Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Работник за рулем автомобиля

1 июня 2008 16 просмотров

Сайт журнала «Зарплата»
Электронный журнал «Зарплата»

Как известно, любой транспорт — источник повышенной опасности.  Не является исключением и автотранспорт. В целях повышения  безопасности эксплуатации автомобилей трудовое законодательство устанавливает особенный режим рабочего времени и времени отдыха водителей.

Общие положения

Работник за рулем автомобиля. Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена глава 51 Трудового кодекса. Она касается специалистов, деятельность которых связана с обеспечением движения любых транспортных средств. Если же говорить о труде водителей автомобилей, режим их рабочего времени и времени отдыха должен соответствовать нормам Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства труда РФ от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение о водителях). Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 № 28.

Профпригодность

Прежде чем говорить о регулировании труда водителей автомобилей, остановимся на особенностях их трудоустройства. Согласно части 1 статьи 328 Трудового кодекса сотрудники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами или их движением, должны пройти профессиональный отбор и подготовку. Порядок их проведения устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

На заметку

Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

При трудоустройстве на должность водителя соискатель обязан предъявить документы, подтверждающие наличие у него профессиональной подготовки, в частности водительское удостоверение. Порядок получения права на управление транспортными средствами установлен в Федеральном законе от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кроме того, при трудоустройстве водитель должен пройти обязательный предварительный медицинский осмотр (ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Порядок его проведения утвержден приказами Минздрава СССР от 29.09.89 № 555 и Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90. Помимо предварительного работники автотранспорта проходят периодические медицинские осмотры в соответствии с данными нормативными документами.

В некоторых случаях водитель может потерять право на управление автомобилем. Это происходит:

  • при истечении установленного срока действия водительского удостоверения;
  • ухудшении здоровья водителя, подтвержденном медицинским заключением, если это препятствует безопасному управлению транспортными средствами;
  • лишении права на управление транспортными средствами.

Если работник утратил специальное право, в данном случае на управление автомобилем, работодатель обязан отстранить его от работы или не допускать до нее. Об этом говорится в части 1 статьи 76 Трудового кодекса.

Что нельзя водителю

Водителям запрещается трудиться по совместительству, если работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами или их движением (ч. 1 ст. 329 ТК РФ). Перечень таких работ, профессий и должностей утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 (см. таблицу на с. 112).

Особенности режима труда водителей автотранспорта

Первое, с чего мы начнем разговор, — графики сменности. От того, насколько верно они составлены, зависит не только безопасность водителей, пассажиров и пешеходов, но и своевременная, без потерь доставка груза. Поговорим об этом подробнее.

Графики сменности

Работник за рулем автомобиля. При разработке графиков сменности работников автотранспорта необходимо учитывать нормы, установленные в Положении о водителях. Об этом сказано в пункте 3 данного документа.

Работодатель обязан составлять графики работы для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену. Они являются основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени. Водители должны ознакомиться с графиком не позднее чем за один месяц до введения его в действие (п. 4 Положения о водителях).

Что именно отражают в графике сменности? Обязательным является указание времени:

  • начала, окончания работы, а также продолжительности ежедневной работы (смены);
  • перерывов для отдыха и питания;
  • ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

При составлении графика сменности работодателю нужно учитывать мнение представительного органа работников.

Если водитель направлен работодателем в дальний рейс, например при междугородной перевозке, и не может вернуться к постоянному месту работы в пределах смены, ему устанавливают задание по времени на движение и стоянку с учетом норм Положения о водителях. Так сказано в пункте 5 этого документа.

Рабочее время водителя

Согласно пункту 6 Положения о водителях работник должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать восьми часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается семью часами (п. 7 Положения о водителях).

Из чего состоит рабочее время водителя? Обратимся за ответами к пункту 15 Положения о водителях. В нем говорится, что рабочее время водителя состоит из периодов:

  • управления автомобилем;
  • специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения;
  • стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • простоев не по вине водителя;
  • проведения работ по устранению эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, возникших в течение смены и не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, если в рейс были направлены двое работников.

Период непосредственно управления автомобилем не может превышать девяти часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — восьми часов (п. 16 Положения о водителях).

Суммированный учет

В некоторых случаях соблюдать нормальную продолжительность рабочего времени водителей не удается. Согласно пункту 8 Положения о водителях работникам в таких ситуациях устанавливают суммированный учет рабочего времени. Продолжительность учетного периода должна составлять один месяц. При этом количество рабочих часов в учетном периоде не должно превышать норму.

Если работодатель вводит на предприятии суммированный учет рабочего времени, он должен получить одобрение представительного органа работников. К тому же он обязан учитывать, что продолжительность смены водителей при суммированном учете не может превышать десяти часов (п. 9 Положения о водителях). Однако из этого правила есть исключения.

Продолжительность смены может быть увеличена до 12 часов в случае, если водителю, осуществляющему международную перевозку, необходимо доехать до соответствующего места отдыха. При этом в рейс должны быть направлены два водителя, чтобы смена у каждого была не более 12 часов, а автомобиль необходимо оборудовать спальным местом. Согласно пункту 12 Положения о водителях у некоторых работников смена может составлять 12 часов, если общая продолжительность управления автомобилем в течение смены не превышает девяти часов. Это относится к тем, кто осуществляет перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций.

Водитель на курорте

=vsc=

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период, а также на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

Отметим, что при суммированном учете рабочего времени работник может управлять автомобилем в течение смены не более десяти часов и не чаще двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления машиной за две недели подряд не должна превышать 90 часов (п. 17 Положения о водителях).

Ненормированный рабочий день

Некоторым водителям может быть установлен ненормированный рабочий день. Согласно пункту 14 Положения о водителях это относится к водителям:

  • легковых автомобилей (кроме такси);
  • автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Однако установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Сверхурочные работы

Можно ли привлекать водителей автотранспорта к сверхурочной работе? В пункте 23 Положения о водителях сказано, что такая возможность у работодателя есть. Однако он должен учитывать нормы статьи 99 Трудового кодекса.

При суммированном учете рабочего времени работа по графику в течение смены вместе со сверхурочной не должна превышать 12 часов. Исключением являются случаи, предусмотренные в подпунктах 1 и 3 части 2 статьи 99 ТК РФ. А именно:

  • необходимость выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для сотрудника продолжительности рабочего времени. При этом невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если последний несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
  • продолжение работы при неявке сменщика, если трудовой процесс не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим водителем.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Таблица. Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или их движением

Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, промышленный транспорт, дорожное хозяйство

Профессии

Водитель автомобиля, водитель аэросаней, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель мототранспортных средств, водитель трамвая, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, водитель погрузчика, водитель электро- или автотележки

Машинист автобетононасоса, машинист автогудронатора, машинист автокомпрессора, машинист бетоносмесителя передвижного, машинист битумировочной машины, машинист бурильно-крановой самоходной машины, машинист дорожно-транспортной машины, машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах, машинист катка самоходного с гладкими вальцами, машинист крана автомобильного

Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог, машинист машины для нанесения пленкообразующей жидкости, машинист машины для устройства укрепительных полос, машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ, машинист смесителя асфальтобетона передвижного, машинист укладчика асфальтобетона, машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей, тракторист

Должности

Диспетчер автомобильного транспорта, диспетчер службы движения, диспетчер станционный

Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен

Профессии

Водитель дрезины, машинист автомотрисы, машинист дизель-поезда, машинист железнодорожно-строительных машин (самоходных), машинист крана (крановщик) при работе на самоходных железнодорожных кранах, машинист паровоза, машинист тепловоза, машинист мотовоза, машинист электровоза, машинист электропоезда, машинист эскалатора метрополитена

Оператор поста централизации, работающий при дежурном станционного поста

Помощник водителя дрезины, помощник машиниста дизель-поезда, помощник машиниста железнодорожно-строительных машин (самоходных), помощник машиниста крана (крановщика) на самоходных железнодорожных кранах, помощник машиниста паровоза, помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста мотовоза, помощник машиниста электровоза, помощник машиниста электропоезда, помощник машиниста эскалатора метрополитена

Должности

Главный диспетчер, старший диспетчер, диспетчер поездной, диспетчер эскалаторной службы

Дежурный станционного поста централизации, дежурный по приему и отправлению поездов метрополитена, дежурный по парку (на железнодорожном транспорте), дежурный стрелочного поста, дежурный по станции метрополитена, дежурный по железнодорожной станции (внеклассной, 1-го класса)

Гражданская авиация

Профессии

Бортмеханик, бортоператор грузовых самолетов, бортоператор, старший бортоператор, бортоператор по облету технических средств, бортрадист, бортштурман

Должности

Бортовой инженер, главный штурман, диспетчер аэродрома (зона взлета и посадки судов), диспетчер аэроузлового центра, диспетчер-инструктор управления воздушным движением, диспетчер диспетчерского пункта круга, диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки, диспетчер пункта подхода или направления, диспетчер районного центра, диспетчер стартового диспетчерского пункта, диспетчер-инструктор службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов

Старший диспетчер-инструктор, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов, диспетчер службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов

Государственный инспектор гражданской авиации, главный государственный инспектор гражданской авиации

Инженер бортовой авиаотряда, инженер-инспектор бортовой, инженер (механик)-испытатель бортовой, инженер-испытатель летающей лаборатории бортовой, инженер-инструктор бортовой

Инспектор-пилот, главный инспектор-пилот, ведущий инспектор-пилот, старший инспектор-пилот, инструктор, летчик-методист

Командир авиационного звена, командир авиационного отряда, заместитель командира авиационного отряда, командир авиационной эскадрильи, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир воздушного судна, командир (пилот, летчик) воздушного судна — инструктор, командир-наставник

Летный директор авиационного предприятия, заместитель директора авиационного предприятия по летной работе

Летчик-испытатель, летчик-наблюдатель, оператор-инструктор бортовой, оператор-испытатель бортовой, пилот, второй пилот, пилот-инспектор, пилот-инструктор

Радист-инструктор бортовой, радист-испытатель бортовой, старший бортовой инженер (механик) авиационного отряда, старший бортовой радист авиационного отряда

Старший штурман авиационного предприятия, старший штурман авиационного училища, старший штурман учебного авиационного центра, штурман авиационной эскадрильи, штурман-инспектор, главный штурман-инспектор, ведущий штурман-инспектор, старший штурман-инспектор, штурман (в авиации), главный штурман (в авиации), штурман-инструктор, штурман-испытатель, штурман-оператор, штурман воздушного судна

Морской и речной транспорт

Профессии

Матрос, старший матрос, матрос 1-го класса, матрос 2-го класса

Машинист помповый (донкерман), старший машинист помповый (донкерман)

Моторист (машинист), старший моторист (машинист), моторист самостоятельного управления судовым двигателем

Подшкипер, помощник шкипера, шкипер

Помощник механика, первый помощник механика, второй помощник механика, третий помощник механика

Радиооператор, старший радиооператор, радиотелеграфист, рулевой (кормщик)

Должности

Багермейстер-капитан, помощник багермейстера-капитана, старший помощник багермейстера-капитана, первый помощник багермейстера-капитана, второй помощник багермейстера-капитана, третий помощник багермейстера-капитана, сменный помощник багермейстера-капитана

Главный диспетчер, заместитель главного диспетчера, диспетчер, старший диспетчер, диспетчер по флоту, старший диспетчер по флоту, диспетчер порта, старший диспетчер порта, диспетчер службы движения, старший диспетчер службы движения, инженер-диспетчер по движению флота (по флоту)

Главный механик подводного аппарата

Капитан порта (портового пункта), заместитель капитана порта (портового пункта), капитан портового надзора, заместитель капитана портового надзора

Капитан рейда, заместитель капитана рейда, капитан, помощник капитана, старший помощник капитана, второй помощник капитана, третий помощник капитана, четвертый помощник капитана, сменный помощник капитана

Капитан-директор, помощник капитан-директора, старший помощник капитан-директора, второй помощник капитан-директора, третий помощник капитан-директора, четвертый помощник капитан-директора

Капитан-кранмейстер, помощник капитана-кранмейстера, старший помощник капитана-кранмейстера, второй помощник капитана-кранмейстера, сменный помощник капитана-кранмейстера

Капитан-механик, помощник капитана-механика, старший помощник капитана-механика, второй помощник капитана-механика, сменный помощник капитана-механика

Капитан подводного аппарата, помощник капитана подводного аппарата

Капитан сдаточный, помощник капитана сдаточного, старший помощник капитана сдаточного, второй помощник капитана сдаточного, третий помощник капитана сдаточного

Капитан (старший моторист-рулевой) патрульного, спасательного катера, помощник капитана патрульного, спасательного катера, сменный помощник капитана патрульного, спасательного катера

Капитан, старшина, шкипер

Командир дноочистительного снаряда, помощник командира дноочистительного снаряда, первый помощник командира дноочистительного снаряда, второй помощник командира дноочистительного снаряда, третий помощник командира дноочистительного снаряда, сменный помощник командира дноочистительного снаряда

Командир землесоса, земснаряда, помощник командира землесоса, земснаряда, первый помощник командира землесоса, земснаряда, второй помощник командира землесоса, земснаряда, третий помощник командира землесоса, земснаряда, сменный помощник командира землесоса, земснаряда

Лоцман, старший лоцман

Механик (судовой), старший механик (судовой), второй механик (судовой), третий механик (судовой), четвертый механик (судовой), сменный механик (судовой), механик на дноочистительном снаряде, механик на землесосе, земснаряде

Начальник радиостанции

Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы, оператор диспетчерской движения и погрузочно-разгрузочных работ на морском (речном) транспорте, старший оператор диспетчерской движения флота

Старший механик подводного аппарата, старший механик-капитан, старший механик-командир, старший механик на плавучем кране, старший электромеханик-капитан, старший электромеханик-командир, старший электромеханик на плавучем кране

Штурман, старший штурман, второй штурман, третий штурман, четвертый штурман

Электромеханик (судовой), старший электромеханик (судовой), второй электромеханик (судовой), третий электромеханик (судовой), четвертый электромеханик (судовой), сменный электромеханик (судовой), помощник электромеханика (судового), первый помощник электромеханика (судового), второй помощник электромеханика (судового), третий помощник электромеханика (судового), электромеханик на землесосе, земснаряде, электромеханик подводного аппарата

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка