом ФНС России от 25.06.12 № ЕД-4-3/10338@). Ведь, исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ, физлицо самостоятельно перечисляет налог, только если получает выигрыш от организации, которая в установленном порядке зарегистрирована в качестве организатора азартных игр. А для проведения стимулирующей лотереи организатору не требуется соблюдения какого-либо специального порядка регистрации.

Ответственность

За нарушения при проведении стимулирующей лотереи ее организатора могут привлечь к административной ответственности

Положения пункта 1 статьи 24 Закона о лотереях устанавливают уголовную и административную ответственность для организатора за нарушение правил проведения стимулирующей игры. На практике чаще всего применяется статья 14.27 КоАП РФ в случаях:

— проведения лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления уведомления. Это влечет наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц — от 40 до 200 МРОТ, на юрлиц — от 500 до 5000 МРОТ;

— отказа в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушения порядка или сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи. Это влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 МРОТ, на юрлиц — от 500 до 1000 МРОТ.

Анализ норм Уголовного кодекса показывает, что в нем отсутствуют преступления, состав которых подходил бы под предполагаемые незаконные действия организатора лотереи. Отсутствие на практике судебных решений подтверждает, что уголовная ответственность в отношении стимулирующих игр, по сути, не установлена. Даже если сотрудники правоохранительных органов пытаются привлечь к ней при помощи обысков и изъятия лотерейного оборудования.

Например, в одном из дел суд отказал сотрудникам внутренних дел в привлечении общества к уголовной ответственности, так как они провели такие оперативные мероприятия вне рамок возбужденного уголовного дела. А это, по мнению суда, противоречит положениям статей 176 и 177 Уголовно-процессуального кодекса (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.11 № А46-2282/2011)

Ранее Минфин России также высказывал мнение, что нормы статьи 228 НК РФ о самостоятельной уплате НДФЛ физлицом не распространяются на выигрыши в стимулирующей лотерее как не относящейся к играм, основанным на риске. Значит, компания, проводящая такую лотерею, является налоговым агентом и должна удержать НДФЛ со стоимости выигрыша (письмо от 14.04.09 № 03-04-05-01/181).

Вместе с тем чиновники на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ утверждают, что обязанность по перечислению налога со стоимости выигрыша возлагается именно на физическое лицо (письма Минфина России от 06.05.11 № 03-04-05/1-342 и ФНС России от 16.07.09 № 3-5-04/1040@).

В суде данный вопрос поднимался редко. ФАС Волго-Вятского округа, рассматривая спор о порядке уплаты НДФЛ в случае участия лица в стимулирующей безбилетной тиражной лотерее, встал на сторону организации (постановление от 05.04.06 № А28-16053/2005-526/28). Судьи подчеркнули, что в такой ситуации общество не является налоговым агентом и не обязано удерживать НДФЛ. Соответственно физлица, получившие доход в виде выигрыша от участия в стимулирующих лотереях, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ по ставке 13%.

Косвенно позицию чиновников поддерживает и ФАС Московского округа. Суд указал, что если компания зарегистрирована как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке, то в отношении выплат денежных выигрышей физлицам она является налоговым агентом (постановление от 31.07.12 № А40-7668/12-99-38).

Если лотерею проводит оператор, он признается налоговым агентом по НДФЛ. Зачастую стимулирующую лотерею проводит не сам организатор, а оператор, с которым на основании статьи 2 Закона о лотереях у организатора заключен договор. В такой ситуации, по мнению Минфина России, налоговым агентом в отношении выигрыша признается именно оператор. Поскольку на него, как на лицо, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, возлагаются обязанности налогового агента (письмо от 18.07.06 № 03-05-01-04/215).

Если выигрыш получен в натуральной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать налог. Как правило, на практике в рамках стимулирующей лотереи разыгрываются не денежные средства, а какое-либо имущество или материальные ценности (автомобиль, бытовая техника, туристическая путевка и т. д.). В такой ситуации победитель лотереи получает доход в натуральной форме, удержать налог с которого организатор не имеет возможности. Соответственно организатор, выступающий налоговым агентом, обязан письменно сообщить призеру, а также налоговому органу по месту своего учета в месячный срок по окончании года о невозможности произвести удержания налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

 Вне зависимости от того, в течение скольких периодов проходит лотерея, расходы на ее организацию учитываются в момент подписания протокола утверждения победителя

Одновременно с этим победителю лотереи придется самостоятельно исчислить и уплатить сумму НДФЛ с дохода в виде стоимости полученного выигрыша. Такие выводы содержатся в письмах Минфина России от 28.08.12 № 03-04-05/9-1011, от 19.04.12 № 03-04-05/9-529 и от 13.04.12 № 03-04-05/9-507.

По итогам проведенной стимулирующей лотереи необходимо отчитаться в налоговом органе

При прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор обязан опубликовать в средствах массовой информации соответствующее сообщение или иным способом публично уведомить об этом общественность (ст. 16 Закона о лотереях). Кроме того, организатору лотереи необходимо сдать отчетность.

Сдача отчетности регламентируется приказом Минфина России от 26.04.12 № 53н (далее — приказ № 53), которым утверждены формы и сроки представления отчетности по стимулирующим лотереям. В течение месяца по окончании лотереи организатор обязан представить отчет в тот же орган, куда направлял уведомление. Такой срок установлен в приказе № 53. Однако на практике при проведении всероссийской лотереи отчетность сдается в налоговую инспекцию по месту регистрации организатора, поскольку ФНС России отчетность по лотереям не рассматривает.

Если срок проведения лотереи составляет несколько месяцев, то приказом № 53 предусмотрена также подача ежеквартальной отчетности. В этом случае организатор стимулирующей лотереи обязан ежеквартально представлять отчетность по лотерее в течение 30 дней по окончании квартала

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка