Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Миграционный учет иностранных граждан

1 сентября 2008 256 просмотров

Сайт журнала «Зарплата»
Электронный журнал «Зарплата»

Миграционный учет иностранных граждан. Продолжаем цикл статей, посвященных вопросам привлечения  на работу российскими компаниями иностранных граждан  (см. журнал «Зарплата», 2008, № 7). В прошлый раз мы рассказали о статусе иностранных граждан (временно пребывающих, временно или постоянно проживающих), подтверждающих его документах, сроках пребывания иностранцев на территории России и необходимости получения ими разрешения на работу. Теперь речь пойдет о миграционном учете иностранных граждан.

Что такое миграционный учет

Миграционный учет — одна из форм государственного регулирования миграционных процессов, которое направлено:

  • на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции; обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации; формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации.

Об этом сказано в статье 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон № 109-ФЗ).

Как осуществляется миграционный учет

Миграционный учет иностранных граждан. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные подразделения (подп. 2 п. 1 ст. 2 и ст. 11 Закона № 109-ФЗ).

Сведения, которые фиксируют органы ФМС России при осуществлении миграционного учета иностранных граждан, приведены в пункте 1 статьи 9 Закона № 109-ФЗ. К ним относятся персональные данные иностранцев (паспортные данные, данные о российской визе, полное имя, пол, гражданство, цель въезда и сроки пребывания, род занятий и т. д.).

Основные этапы осуществления миграционного учета показаны на схеме 1.

Схема  Что включает в себя миграционный учет

* О снятии с миграционного учета говорится в пункте 3 статьи 8, подпунктах 11 и 17 пункта 1 статьи 9, пункте 2 статьи 19 и статье 23 Закона № 109-ФЗ.

Как видим, миграционный учет иностранных граждан происходит поэтапно. Добавим также, что в его осуществлении принимают участие не только работодатели, но и различные государственные ведомства: органы ФМС России, МВД, пограничного контроля и др.

Работодатель участвует в данном процессе только на этапе постановки на учет иностранцев по месту их пребывания и снятия с учета (этап I). Да и то лишь при условии, что по отношению к иностранцу он является принимающей стороной. Подробнее о функциях принимающей стороны мы поговорим чуть позже.

Какие иностранцы подлежат миграционному учету

Миграционному учету подлежат все иностранные граждане независимо от статуса. При этом временно и постоянно проживающие должны быть зарегистрированы по месту жительства или поставлены на учет по месту пребывания, а временно пребывающие — поставлены на учет по месту пребывания (см. табл. 1).

О том, что понимать под местом жительства и местом пребывания иностранного гражданина, сказано в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ. Так, местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном порядке.

Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Таблица 

Статус иностранца в Российской Федерации Форма миграционного учета Нормативный документ
Временно пребывающие Учет по месту пребывания Пункт 3 статьи 7 и пункты 1 и 2 статьи 20 Закона № 109-ФЗ
Постоянно проживающие Временно проживающие Регистрация по месту жительства или учет по месту пребывания Пункт 2 статьи 7, статья 14 и пункты 1 и 2 статьи 20 Закона № 109-ФЗ

Заметим, что регистрация иностранца по месту жительства возможна лишь при наличии у него права владения или пользования жилым помещением в соответствии с Жилищным кодексом (п. 1 ст. 15, подп. «в» п. 1 и подп. «б» п. 2 ст. 17 Закона № 109-ФЗ). При отсутствии у иностранца места жительства, то есть жилого помещения на праве владения или пользования, речь может идти лишь о его учете по месту пребывания.

Основания для постановки на миграционный учет и снятия с учета

Прежде чем рассказать о действиях работодателя по осуществлению миграционного учета иностранных граждан, перечислим основания для постановки иностранцев на такой учет и снятия с него.

Основаниями для постановки иностранцев на учет, в частности, являются (ст. 1 и п. 2 ст. 8 Закона № 109-ФЗ):

  • въезд в Российскую Федерацию; транзитный проезд и передвижение по территории России; выбор и изменение места пребывания или жительства в пределах России; утрата гражданства Российской Федерации лицом, находящимся на территории нашей страны.

Основаниями для снятия иностранцев с учета являются, например (ст. 1 и п. 3 ст. 8 Закона № 109-ФЗ):

  • выезд из России; вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации.

Регистрация по месту жительства

По месту жительства регистрируются постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства. Они это делают самостоятельно. Работодатель к этой процедуре не имеет никакого отношения, поэтому подробно рассматривать этот вопрос мы не будем. Как уже было сказано, основанием для такой регистрации является наличие у иностранца права владения или пользования в соответствии с Жилищным кодексом жилым помещением, находящимся в России.

Адрес конкретного жилого помещения будет зафиксирован в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранца в день подачи им заявления о регистрации по месту жительства и необходимых документов (их перечень указан в статье 17 Закона № 109-ФЗ). Не позднее следующего рабочего дня должностные лица отделения ФМС России должны зафиксировать сведения о месте жительства иностранца в учетных документах службы и в государственной системе миграционного учета (п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 18 Закона № 109-ФЗ).

В случае убытия из места жительства, где иностранные граждане были зарегистрированы, например, на новое место жительства или в отпуск, продолжительность которого более семи дней, они должны зарегистрироваться по этому месту жительства или встать на миграционный учет по месту пребывания.

Учет иностранцев по месту пребывания

По месту пребывания должны встать на учет иностранные граждане (п. 1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ и ч. 1 ст. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, далее — Правила):

  • временно пребывающие на территории нашей страны;постоянно или временно проживающие в России, если они находятся в месте пребывания, не являющемся местом жительства.

Кому не нужно вставать на миграционный учет по месту пребывания

Граждане Украины. В отношении граждан Украины действует особый порядок миграционного учета. Между Правительствами Украины и России заключено Соглашение о безвизовых поездках граждан от 16.01.97.

К этому Соглашению 30 октября 2004 года подписан Протокол о внесении изменений, который дает право гражданам Украины находиться на территории России без регистрации по месту их пребывания 90 дней с момента въезда (ст. 2 Протокола)190-дневный срок пребывания гражданина Украины определяется по отметке органов пограничного контроля, проставленной в миграционной карте при его въезде на территорию России. — Примеч. ред..

Протокол вступил в силу 5 января 2005 года и прекратит действие одновременно с Соглашением (ст. 3 Протокола), которое на сегодняшний день является действующим документом.

Заметим только, что граждане Украины, прибывшие в Россию в качестве трудовых мигрантов и не вставшие на миграционный учет, не смогут получить разрешение на работу. Ведь при подаче соответствующего заявления они обязаны указать дату и место постановки на учет по месту пребывания (см. приложение № 2 к приказу ФМС России от 25.12.2006 № 370).

Кого не ставят на учет. Полный перечень лиц, которым не нужно вставать на учет по месту пребывания, содержится в пункте 6 статьи 20 Закона № 109-ФЗ. В частности, это:

  • иностранцы, являющиеся членами экипажей морских военных кораблей, или члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств, прибывшие в Российскую Федерацию с деловым заходом либо с официальным или неофициальным визитом; иностранцы-моряки невоенных судов, пребывающие на территории порта или портового города, открытых для захода невоенных судов, не более 24 часов. Вставать на учет не нужно и в том случае, если моряки отправятся на экскурсию в населенные пункты при условии, что ее продолжительность менее 24 часов; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, если такие иностранцы находятся на территории России в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств; иностранцы, прибывшие в Россию на срок не более трех дней.

Исключение: остановившиеся в гостиницах, кемпингах, санаториях, на турбазах или попавшие в больницу либо другое учреждение здравоохранения или соцобслуживания. В этом случае принимающая сторона обязана в течение суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина.

Нужно ли вставать на миграционный учет гражданам Республики Беларусь?

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор о создании союзного государства от 08.12.99. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 этого документа определяются только внешние границы двух государств, а внутренняя граница отсутствует. Таким образом, граждане Республики Беларусь свободно въезжают на территорию России без миграционной карты. В условиях отсутствия границы контролировать срок пребывания белорусов на территории России невозможно, поэтому претензии со стороны милиции исключены.

Однако это вовсе не означает, что граждане Республики Беларусь не должны вставать на миграционный учет. Во-первых, заключение указанного договора не изменило гражданской принадлежности белорусов — они по-прежнему являются иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Следовательно, их миграционный учет осуществляется в соответствии с Законом № 109-ФЗ и зависит от правового статуса белоруса на территории России.

Во-вторых, несмотря на ряд заключенных договоров между Белоруссией и Россией, уравнивающих граждан обоих государств в налоговых, трудовых и иных социальных правах, отсутствие миграционной карты и миграционного учета для граждан Белоруссии имеет отрицательную сторону. Так, у организаций, принявших таких граждан на работу, возникнет проблема, связанная с НДФЛ: по какой ставке рассчитывать налог с доходов белорусов — 30 или 13%? Подробнее о налогообложении доходов иностранных граждан, полученных на территории России, читайте в следующих номерах журнала.

О процедуре постановки на учет

Процедура постановки на миграционный учет по месту пребывания представляет собой информирование (уведомление) территориального органа ФМС России о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомить отделение миграционной службы обязана принимающая сторона (например, работодатель). Заметим, что в соответствии с Законом № 109-ФЗ иностранный гражданин не вправе встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно. Исключение допускается лишь в двух случаях:

  • если у иностранного гражданина (временно проживающего или временно пребывающего) имеются документы, подтверждающие наличие уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган ФМС России (п. 3 ст. 22 Закона № 109-ФЗ и подп. «б» п. 29 Правил). Одной из таких причин может быть, например, болезнь представителя организации, уполномоченного заниматься постановкой иностранцев на миграционный учет; если иностранец является постоянно проживающим в Российской Федерации (имеет вид на жительство) и у него имеется письменное согласие на такое действие принимающей стороны (п. 4 ст. 22 Закона № 109-ФЗ и подп. «б» п. 30 Правил).

Что такое принимающая сторона? Ответ на этот вопрос мы найдем в подпункте 7 пункта 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ (см. схему 2).

Схема . Лица и организации,которые могут быть принимающей стороной

Обратите внимание

Иностранец может быть поставлен на миграционный учет по юридическому адресу организации, даже если там отсутствует жилое помещение.

Как видно из схемы 2, принимающей стороной могут быть:

  • граждане России или постоянно проживающие на ее территории мигранты, предоставляющие иностранцу помещение для проживания; юридические лица — организации, в которых иностранный гражданин находится или работает.

Заполняем бланк уведомления

Все иностранные граждане, находящиеся в России в месте пребывания, должны быть поставлены принимающей стороной, а в исключительных случаях встать сами (но без участия принимающей стороны при этом все равно не обойтись) на миграционный учет по месту пребывания. Такая постановка носит уведомительный характер. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания (п. 27 Правил). Форма уведомления утверждена постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Оно состоит из двух частей:

  • уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Эту часть документа отделение ФМС России оставит у себя; отрывной части. Эту часть документа должностные лица отделения ФМС России или почты (если уведомление посылается по почте) с отметками о принятии уведомления вернут уполномоченному принимающей стороны или самому иностранцу. Подробнее об этом мы расскажем чуть позже.

Для заполнения уведомления иностранный гражданин обязан предъявить принимающей стороне (п. 26 Правил):

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт); миграционную карту (для временно пребывающего в России иностранца). Подробнее об этом документе читайте на с. 127; вид на жительство или разрешение на временное проживание (для постоянно и временно проживающего в России иностранца).

Обратите внимание

Принимающая сторона не вправе изымать у иностранца паспорт и миграционную карту (п. 5 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Принимающая сторона выражает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранца, подпись должна быть скреплена фирменной печатью (п. 25 Правил).

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При этом исправления, использование аббревиатур и сокращение слов не допускаются (п. 27 Правил).

Сведения о нахождении иностранца в месте пребывания будут зафиксированы в учетных документах отделения ФМС России и в государственной системе миграционного учета в трехдневный срок со дня получения уведомления (п. 2 ст. 21 Закона № 109-ФЗ и п. 34 Правил).

Заметим, что реальное место проживания иностранца может не совпадать с тем, которое указано в уведомлении. То есть он вправе проживать по другому адресу. В соответствии со статьей 2 Закона № 109-ФЗ выбор места пребывания целиком зависит от свободного волеизъявления иностранного гражданина, а обязанность принимающей стороны может взять на себя организация.

Порядок представления уведомления в отделение ФМС России

Заполненное уведомление и копии указанных выше документов принимающая сторона может представить лично в отделение ФМС России или направить по почте (п. 22 Правил). Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомляем лично. Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил).

Где взять бланк уведомления?

Бланк уведомления можно получить в отделении миграционной службы (бесплатно), распечатать, скачав из интернета, или приобрести на почте. Заполненное уведомление и прилагаемые к нему документы почтовое отделение пересылает в территориальный орган ФМС России ценным письмом с описью вложения. За услугу по приему уведомления отправителю придется заплатить 118 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 10). При этом стоимость пересылки не входит в стоимость услуги по приему миграционного уведомления и оплачивается дополнительно в соответствии с действующими тарифами.

Уведомляем по почте. Если принимающая сторона решила отправить уведомление по почте, ей необходимо заполнить два экземпляра бланка уведомления, так как один из них останется на почте и будет там храниться в течение одного года (п. 27 Правил).

При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдаст отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил).

Документы уполномоченного. Сотрудник, уполномоченный работодателем подать уведомление о прибытии в территориальное отделение ФМС России или отослать его по почте, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность (п. 28 Правил). Кроме того, должностное лицо, которое сдает и получает документы на иностранцев, должно иметь соответствующую доверенность (п. 5 ст. 185 ГК РФ).

Как заполнить бланк уведомления, проиллюстрируем на примере.

Пример

Гражданин Украины А.Т. Пивко (1970 года рождения, паспорт СА 253410, выдан 18.02.2003) 22 августа 2008 года приехал в Москву в качестве трудового мигранта. Работодатель ООО «Ромашка», в которое А.Т. Пивко устроился на работу в должности монтажника, является принимающей стороной. Адрес организации: 119415, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 115 (тел. 8 (499) 952-90-41). ИНН ООО «Ромашка» 7725239857.

Сотрудник, уполномоченный работодателем подавать уведомления о прибытии в территориальное отделение ФМС России, — А.В. Арбенин 1962 года рождения (паспорт 4509 198346, выдан 15.09.2007). А.В. Арбенин проживает по адресу: г. Москва, проезд Стратонавтов, д. 24, корп. 4, кв. 181 (тел. 8 (495) 491-78-85). Как А.В. Арбенин заполнит уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее — уведомление)?

РЕШЕНИЕ. Для заполнения уведомления А.Т. Пивко предъявил А.В. Арбенину паспорт и миграционную карту серии 1409 № 0793597.

В разделе I «Сведения о лице, подлежащем постановке на учет по месту пребывания» уведомления уполномоченный указал персональные данные гражданина Украины (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол, серию и номер паспорта, дату его выдачи), а также серию и номер миграционной карты, дату въезда и срок пребывания.

В отрывной части бланка А.В. Арбенин указал фамилию, имя, отчество гражданина Украины, дату его рождения, пол, серию и номер паспорта, дату его выдачи, а также серию и номер миграционной карты, дату въезда и срок пребывания.

В разделе II «Сведения о месте пребывания» уведомления А.В. Арбенин указал юридический адрес организации, который в целях миграционного учета будет считаться местом пребывания иностранца.

В разделе III «Сведения о принимающей стороне» уполномоченный сделал отметку о том, что принимающей стороной является организация, указал свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта, дату его выдачи, а также адрес места жительства и телефон. Ниже привел информацию об организации (полное ее наименование, фактический адрес, ИНН). В специально отведенных полях поставил подпись и печать организации.

В отрывной части бланка уведомления А.В. Арбенин указал свои фамилию, имя, отчество и дату убытия иностранного гражданина. Поставил подпись и печать организации в специально отведенных для этого полях.

Образец заполненного уведомления приведен в приложении к статье.

Иностранец уведомляет отделение ФМС России самостоятельно

Как мы уже говорили, в исключительных случаях иностранец может самостоятельно уведомить миграционную службу о своем прибытии. Однако без участия принимающей стороны он все же не обойдется. В зависимости от статуса иностранца помимо обычного перечня документов ему потребуется представить дополнительные документы (см. табл. 2 на с. 123).

Срок подачи уведомления

Как уже было сказано ранее, поставить на миграционный учет по месту пребывания прибывших в Россию иностранных граждан обязана принимающая сторона. Сроки, в которые она должна это сделать, приведены в табл. 3 на с. 124.

Если принимающей стороной является гостиница, то уведомить территориальный орган ФМС России она обязана в течение суток со дня прибытия иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ и п. 44 Правил).

Обратите внимание: Федеральный закон от 22.07.2008 № 133-ФЗ (далее — Закон № 133-ФЗ) дополнил статью 20 Закона № 109-ФЗ пунктом 3.1 (п. 1 ст. 1 Закона № 133-ФЗ). Этот пункт разъясняет, в какие сроки гостиница должна уведомить отделение ФМС России о прибытии иностранца, если последний прибыл в гостиницу в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней). Указанные поправки вступают в действие с 24 октября 2008 года.

В этом случае уведомить отделение ФМС России гостиница должна в течение суток, которые начинаются в первый рабочий день, следующий за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета (персональных данных иностранца, а также заявленной цели въезда или срока пребывания), принимающая сторона или сам иностранец (при участии принимающей стороны) в трехдневный срок обязаны сообщить об этом в отделение ФМС России, представив (п. 42 Правил):

  • письменное заявление, составленное в произвольной форме; копии необходимых документов, свидетельствующих об изменении персональных данных иностранного гражданина;

Примечание. Если уведомление посылается по почте, то вместо печати отделения ФМС России в этом же поле поставит свою печать отделение связи, принявшее уведомление.

Таблица 

Представляемые документы Основание
Статус иностранного гражданина общий перечень дополнительные документы Пункт 30 Правил
Постоянно проживающий в России Уведомление о прибытии (заполненное принимающей стороной) Письменное согласие принимающей стороны Пункт 29 Правил
Временно проживающий* или временно пребывающий** в России Копия документа, удостоверяющего личность иностранца (копия паспорта) Копия документа, удостоверяющего личность сотрудника, уполномоченного принимающей стороной заниматься вопросами миграционного учета Документы, подтверждающие уважительные
причины, препятствующие
принимающей стороне
самостоятельно направить уведомление о прибытии

* Кроме перечисленных документов временно проживающие иностранцы представляют копию разрешения на временное проживание.

** Кроме перечисленных документов временно пребывающие иностранцы представляют копию миграционной карты.

  • новое заполненное уведомление о прибытии иностранца.

Отделение ФМС России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета (п. 2 ст. 9 Закона № 109-ФЗ и п. 42 Правил).

Ответственность

За неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с миграционным учетом предусмотрена ответственность в соответствии с пунктом 4 статьи 18.9 КоАП РФ. За такое нарушение налагается административный штраф:

  • на граждан — от 2000 до 4000 руб.; должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.; юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб.

Обратите внимание

Административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности (см. постановления ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А40/1075-08 и от 02.06.2008 № КА-А40/4720-08).

Срок постановки иностранцев на учет по месту пребывания

Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в России иностранца осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный в статье 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ). Этот период не должен превышать (п. 1 и 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ):

Таблица 

Статус иностранного гражданина Срок постановки на учет по месту пребывания Основание
Постоянно проживающий в России По истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания Подпункт 1 пункта 2 статьи 20 Закона № 109-ФЗ
Временно проживающий или временно пребывающий в России По истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания Подпункт 2 пункта 2 статьи 20 Закона № 109-ФЗ
  • срок действия визы — для визовых иностранцев; 90 суток — для безвизовых (по общему правилу). Срок пребывания может быть продлен на срок заключенного трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранца в Россию.

Что касается постоянно или временно проживающих в России иностранцев, то их постановка на миграционный учет осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание. Об этом сказано в пункте 32 Правил.

Подтверждение постановки на миграционный учет

Принимающая сторона должна передать иностранцу отрывную часть уведомления. Именно наличие у иностранного гражданина отрывной части уведомления с отметкой ФМС России или отделения почты подтверждает его постановку на миграционный учет (п. 7 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Обратите внимание

С 24 октября 2008 года пункт 7 статьи 22 Закона № 109-ФЗ будет действовать в новой редакции. С этой даты отметку на отрывной части уведомления смогут ставить и гостиницы. Новшество вводится в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 Закона № 133-ФЗ.

Если отрывная часть уведомления утеряна или испорчена. В этом случае иностранец лично должен обратиться в то отделение миграционной службы, в котором он был поставлен на учет, с заявлением об оформлении ему дубликата отрывной части уведомления о прибытии. В заявлении следует указать обстоятельства утраты или порчи. При подаче заявления необходимо иметь при себе паспорт.

После проверки и подтверждения сведений о выполнении принимающей стороной действий по постановке на учет иностранного гражданина (при необходимости будет сделан запрос копии экземпляра уведомления в отделение почты) отделение ФМС России в трехдневный срок оформит заявителю дубликат документа с проставленной отметкой о приеме уведомления о прибытии (п. 36 Правил).

Принимающая сторона — не работодатель

Иностранца регистрирует гостиница. Гостиница или иная организация, оказывающая гостиничные услуги и разместившая у себя иностранцев, является по отношению к ним принимающей стороной. Поэтому обязанность поставить их на миграционный учет по месту пребывания возлагается на эти учреждения. Как уже было сказано, администрация гостиницы обязана уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии иностранца в течение суток (п. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Напомним, что ставить на миграционный учет нужно постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан (подп. «б» п. 1 и подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).

Администрация гостиницы так же, как и работодатель, несет ответственность за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Иностранца регистрирует физическое лицо. В этом случае вся ответственность за соблюдение иностранцем правил миграционного учета перекладывается на физическое лицо, являющееся в данном случае принимающей стороной. Однако возложение таких обязанностей на физическое лицо не означает, что работодателя не должны интересовать данные миграционного учета работника (сроки его пребывания, цель въезда, постановка на миграционный учет и т. п.). Так, если работодатель принимает на работу иностранца, не вставшего на миграционный учет, и оформлением документов, связанных с пребыванием последнего не занимается, он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 и 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Снятие с миграционного учета

Не позднее чем через два дня после убытия иностранного гражданина принимающая сторона обязана лично представить отрывную часть уведомления либо направить по почте в соответствующее территориальное отделение ФМС России. В отрывной части уведомления нужно указать дату убытия иностранца (п. 39 Правил).

Если принимающая сторона не вернет в территориальное отделение ФМС России отрывную часть уведомления о прибытии иностранца, ее ждет административная ответственность за неисполнение обязанностей, связанных с осуществлением миграционного учета. Согласно пункту 4 статьи 18.9 КоАП РФ за такое нарушение налагается штраф:

  • на граждан — от 2000 до 4000 руб.; должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.; юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб.

Обратите внимание

Административная ответственность, установленная в настоящей статье, наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности.

На вокзал — без документов?

Иностранец, решивший покинуть место пребывания, обязан вернуть отрывной талон уведомления принимающей стороне. Возникает вопрос, может ли он вернуть отрывную часть уведомления до того, как отправится на вокзал? Встречаются случаи, хотя это незаконно, когда без этого документа иностранца могут задержать до выяснения обстоятельств нахождения на территории РФ сотрудники ФМС России.

В этой ситуации можно предложить на выбор одно из следующих действий:

  • принимающей стороне проводить иностранца до вокзала или аэропорта и непосредственно перед отправлением поезда или вылетом самолета забрать у него отрывной талон уведомления; иностранцу иметь при себе ксерокопию отрывной части уведомления (и в случае необходимости просить задержавших его сотрудников ФМС России проверить факт его постановки на миграционный учет по электронной базе отделения ФМС России, а следовательно, и легальность своего пребывания; послать изначально два уведомления о прибытии мигранта, тогда отрывная часть будет и у мигранта, и у принимающей стороны.

Миграционная карта

Миграционная карта — это один из документов, необходимых для осуществления миграционного учета. Форма этого документа и правила его использования утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (далее — правила использования миграционной карты). Заметим, что на сайте ФМС России размещен бланк миграционной карты, который отличается от официального. Однако в настоящее время действует именно он.

Бланк миграционной карты бесплатно выдают должностные лица пограничного контроля или представители организаций, оказывающих транспортные услуги (стюардессы, проводники, водители автобуса и т. д.) (п. 3 правил использования миграционной карты).

Иностранный гражданин (или лицо без гражданства) должен заполнить миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию (ст. 25.9 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Миграционная карта состоит из двух частей (части А и части Б). Иностранец должен заполнить обе части на русском языке или буквами латинского алфавита (если он не владеет русским языком) и подписать (п. 5 правил использования миграционной карты). При прохождении пограничного контроля часть А миграционной карты остается у сотрудников пропускного пункта, а часть Б с отметкой пограничного органа о дате пересечения российской границы возвращается иностранцу. Часть Б миграционной карты должна хранится у иностранца в течение всего периода его пребывания на территории России (п. 10 правил использования миграционной карты). При выезде из России она сдается пограничникам, которые делают в ней отметку о пересечении границы (п. 12 правил использования миграционной карты). Образец заполненного документа приведен на с. 129.

Если в период пребывания в России иностранец потерял или неумышленно испортил миграционную карту, ему необходимо в трехдневный срок заявить об этом в территориальное отделение ФМС России для получения дубликата (п. 11 правил использования миграционной карты).

Миграционная карта предусмотрена для одного посещения России. Срок ее действия зависит от цели приезда. Так, первоначально срок временного пребывания иностранца по миграционной карте соответствует (п. 1 ст. 5 и ст. 5.1 Закона № 115-ФЗ):

  • сроку действия визы — для въехавших по визе; 90 суткам (в отдельных случаях этот срок может быть увеличен Правительством РФ до 180 суток) — при безвизовом въезде.

Как уже было сказано ранее, для безвизового иностранца срок временного пребывания может быть продлен на срок заключенного с российским работодателем трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на год, исчисляемый со дня въезда иностранца в РФ. Если отделение ФМС России примет решение продлить срок временного пребывания иностранца в России, на оборотной стороне части Б миграционной карты будет сделана соответствующая отметка (п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка