Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Водитель на автобусном маршруте

1 октября 2008 65 просмотров

Сайт журнала «Зарплата»
Электронный журнал «Зарплата»

1Разговор о регулировании труда водителей мы начали в статье «Работник за рулем автомобиля» // Зарплата, 2008, № 6, с. 106. — Примеч. ред.

Нормативные документы об организации перевозок

Водитель на автобусном маршруте. Режим труда и отдыха работников-водителей устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с Трудовым кодексом и нормативными документами, определяющими порядок организации перевозок.

Общие положения о перевозках грузов, пассажиров и багажа прописаны в главе 40 Гражданского кодекса. Виды перевозок и порядок их осуществления определяются транспортными уставами и кодексами, законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

Транспортировка пассажиров и багажа подразделяется на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. Об этом говорится в статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятого Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (см. схему 1).

Схема 1

Перевозки пассажиров, багажа и грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении (п. 1 ст. 4 Устава) (см. табл. 1).

Вид сообщения Территория
Городское сообщение В границах населенных пунктов
Пригородное сообщение Между населенными пунктами на расстояние до <_st13a_metricconverter>50 кмвключительно между границами этих населенных пунктов
Междугородное сообщение Между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов
Международное сообщение За пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением государственной границы (в том числе транзитом)

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР утверждены приказом Минавтотранса России от 24.12.87 № 176. Они применяются той в части, которая не противоречит главе 40 Гражданского кодекса.

Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение о водителях автомобилей).

Также в настоящее время действуют Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28 (далее — Правила по охране труда).

Рассмотрим подробнее, как должен быть организован труд водителей автомобильного пассажирского транспорта.

Организация труда и отдыха шофера

Согласно параграфу 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР они осуществляются:

  • в маршрутных автобусах; автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам; маршрутных такси; такси индивидуального пользования; легковых автомобилях, предоставляемых по отдельным заказам.

В зависимости от того, на каком автотранспортном средстве работает шофер, определяется круг его обязанностей и организация труда. Например, водителям общественного пассажирского автотранспорта, в отличие от водителей заказного транспорта, вменена в обязанность продажа пассажирам билетов на проезд. Порядок организации продажи билетов приведен в табл. 2 на с. 99.

Далее поговорим об особенностях организации и оплаты труда водителей автобусов и маршруток.

Режим работы

График движения по маршруту. В соответствии с пунктом 2.3.1.9 Правил по охране труда при направлении водителя в междугородный рейс работодатель обязан установить водителю график движения по маршруту. В графике должны быть указаны время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега. Каждый водитель, выполняющий городские или пригородные автобусные маршруты, должен быть обеспечен графиком (расписанием) движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрута с обозначенными на ней опасными участками.

Вид пассажирских автомобильных перевозок Порядок продажи билетов Правила перевозки пассажиров
Автобусы городских маршрутов Продаются кондукторами, а при работе автобусов без кондукторов билеты приобретаются пассажирами через кассу-копилку или кассу-полуавтомат Параграф 11
Автобусы пригородных маршрутов Продаются кондукторами или шоферами, а на остановочных пунктах маршрута, где организована кассовая продажа билетов, — кассирами, а также кассами-автоматами Параграф 12
Автобусы междугородных маршрутов Продаются в кассах, а там, где кассовая продажа билетов не организована, — через шоферов (кондукторов) непосредственно при посадке пассажиров в автобус Параграф 27
Маршрутные такси городских и пригородных маршрутов Продаются шоферами через кассу-копилку а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц Параграф 71
Маршрутные такси междугородных маршрутов Производится продажа билетов на всех остановочных пунктах в кассах, а там, где кассовая продажа билетов не организована, —  через шоферов непосредственно при посадке пассажиров Параграф 71

График работы. На основе ежедневного (рейсового) графика движения составляются ежемесячные графики работы. Их следует доводить до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения в действие. Графиком работы (сменности) устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График утверждается работодателем (п. 4 Положения о водителях автомобилей).

Рабочее время водителя автомобиля. В Положении о водителях автомобилей разведены такие понятия, как время управления автомобилем и продолжительность ежедневной работы (смены).

Продолжительность ежедневной смены в некоторых случаях может доходить до 12 часов. Время управления автомобилем в течение одной смены не должно превышать 9 часов (п. 16 Положения о водителях автомобилей). Исключение составляет организация труда водителей с суммированным учетом рабочего времени, при которой это время можно увеличить не более двух раз в неделю до 10 часов (п. 17 и 18 Положения о водителях автомобилей). В условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше <_st13a_metricconverter>9,5 мвремя управления транспортом не может превышать 8 часов (п. 16 Положения о водителях автомобилей). Эти нормы должны быть учтены при составлении графиков работы водителей.

Работа в многосменном режиме. При сменной работе каждая группа сотрудников производит работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ч. 2 ст. 103 ТК РФ). Графики сменности на линии составляются ежемесячно на каждый день. Ими устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной смены, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха (п. 4 Положения о водителях автомобилей). Образец графика работы в смену смотрите на рис.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (ч. 4 ст. 103 ТК РФ).

Разрывной график работы. Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. При этом перерыв между частями должен начинаться не позднее чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность такого перерыва составляет не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (п. 13 Положения о водителях автомобилей). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ). Например, время работы с 7.00 до 11.00 и с 14.00 до 18.00, перерыв между двумя частями смены с 11.00 до 13.00, а перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 14.00.

При разрывном графике можно так организовать работу, чтобы учесть время наибольшей пиковой нагрузки пассажиропотока.

График работы при суммированном учете рабочего времени водителей. В тех случаях, когда не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная (при пятидневке — 8 ч, при шестидневке — 7 ч) или еженедельная (40 ч) продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени (п. 8 Положения о водителях автомобилей). Продолжительность учетного периода составляет один месяц. На перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может быть увеличен до шести месяцев (п. 8 Положения о водителях автомобилей).

При суммированном учете время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения о водителях автомобилей).

В некоторых случаях продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов (п. 10, 11 и 12 Положения о водителях автомобилей).

Примерный график работы водителя автобуса, работающего на регулярных городских пассажирских маршрутах, смотрите на рис. В данном случае при составлении графика соблюдены следующие требования Положения о водителях автомобилей:

  • время управления автомобилем при ежедневной работе составляет 10 часов, но не более двух раз в неделю; суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов (максимум с 1 по 14 сентября 2008 года — 88 ч); продолжительность рабочего времени за учетный период (174 ч) не превышает нормального числа рабочих часов (176 ч).

Сверхурочная работа. Если сотрудник задерживается на работе по инициативе работодателя, то имеет место сверхурочная работа.

Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Как правило, привлекать работника к сверхурочной работе можно с его письменного согласия (ч. 2 ст. 99 ТК РФ). Причем продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).

Время отдыха шофера

Работодатель обязан обеспечить водителю здоровые и безопасные условия труда (п. 1.1.3 Правил по охране труда). Пунктом 2.3.1.10 Правил по охране труда установлено, что работодатель не имеет права направлять водителя в рейс, если тот до выезда не отдыхал в течение времени, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами.

Перерыв для отдыха и питания. Виды времени отдыха водителя приведены на схеме 2. Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочей смены. Он не может длиться более 2 часов. При ежедневной работе более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут (п. 24 Положения о водителях автомобилей).

Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути.

Ежедневный (междусменный) отдых. Продолжительность междусменного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (п. 25 Положения о водителях автомобилей).

Время движения автобуса на междугородном маршруте составляет 10 часов. Выезд в 9.00. Поскольку смена превышает 8 часов, согласно внутреннему трудовому распорядку на междугородных рейсах водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания (п. 24 Положения о водителях автомобилей). Продолжительность каждого — 30 минут. Кроме того, водителю предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути в соответствии с пунктом 19 и подпунктом «б» пункта 15 Положения о водителях автомобилей. Необходимо составить график движения по маршруту и определить продолжительность междусменного отдыха водителя.

РЕШЕНИЕ. Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути первый раз должен быть предоставлен через 3 часа после начала непрерывного движения, то есть в 12.00. Это время оптимально подходит и для приема пищи. Поэтому в графике движения по маршруту время с 12.00 до 12.30 будет выделено на перерыв для отдыха и приема пищи, а специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути в этом случае не предоставляется. Такой перерыв водителю можно будет сделать через 2 часа после продолжения движения, то есть с 14.30 до 14.45. Затем через 2 часа — с 16.45 до 17.15 — водитель сделает еще один перерыв для отдыха и питания, в 19.00 он приедет на конечный пункт.

График движения по маршруту будет выглядеть следующим образом:

9.00 — 12.00 (3 часа) — движение по маршруту;

12.00 — 12.30 (30 минут) — перерыв для отдыха и питания;

12.30 — 14.30 (2 часа) — движение по маршруту;

14.30 — 14.45 (15 минут) — специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути;

14.45 — 16.45 (2 часа) — движение по маршруту;

16.45 — 17.15 (30 минут) — перерыв для отдыха и питания;

17.15 — 19.00 (1 час 45 минут) — движение по маршруту.

Таким образом, рабочее время водителя составит 9 часов (3 ч + 2 чx2 + + 15 мин. + 1 ч 45 мин), а время отдыха — 1 час (30 минx2).

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. В нашем случае она составит 17 часов [(10 ч - 1 ч)x2 - 1 ч].

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. Если же экипаж автомобиля состоит из двух водителей, то междусменный отдых в течение рейса не должен быть менее половины времени этой смены. При этом сразу после возвращения к месту постоянной работы водителю должно быть предоставлено не использованное им в рейсе время отдыха (п. 25 Положения о водителях автомобилей).

На междугородном автобусе работают два водителя. Им установлен суммированный учет рабочего времени. Один рейс длится 20 часов, смена одного водителя — 10 часов. Из них 1 час 30 минут составляет время перерывов, предоставляемых для отдыха и питания, и 15 минут — время специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути.

В течение рейса время междусменного отдыха водителя составило 10 часов. Необходимо определить продолжительность неиспользованного времени отдыха, которое следует предоставить водителю непосредственно после окончания междугородного рейса.

РЕШЕНИЕ. Время неиспользованного отдыха составит 7 часов [(10 ч - – 1,5 ч)x2 - 10 ч)].

Еженедельный непрерывный отдых. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать ежедневному отдыху или следовать за ним и составлять не менее 42 часов (п. 26 Положения о водителях автомобилей). При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения о водителях автомобилей). При этом на междугородных перевозках еженедельный отдых может быть сокращен до 29 часов. Однако в среднем за учетный период его продолжительность должна составлять не менее 42 часов (п. 28 Положения о водителях автомобилей).

Отпуска. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда кроме ежегодного основного отпуска полагается еще и дополнительный отпуск. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (далее — Список). Водителям общественного пассажирского автотранспорта в этом Списке отведены две позиции (см. ниже).

Наименование производств, цехов профессий и должностей Продолжительность дополнительного отпуска(в рабочих днях) Раздел, пункт Списка
, Водитель автомобиля, работающий на автобусе регулярных линий в том числе заказных, 12 Пункт 198 раздела XXIII
Водитель автобуса, работающий на маршрутных такси 12 Пункт 198а раздела XXXIII

Оплата труда

Водитель на автобусном маршруте. Порядок оплаты труда водителей автомобильного пассажирского транспорта определяется условиями трудовых и коллективных договоров, а также внутренних локальных нормативных актов транспортного предприятия. При составлении этих документов следует учитывать положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008—2010 годы (далее — Отраслевое соглашение), зарегистрированного в установленном порядке (письмо Роструда от 25.03.2008  № 1558-ТЗ).

Тарифная система оплаты труда водителей

Как правило, на автотранспортных предприятиях действует тарифная система оплаты труда водителей. Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии:

  • с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37; тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными постановлением Минтруда России от 10.11.92 № 31; требованиями единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих.

Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2008 года в размере 3000 руб. в месяц (п. 3.1 Отраслевого соглашения). Базовая тарифная ставка индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги при достижении размера индекса роста цен 106%. Индексация должна быть проведена по окончании квартала, в котором индекс достиг этой величины (п. 3.2 Отраслевого соглашения). При этом работодателям, присоединившимся к Отраслевому соглашению, следует иметь в виду, что минимальный размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации, минимальной заработной платы, законодательно установленной в регионе (п. 3.4 Отраслевого соглашения).

При невыполнении норм труда по вине работодателя оплата производится в размере не ниже средней заработной платы работника (п. 3.7 Отраслевого соглашения). Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, а сверхурочные работы — не менее чем в двойном размере (п. 3.5 Отраслевого соглашения). По желанию работника вместо повышенной оплаты сверхурочной работы может быть предоставлен дополнительный выходной (ст. 152 ТК РФ).

Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) определяются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации. В Отраслевом соглашении приведена примерная тарифная сетка (приложение № 1 к Отраслевому соглашению).

Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

Разряды оплаты и соответствующие им тарифные коэффициенты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1,0 1,3 1,7 1,9 2,2 2,5 2,8 3,1 3,5 4,0 4,5 5,1 5,8 6,5 7,4 8,2 9,1 10,1

Согласно пункту 3.11 Отраслевого соглашения доля тарифа с учетом гарантированных выплат в среднемесячной заработной плате должна быть не менее 60%.

Кроме того, Отраслевым соглашением предусмотрено, что при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек разряд водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек — на два разряда (п. 3.6 Отраслевого соглашения).

Доплаты водителям

Кроме основной заработной платы в автотранспортных организациях производятся следующие виды доплат:

  • за работу по графику с разделением смены на части — в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное за смену время, в городах с численностью населения более 1 млн. человек допускается с учетом маршрутной сети отклонение от указанной нормы, но не более чем на 50% (п. 3.5 Отраслевого соглашения); за работу в ночное время2Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время (с 22.00 до 6.00) — в размере не менее 40% тарифной ставки (п. 3.5 Отраслевого соглашения); за вредность работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, — в повышенном размере. Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от доплат за вредность (п. 3.5 Отраслевого соглашения); за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, — в размере 24% тарифной ставки (п. 3.8 Отраслевого соглашения); за классность водителям I класса — в размере 25% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время, водителям II класса — в размере 10%. Необходимым условием выплаты надбавки за классность является наличие в организации Положения о начислении надбавки за классность водителям и Положения о присвоении классности водителям (п. 3.8 Отраслевого соглашения); за работу в многосменном режиме. Работники могут трудиться в дневную, вечернюю или ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (с 22.00 до 6.00), вечерним считается время с 18.00 до 22.00 (п. 3.8 Отраслевого соглашения). Размеры этих выплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену и 40% — за каждый час работы в ночную смену. Об этом говорится в пункте 3.8 Отраслевого соглашения; за продажу билетов. Как правило, это процент от выручки за проданные билеты.

Кроме доплат работодатель или стороны коллективного договора вправе установить систему поощрения водителей.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка