Журнал, справочная система и сервисы

Проверки миграционной службы

1 июня 2008 34 просмотра

Сайт журнала «Зарплата»
Электронный журнал «Зарплата»

Какие права имеет ФМС

Проверки миграционной службы. Чтобы оградить себя от незаконных действий проверяющих, руководитель прежде всего должен иметь представление о том, что ФМС вправе делать, а что нет. Подробно об этом можно прочитать в Положении о Федеральной миграционной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» (далее — Положение). В статье мы рассмотрим лишь основные права и обязанности миграционной службы, которые могут представлять интерес для работодателя.

Задачи ФМС. К ним, в частности, относятся:

  • учет иностранных мигрантов (подп. 4.1 п. 2 Положения);
  • контроль за соблюдением миграционного законодательства гражданами России, иностранцами и лицами без гражданства (подп. 4 п. 2 Положения);
  • контроль и надзор за деятельностью по привлечению иностранных работников к труду на территории России (подп. 7 п. 2 Положения).

Полномочия. Для выполнения задач миграционную службу наделили широким кругом полномочий, а именно:

  • выдавать работодателям разрешения на привлечение к труду иностранных работников, а также разрешения на работу на территории России самим иностранным гражданам (подп. 2 п. 6 Положения). ФМС также может аннулировать или приостанавливать действие таких разрешений;
  • выдавать лицензии на деятельность в сфере миграции (подп. 7 п. 6 Положения);
  • контролировать соблюдение правил привлечения работодателями иностранных работников на территорию РФ (подп. 1.3 п. 6 Положения);
  • выдавать иностранцам визы (подп. 3 п. 6 Положения) и разрешения на временное проживание на территории России (подп. 4 п. 6 Положения);
  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях миграционного законодательства (подп. 3 п. 6 Положения);
  • своевременно рассматривать поступающие от граждан жалобы и предложения (подп. 10 п. 6 Положения).

Права ФМС. Миграционная служба может проводить экспертизы, исследования по вопросам контроля исполнения миграционного законодательства, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений (подп. 1 п. 7 Положения).

Что ФМС делать не вправе. Пока служба не может проводить оперативно-разыскные мероприятия. Нет у нее и силовых подразделений. Поэтому сотрудники ФМС не вправе самостоятельно проверять информацию о наличии в действиях предпринимателя признаков преступления. Этим занимаются милицейские дознаватели или следователи. Для силовой поддержки контролеры приглашают милицию.

Однако собственные подразделения, которые будут решать аналогичные вопросы, у ФМС, возможно, скоро появятся. Тогда миграционная служба получит как статус силового министерства, так и право на проведение разыскных мероприятий.

Обратите внимание

Территориальные органы ФМС России уполномочены проводить проверочные мероприятия.

Нормативные акты о мигрантах

Проверки миграционной службы. Напомним об основных нормативных актах, соблюдение которых обязана контролировать миграционная служба.

Закон о правовом положении иностранных граждан. Для работодателей, которые намерены нанять иностранных граждан либо уже имеют в штате иностранцев, основным документом является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» (далее — Закон № 115-ФЗ). Он определяет правовое положение и сроки пребывания иностранцев на территории РФ, устанавливает порядок оформления приглашения на въезд в РФ и порядок получения разрешения на право ведения трудовой деятельности. Кроме того, Закон № 115-ФЗ устанавливает допустимое в разных отраслях количество иностранных граждан, которых можно привлекать для работы.

Законом № 115-ФЗ введен упрощенный порядок трудоустройства граждан из стран СНГ (за исключением Грузии и Туркменистана), имеющих право на безвизовый въезд из стран СНГ. Это означает, что работодатель вправе принять гражданина «безвизового» государства без получения разрешения на работу. Организация должна лишь уведомить об этом территориальное отделение ФМС и орган занятости населения (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

Правила подачи уведомления о привлечении к работе «безвизовых» иностранцев. В обязательном порядке ФМС контролирует соблюдение требований постановления Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу» (далее — Правила подачи уведомления). Речь идет об обязанности работодателя при трудоустройстве иностранцев в течение трех (ранее — десяти) дней после даты заключения с ними договора сообщить об этом в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 2 Правил подачи уведомления).

Правила выдачи разрешений на временную трудовую деятельность. Не менее важным для работодателя является постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681, установившее Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ (далее — Правила). Этими Правилами, в частности, предусмотрена обязанность работодателя извещать территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами (п. 13 Правил).

Правила перемещения иностранных работников по территории РФ. В постановлении Правительства РФ от 17.02.2007 № 97 «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» установлен перечень случаев, когда иностранным гражданам разрешается работать за пределами территории субъекта РФ, в котором они получили разрешение на трудовую деятельность или проживание.

Перечисленные выше нормативные акты в совокупности определяют порядок привлечения к работе и использования труда иностранных работников. Именно на соблюдение этого порядка делает упор ФМС в ходе проверок работодателей.

Закон о миграционном учете. Скажем несколько слов о Федеральном законе от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Он устанавливает порядок учета, регистрации и контроля проживания и временного пребывания иностранцев на территории РФ.

Что работодатель должен знать о проверках

При осуществлении проверок работодателей ФМС руководствуется Регламентом проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений миграционного законодательства Российской Федерации территориальными органами Федеральной миграционной службы (далее — Регламент). Он утвержден приказом ФМС России от 16.01.2007 № 10. Документ устанавливает правила проведения контрольных мероприятий, выявления и пресечения административных правонарушений.

Планирование контрольных мероприятий

Проверки проводятся, как правило, по плану (п. 5 Регламента). Это означает, что руководство ФМС заранее определяет объекты и сроки проверки. Один из критериев отбора организаций для проверки — информация о возможных нарушениях миграционного законодательства на фирме.

В плане должны быть указаны юридический и фактический адреса объекта проверки, время проведения мероприятия и данные сотрудников, которые будут его проводить. План утверждает руководитель территориального подразделения ФМС.

При необходимости к проверке могут быть привлечены сотрудники других контролирующих структур, например милиции или трудовой инспекции (п. 8 Регламента). Для этого составляется совместный план, который подписывают руководители заинтересованных ведомств. Более подробно о совместных проверках читайте на с. 100.

При поступлении информации о нарушениях миграционного законодательства сотрудники ФМС могут провести мероприятие на объекте, который не был включен в план (п. 7 Регламента). Решение об этом вправе принять не только руководитель территориального органа ФМС, но и его заместитель, а также руководитель структурного подразделения.

Приказ о проведении проверки. Для того чтобы прийти к работодателю с проверкой, одного плана недостаточно. Необходимо еще соответствующее распоряжение руководителя подразделения. Оно оформляется в виде приказа, в котором указываются (п. 9 Регламента):

  • место и цель проведения проверки;
  • название компании, ее фактический и юридический адреса;
  • ФИО сотрудников, которые будут участвовать в проверке.

Как показывает практика, в план проверок попадают в основном строительные и производственные компании. Именно они чаще всего уведомляют миграционную службу о приеме работников из стран СНГ и получают разрешение на привлечение сотрудников — граждан «визовых» государств.

Как проходит проверка

Что должны сделать проверяющие из ФМС. Появившись в офисе, сотрудник ФМС, ответственный за проведение проверки, должен представиться руководителю организации или лицу, его замещающему, предъявить служебное удостоверение и подлинник приказа на проведение проверки. При этом копию приказа он обязан вручить представителю организации. Об этом говорится в пункте 10 Регламента. Если сотрудники миграционной службы пришли без приказа или в нем указаны иные проверяющие, проверка будет считаться незаконной, а проверяющих не пропустят в офис.

Кого и что проверяет ФМС. Контролеры могут проверить любого иностранного гражданина и лиц без гражданства, которые находятся на территории организации (п. 11 Регламента). Они должны иметь:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционную карту;
  • вид на жительство или временное пребывание на территории РФ;
  • документ, подтверждающий постановку на миграционный учет.

Кроме того, сотрудников ФМС будет интересовать трудовой договор или договор о выполнении работ (оказании услуг) и разрешение на работу. А иностранный работник должен быть готов ответить на вопросы проверяющих о цели прибытия на территорию России.

Имейте в виду, что проверять будут не только иностранных работников, но и документы организации, где они трудятся. В частности, работодателя могут попросить предъявить (п. 13 Регламента):

  • уставные документы;
  • штатное расписание;
  • договоры аренды помещения;
  • разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы (если оно обязательно в данном случае);
  • уведомление о привлечении «безвизовых» иностранных работников к труду.

Если деятельность фирмы связана с розничной торговлей или спортом, работодателя проверят на предмет соблюдения квоты для иностранцев, которая установлена на год проверки. На 2008 год они определены постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 1003 (далее — постановление № 1003). Согласно пункту 1 постановления № 1003 иностранцев не должно быть в штате фирмы, торгующей алкогольными напитками, включая пиво, фармацевтическими препаратами, любой продукцией в палатках и на рынках и использующей выносную (выездную) торговлю.

Если организация осуществляет прочую деятельность в области спорта (код по ОКВЭД 92.62), то иностранных рабочих должно быть не более 50% от общей численности сотрудников (с 1 января по 1 апреля 2008 года) и 25% (с 1 апреля по 31 декабря 2008 года). Об этом говорится в подпункте «д» пункта 1 постановления № 1003.

Оформление результатов проверки

Если организация нарушила миграционное законодательство, представитель ФМС составляет протокол об административном правонарушении. Должностные лица, которые имеют право оформить протокол, перечислены в приложении 2 к приказу МВД России от 02.06.2005 № 444. К ним относятся:

  • директор ФМС и его заместители;
  • начальники управлений, отделов, отделений, постов иммиграционного контроля, территориальных пунктов и их заместители;
  • старший инспектор по особым поручениям;
  • инспектор по особым поручениям;
  • старший инспектор;
  • инспектор.

Обратите внимание

Если протокол составлен и подписан любым другим сотрудником, работодатель может потребовать признать его незаконным.

В пункте 15 Регламента говорится, что в протоколе должны быть указаны:

  • дата и место его составления;
  • должность и ФИО сотрудника службы;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;
  • данные потерпевших и свидетелей (если таковые имеются);
  • время совершения правонарушения;
  • объяснения правонарушителя и другие данные.

В ходе составления протокола всем присутствующим необходимо разъяснить их права и обязанности. Запись об этом вносится в протокол, а присутствующие ставят свои подписи.

Работодателю, нарушившему миграционное законодательство, необходимо предоставить возможность ознакомиться с протоколом. Если он пожелает, то может дать свои объяснения по поводу произошедшего и высказать замечания к содержанию протокола. Согласно Регламенту объяснения и замечания оформляют в виде отдельного документа, который прилагают к протоколу. Затем правонарушитель должен подписать протокол.

Учтите, что отказ от подписи по каким-либо причинам не дает работодателю никаких преимуществ. Сотрудник ФМС просто сделает в протоколе соответствующую запись.

Копию протокола сотрудник ФМС должен вручить под роспись лицу, в отношении которого он составлен.

Протоколы об административных правонарушениях направляют уполномоченному руководителю территориального органа ФМС для рассмотрения и принятия решения.

Если проверяющие считают, что обнаружили признаки уголовного преступления, они составляют рапорт на имя руководителя территориального подразделения органа внутренних дел и передают его в дежурную часть (п. 16 Регламента).

Окончание проверки. По итогам проверки сотрудник, ответственный за ее проведение, составляет рапорт на имя руководителя, подписавшего распоряжение (п. 19 Регламента). Рапорт и все собранные в ходе проверки документы, в том числе административный протокол, проверяющие передают руководителю (его заместителю) территориального органа ФМС или соответствующего структурного подразделения. Именно эти должностные лица наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере миграционного законодательства (ст. 23.67 КоАП РФ).

Совместные проверки

Чтобы сократить количество проверок работодателей, использующих труд иностранных работников, ФМС и Роструд совместным приказом от 03.04.2007 № 40/66 утвердили Регламент взаимодействия по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ (далее — Регламент взаимодействия). Поэтому если решено провести совместную проверку фирмы, то с представителями ФМС могут прийти сотрудники других контролирующих структур.

Основание для проведения проверки. Основанием для таких мероприятий служит совместный план проверок и изданное на его основе распоряжение (приказ), подписанное руководителями обеих структур и заверенное двумя печатями.

В документе должно быть указано:

  • наименование органов, которые проводят проверку;
  • данные сотрудников, уполномоченных на проводить контрольные мероприятия;
  • наименование проверяемой фирмы;
  • цели, задачи и предмет проверки.

В приказе также указывают правовые основания проверки, перечисляют нормативные акты, на которых основываются требования контролеров. Об этом говорится в пункте 12 Регламента взаимодействия.

Обратите внимание

Если в распоряжении не обозначена дата начала и окончания ревизии, работодатель может потребовать признать действия контролеров незаконными.

Как проходит проверка. Совместные контрольные мероприятия начинаются с того, что ответственные за проведение проверки сотрудники ФМС и Роструда предъявляют работодателю распоряжение и служебные удостоверения (п. 12 Регламента взаимодействия). При этом в проверке могут участвовать только те сотрудники, которые указаны в распоряжении.

Сотрудники ФМС обязательно проверяют:

  • наличие разрешений на привлечение и использование труда иностранных работников;
  • наличие у иностранных работников документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, документов, которые подтверждают постановку на миграционный учет, вид на жительство или разрешение на временное проживание, и других документов, которые есть у работника (трудового договора, договора на оказание услуг (выполнение работ), разрешения на работу);
  • соответствие численности и профессионального состава иностранных рабочих установленной квоте;
  • соответствие заявленной цели въезда в РФ фактически выполняемой работе или роду занятий.

Об этом говорится в пункте 14.1 Регламента взаимодействия.

Представители Роструда в ходе проверки выясняют, соответствуют ли трудовые договоры и условия труда иностранных рабочих законодательству РФ (п. 14.2 Регламента взаимодействия).

Работодатель должен помнить, что пункт 15 Регламента взаимодействия запрещает проверяющим интересоваться сведениями и обстоятельствами, не входящими в компетенцию ФМС и Роструда.

Методы проверки

Как правило, проводя проверку, представители Федеральной миграционной службы просто запрашивают у работодателя необходимые документы.

В целях пресечения административного нарушения сотрудники ФМС России вправе доставить нарушителя в служебное помещение милиции или местной администрации. Как правило, к такой мере прибегают при проверках строительных фирм или оптово-розничных рынков в случае:

  • невозможности установить личность на месте;
  • невозможности составить на месте происшествия административный протокол;
  • необходимости обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • необходимости исполнения принятого по делу постановления.

Это право предоставлено сотрудникам ФМС пунктом 17 Регламента.

Факт задержания и его цель отражаются в протоколе о доставлении или об административном правонарушении. Копия протокола о доставлении вручается нарушителю по его просьбе. В Регламенте срок доставления не оговорен, однако в части 2 статьи 27.2 КоАП РФ сказано, что это должно быть сделано в возможно короткий срок.

Штрафы за нарушение миграционного и трудового законодательства

К ответственности за нарушение миграционного законодательства может быть привлечен как работодатель, так и иностранный работник.

За что накажут организацию

Нарушение миграционного законодательства. Перечень нарушений в сфере миграции и штрафы за них приведены в табл. 1.

Таблица 1. Административная ответственность работодателя за нарушение миграционного законодательства

Нарушение Норма КоАП РФ Ответственность должностного лица Ответственность юридического лица
Нарушение правил миграционного учета, если организация  является для иностранного работника принимающей стороной Часть 1 статьи 18.9 От 40 000 до 50 000 руб. От 400 000 до 500 000 руб.
Непредставление или несвоевременное представление по требованию миграционной службы установленных законодательством РФ документов или информации об иностранных гражданах Часть 2 статьи 18.11 От 40 000 до 50 000 руб. От 400 000 до 500 000 руб.
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранцев как при отсутствии у них разрешения на работу, так и при отсутствии разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников у работодателя*     Части 1 и 2 статьи 18.15 От 25 000 до 50 000 руб. От  250 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток**
Неуведомление территориального органа ФМС,  службы занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранца    Часть 3 статьи 18.15 От 35 000 до 50 000 руб. От 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток
Предоставление администрацией торгового рынка или торгового комплекса места торговли организации, в штате которой незаконно трудятся иностранцы, либо непосредственно иностранному работнику Часть 1 статьи 18.16 От 45 000 до 50 000 руб. От 450 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток
Несоблюдение ограничений по привлечению иностранных работников к трудовой деятельности на территории РФ Часть 1 статьи 18.17 От 45 000 до 50 000 руб. От 800 000 до 1 000 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Обратите внимание: аналогичная ответственность предусмотрена и для иностранной компании (ч. 3 ст. 18.17 КоАП РФ)

* В пункте 19 постановления от № 681 перечислены случаи, когда разрешение на привлечение труда и использование иностранных работников аннулируется (например, если работодатель представил недостоверные сведения при подаче документов для выдачи разрешения).

** Случаи, при которых действие разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы может быть приостановлено, перечислены в пункте 17 Правил. Приостанавливать деятельность  организации вправе только суд. Сотрудники ФМС могут лишь ходатайствовать перед судом о применении этого вида наказания.

Нарушение трудового законодательства. Если в ходе проверки Роструд выявит нарушения законодательства о труде и об охране труда, то может быть наложен штраф согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

За что могут оштрафовать работника-иностранца

Перечень правонарушений и ответственность за них приведены в табл. 2.

Таблица 2. Административная и иная ответственность работника-иностранца

Правонарушение Нормативный документ Вид наказания
Нарушения иностранным работником  миграционного законодательства Пункт 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ Лишение разрешения на работу территориальным органом ФМС
Нарушение работником условий трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) Пункт 2 статьи 32 Закона № 115-ФЗ Аннулирование разрешения на работу по ходатайству работодателя
Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу Статья 18.10 КоАП РФ Штраф в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового 

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка