Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Борьба с "серыми" зарплатами продолжается

1 января 2009 34 просмотра

Сайт журнала «Зарплата»
Электронный журнал «Зарплата»

Едва ли не при каждой налоговой инспекции действуют так называемые зарплатные комиссии. Их цель — легализация заработной платы в стране, где налоги в полной мере платят далеко не все организации и предприниматели. Анализируя представленную отчетность и поступления в бюджет по таким налогам, как ЕСН и НДФЛ, налоговики выявляют компании, использующие схемы ухода от уплаты налогов с фонда оплаты труда.

Каковы функции зарплатной комиссии, как вести себя на ее заседании и кого в первую очередь могут пригласить на ковер?

Статус зарплатной комиссии

Борьба с "серыми" зарплатами продолжается. Налоговое законодательство не дает определение понятия «зарплатная комиссия». Обычно подобные органы формируются и действуют по указанию местных властей. Так, в Москве аналогичная межведомственная комиссия функционирует на основании распоряжения Правительства Москвы от 24.05.2006 № 867-РП.

Специалисты ФНС России в официальных документах допускают лишь осторожные высказывания в отношении работы зарплатных комиссий. Например, из письма УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 15-08/075418 следует, что налоговые органы столицы осуществляют мониторинг всех организаций города, выплачивающих низкую заработную плату. Чтобы решить вопросы увеличения налогооблагаемой базы по зарплатным налогам, руководителя компании могут вызвать на специальную комиссию.

Заметим, что основной функцией налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть ведомства, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда.

Несмотря на то что работа межведомственных комиссий находится вне рамок налогового контроля и не имеет легитимных основ, у налоговиков имеются административные ресурсы, которые могут быть задействованы в отношении работодателей, не желающих выполнять требования по повышению заработной платы.

Что могут предпринять налоговые органы

Так, если компания откажется выполнять требования комиссии, налоговые органы могут:

  • назначить выездную налоговую проверку;
  • включить предприятие в перечень недобросовестных организаций;
  • потребовать от местных властей пересмотра для данной фирмы ставок арендной платы муниципального имущества и т. п.

Конечно, требование явиться на ковер может быть проигнорировано руководителем организации. Однако подобное поведение чревато неприятными последствиями. Например, фирме могут заблокировать расчетный счет скорее всего по формальной причине, но драгоценное время будет в любом случае упущено.

Кроме того, комиссия может передать досье на несговорчивую компанию ведомствам, в компетенцию которых входит проведение проверок деятельности организаций и предпринимателей. В частности, это прокуратура, МВД, Роструд. Соответственно повышенное внимание со стороны проверяющих любого уровня может закончиться для организации плачевно. Вряд ли найдется хоть одна компания, в деятельности которой нет нарушений. Однако отметим, что применить какие-либо легальные рычаги воздействия на руководство организации, которое отказалось сотрудничать с комиссией, практически невозможно.

Справка

Теневой, или «серой», заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении. Это неофициальная зарплата, выдаваемая в конвертах, страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и т. д. Подобные схемы позволяют организациям уйти от уплаты в бюджет ЕСН, НДФЛ и пенсионных взносов. Таким образом работодатель не только обманывает государство, но и ухудшает социальное обеспечение сотрудников.

Группа риска

Так кого же в первую очередь могут вызвать на заседание комиссии? Прежде всего в группу риска попадают компании, в которых сотрудники зарабатывают меньше, чем их коллеги в том же регионе, или уровень их зарплаты ниже установившегося в определенной отрасли. Естественно, на комиссию пригласят и руководство тех организаций, в которых заработную плату не платят вовсе или ее размер ниже прожиточного минимума.

О чем идет речь на комиссии

Вначале члены комиссии пытаются выяснить у руководителя компании причину, по которой заработная плата в организации не соответствует среднеотраслевому или среднерегиональному уровню. По мнению представителей налоговых органов, невысокие зарплаты свидетельствуют о применении работодателем схем ухода от налогообложения или выплате работникам части заработка в конвертах.

Однако несоответствие заработной платы региональному или отраслевому уровню не свидетельствует о том, что организация применяет схемы уклонения от уплаты налогов. Ведь при расчете средней зарплаты используются данные различных предприятий, в которых разрыв между минимальной и максимальной зарплатами может достигать десятки тысяч рублей. Поэтому некоторые компании вполне могут обосновать отклонение от установленной средней зарплаты объективными причинами.

Причины низкой зарплаты

Рассмотрим распространенные причины невысоких заработков сотрудников:

  1. Низкая зарплата — следствие временных трудностей. Это самая распространенная причина выплаты скромной заработной платы на предприятии, которую называют на комиссии. Среди обстоятельств, провоцирующих временные финансовые трудности, — снижение объема финансирования, переоборудование или перепрофилирование производства, сокращение рынков сбыта, неблагоприятная конъюнктура рынка. В данный момент одним из главных факторов называют мировой финансовый кризис.
  2. Организация только начала функционировать или открыла новые направления. Если деятельность компании на начальных этапах работы не приносит прибыли или денежные средства в полном объеме направляются на развитие производства, возможности выплачивать высокую зарплату нет. Особенно это актуально для маленьких фирм, где учредители одновременно являются основными сотрудниками и готовы терпеть денежные затруднения до тех пор, пока компания не наберет должные обороты.
  3. В компании работает много совместителей. Это тоже довольно популярное объяснение. Обычно члены комиссии заранее не осведомлены о деятельности организации, соответственно могут не знать о совместителях. После того как бухгалтер или руководитель компании покажет необходимые документы, вопрос о небольших заработках будет снят.
  4. В организации установлена особая система премирования. Такое объяснение может подойти для торговых и иных непроизводственных компаний, в которых эффективность работы сотрудника оценивается в зависимости от конечного результата, например от количества заключенных договоров или проданной продукции. Система премирования подразумевает разделение заработной платы работников на оклад и бонусы. Причем бонусы могут выплачивать не каждый месяц, а по итогам квартала или года или не начислить вовсе, если сотрудник не достиг определенного результата.

Тайны «подотчетников»

Анализируя бухгалтерскую отчетность, специалисты налоговых органов обращают особое внимание на расчеты с подотчетными лицами. Денежные средства, выдаваемые под отчет, по их мнению, могут выступать в роли «серой» зарплаты.

В этом случае внимание комиссии нужно акцентировать на том, что наличные деньги под отчет выдаются в строгом соответствии с порядком ведения кассовых операций и только после того, как работник отчитается за ранее полученный аванс. Подтверждением послужат протоколы проверок кассовой дисциплины, выданные банком, обслуживающим организацию. Кроме того, компания может представить членам комиссии еще ряд документов: приказы, авансовые отчеты, приходные и расходные ордера и т. п.

Почему расходятся данные по налогам

Помимо бухгалтерской отчетности специалисты налоговых органов анализируют данные налоговых расчетов по ЕСН и отчислениям в ПФР. Они сравнивают контрольные суммы с поступлениями налога на доходы физических лиц. Кроме того, члены комиссии могут поинтересоваться, по какой причине сумма расходов на оплату труда, которая учитывается при определении налогооблагаемой базы по НДФЛ, отличается от суммы, учитываемой при исчислении ЕСН.

Организация может привести следующие аргументы. Во-первых, выплаты, включаемые в налоговую базу по ЕСН, не совпадают с выплатами, включаемыми в доход работника для целей обложения НДФЛ. Наиболее типичные примеры подобных расхождений в налогооблагаемых базах по различным налогам приведены в таблице (см. ниже).

Сравнение налоговых баз по НДФЛ и ЕСН с расходами на оплату труда.

Виды расходов и выплат При расчете налога на прибыль НДФЛ ЕСН
Премии и другие выплаты по трудовым договорам, если они не связаны с производством или реализацией и выплачены за счет иных источников (например, за счет чистой прибыли) Не учитываются (п. 22 ст. 270 НК РФ) Облагаются (п. 1 ст. 210 НК РФ) Не облагаются (п. 3 ст. 236НК РФ)
Оплата жилья и коммунальных услуг, если это предусмотрено законом Учитывается (п. 4 ст. 255НК РФ) Не облагается (п. 3 ст. 217 НК РФ) Не облагается (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ)
Компенсации работникам Крайнего Севера (например, на проезд к месту отпуска и обратно) Учитываются (п. 7 ст. 255 НК РФ) Не облагаются (п. 1 ст. 217 НК РФ) Не облагаются (подп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ)
Пособие по временной нетрудо­способности за первые два дня болезни (за счет работодателя) Учитывается (подп. 48.1п. 1 ст. 264НК РФ) Облагается(п. 1 ст. 210,4п. 1 ст. 217НК РФ) Не облагается (подп. 1 п. 1ст. 238 НК РФ)
Пособие по временной нетрудо­способности за последующие дни болезни (за счет ФСС России) Не учитывается (подп. 48.1 п. 1 ст. 264НК РФ) Облагается(п. 1 ст. 210,4п. 1 ст. 217НК РФ) Не облагается (подп. 1 п. 1ст. 238 НК РФ)
Материальная помощь (подарки, призы) на сумму более 4000 руб. Не учитывается (п. 23 ст. 270 НК РФ) Облагается(п. 1 ст. 210и п. 28 ст. 217НК РФ) Не облагается (п. 1 и 3 ст. 236 НК РФ)
Выплаты при увольнении работни­ка — выходные пособия (кроме компенсации за неиспользованный отпуск) Учитываются (п. 8 ст. 255НК РФ) Не обла­гаются (п. 3 ст. 217 НК РФ) Не облагаются(подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ)
Компенсация за неиспользованный отпуск Учитывается(п. 8 ст. 255НК РФ) Облагается(п. 3 ст. 217НК РФ) Не облагается(подп. 2 п. 1ст. 238 НК РФ)

Важны не деньги, а идея

Еще один вопрос, часто задаваемый на комиссии: почему работники готовы терпеть нужду и лишения, получая столь низкую заработную плату по сравнению с сотрудниками других компаний?

Подобная тема может возникнуть в результате анализа членами комиссии доходов работников организации на основании данных, представленных в справках по форме 2-НДФЛ, в том числе с прежнего места работы некоторых сотрудников. Если разница в зарплатах будет внушительной, члены комиссии заподозрят компанию в применении схем ухода от налогообложения.

Руководителю организации в такой ситуации нужно иметь четкую позицию по данному вопросу. Среди множества вариантов ответов можно выделить следующие:

  • компания не владеет (и не обязана владеть) информацией об уровне заработной платы сотрудников по прежнему месту работы;
  • причина перехода работника из одной организации в другую имеет личный характер, при этом размер зарплаты не имеет для него принципиального значения (например, удобный график);
  • сотрудник устроился на работу ради обретения ценного опыта, а не для получения дохода.

В булочную — на такси

В определенных ситуациях на комиссии поднимается вопрос о личных расходах сотрудников, уровень которых может во много раз превышать уровень доходов. Несмотря на то что налоговое законодательство не обязывает соответствующие органы контролировать расходы физических лиц, проводить подобный анализ призывают налоговиков инструкции для служебного пользования.

Под дорогостоящими приобретениями подразумевается в первую очередь жилье, автомобили, яхты, антиквариат. Информация о покупке, например, транспортного средства поступает в налоговые органы из ГИБДД и заносится в электронную базу данных. Поскольку сведения об уплате в бюджет НДФЛ также имеются в распоряжении налоговиков, им не сложно провести сравнительный анализ.

Как же оправдаться перед комиссией, что сотрудники организации тратят больше, чем получают? Прежде всего объяснить, что у работодателя нет ни законных оснований, ни возможностей следить за работниками.

Организация не обязана знать о том, в каком количестве и на что тратят свои средства сотрудники. Ведь выполняя функции налогового агента, она отслеживает поступление в бюджет НДФЛ только с тех доходов, источником которых является. В соответствии со статьей 90 Налогового кодекса компания может давать официальные показания как свидетель лишь в отношении подобных доходов и в том случае, если проверка касается конкретного работника. Если же целью исследования налоговиков является уплата налогов организацией как налоговым агентом, вопросы об иных источниках доходов сотрудников неуместны, поскольку не могут быть отнесены к предмету проверки.

Если на комиссию не ходить

Руководителя организации, пренебрегающего приглашениями на зарплатную комиссию, теоретически могут привлечь к ответственности по статье 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль, и оштрафовать на сумму от 1000 до 2000 руб.

В то же время такой штраф может быть взыскан только в судебном порядке. Налоговые органы вправе лишь составить протокол о выявленном нарушении (подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и передать документ в суд, который и примет решение о привлечении должностного лица к ответственности (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Но привлечь руководителя компании или предпринимателя за неявку на заседание межведомственной зарплатной комиссии к административной ответственности практически невозможно. Ведь комиссия является не контролирующим, а координирующим органом, а значит, не обладает полномочиями давать распоряжения и предъявлять требования, обязательные для выполнения, и ее решения носят лишь рекомендательный характер.

В то же время судьи по-разному смотрят на данную проблему. Например, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 01.11.2007 № Ф03-А51/07-2/4597 признал, что вызов компании на комиссию не нарушает ее права и законные интересы, так как подобные действия предусмотрены законом и совершаются налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий.

После комиссии

Побывав на заседании зарплатной комиссии, руководитель компании должен решить — оставить заработную плату на прежнем уровне или повысить ее до рекомендуемого размера.

Повышать или не повышать

С одной стороны, к организации и ее должностным лицам не будут применены какие-либо административные санкции. Ведь ответственность не наступает, если заработная плата работника соответствует сумме, указанной в трудовом договоре, а ее размер установлен не ниже МРОТ, величина которого прописана в федеральном законе. Об этом говорится в статье 2 Трудового кодекса. Фактически только выплата заработной платы ниже МРОТ квалифицируется как нарушение законодательства о труде, которое влечет административную ответственность по статье 5.27 КоАП РФ. Это, пожалуй, единственное законное основание для воздействия на работодателя.

С другой стороны, в соответствии с поправками, внесенными в Трудовой кодекс Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ, с 1 сентября 2007 года региональные власти вправе устанавливать самостоятельно более высокую величину МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Это делается путем заключения регионального соглашения, проект которого должна разработать трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Такое соглашение распространяется на всех работодателей, которые осуществляют экономическую деятельность на территории региона и которые участвовали в его заключении, а также на всех, кто не представил мотивированный отказ. Отметим, что если документ не будет подан в течение 30 дней с момента официального опубликования соглашения, то работодатель считается присоединившимся к этому соглашению.

К тому же налоговые органы признают, что у них нет законных оснований требовать от работодателя увеличения зарплаты работникам. Так, в уже упоминавшемся письме УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 15-08/075418 отмечено, что функцией налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а выведение из тени скрытых форм оплаты труда. И если на предприятии фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий у налоговых органов быть не может. При этом не важно, какие формы трудовых отношений использует компания: полную занятость штатных работников, частичную или работу по совместительству.

Справка

С 1 января 2009 года в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.2008№91-ФЗ МРОТ равен 4330 руб.

Напомним, что ранее согласно статье 1 Федерального закона от 20.04.2007№54-ФЗ с 1 сентября 2007 года МРОТ составлял 2300 руб.

Преступление и наказание

Реальные проблемы могут возникнуть у работодателя только в том случае, если налоговый орган в судебном порядке докажет сокрытие заработной платы. Тогда его ждут штрафные санкции, перечисление в бюджет недоимки по зарплатным налогам, уплата пеней. Руководство компании в отдельных случаях может быть привлечено к уголовной ответственности.

Какое наказание предусмотрено для нерадивого работодателя, если факт уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере будет доказан? Руководителя организации, главбуха и других должностных лиц ждет штраф от 100 000 до 500 000 руб. или лишение свободы на срок от одного года до шести лет (ст. 199 УК РФ), работодателя — индивидуального предпринимателя — аналогичный штраф или лишение свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 198 УК РФ).

Что говорят судьи

Борьба с "серыми" зарплатами продолжается. Анализ арбитражной практики показывает: налоговым органам редко удается доказать выплату «серой» зарплаты. Дело в том, что основным козырем в подобных судебных делах являются показания работников.

Суд принимает сторону работодателя

Как правило, одних показаний сотрудников организации бывает недостаточно для принятия судом решения в пользу инспекторов. Объяснения, зафиксированные в протоколах допросов свидетелей, должны быть подтверждены иными документами, иначе их нельзя считать объективными доказательствами (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2007 № А74-3820/06-Ф02-2728/07 и ФАС Уральского округа от 31.01.2007 № Ф09-176/07-С2 и от 19.04.2007 № Ф09-2769/07-С2).

Немаловажно соблюдать и процессуальные требования к оформлению такого рода дел. В частности, в силу пункта 5 статьи 90 Налогового кодекса перед получением показаний инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний и сделать отметку об этом в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. При отсутствии такой отметки протокол не может быть принят судом в качестве доказательства вины налогоплательщика.

Вот типичная ситуация. В инспекцию поступило письменное заявление от работника, в котором он сообщил, что на предприятии часть заработной платы выплачивают в конвертах. Эта жалоба стала основанием для проведения проверки. Однако допрос свидетеля с соблюдением процессуальных норм не проводился. Других подтверждений занижения налогооблагаемой базы инспекция найти не смогла и поэтому проиграла дело (см. постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2007 № Ф09-2769/07-С2).

Нужно учитывать, что, если показания работников носят противоречивый характер и основаны на предположениях, а свидетели не располагают точными данными, налоговый орган вряд ли сможет убедить суд в своей правоте. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2007 № А26-5172/2006-28 и ФАС Уральского округа от 26.02.2007 № Ф09-1038/07-С2).

Суд принимает сторону налоговиков

Тем не менее в арбитражной практике есть примеры, когда свидетельских показаний было достаточно, чтобы суд вынес решение в пользу налоговиков. Так, в одном из судебных разбирательств были представлены протоколы допроса свидетелей — бывших работников организации. Из них следовало, что подписи о получении заработной платы проставлялись сотрудниками в трех ведомостях. При этом сначала они расписывались на листке за фактически полученную на руки заработную плату, а позднее в ведомости с указанием в ней сумм заработной платы, соответствующей условиям трудовых договоров. Кроме того, зарплата выдавалась официально в виде аванса, а остальная часть — в конвертах.

При этом суд убедился в том, что между сотрудниками и работодателем не возникало конфликтной ситуации, которая послужила бы причиной для оговора последнего. Таким образом, представленные инспекцией документы в достаточной степени свидетельствовали о том, что налогоплательщик, выдавая заработную плату, сокрыл ее часть от налогообложения (см. постановление ФАС Уральского округа от 13.06.2007 № Ф09-4306/07-С2).

И все же наиболее опасными для работодателя представляются не показания работников, а документы, свидетельствующие о сокрытии части заработной платы от налогообложения. Так, в одном из случаев вниманию судей были представлены ведомости на выдачу заработной платы, в которых были отражены реальные размеры выплат, разительно отличающиеся от официально установленных окладов. Документы также содержали подписи физических лиц в получении зарплаты. Ведомости были переданы налоговикам сотрудниками оперативно-разыскной части по налоговым преступлениям Главного управления внутренних дел. Выдачу зарплаты в конвертах подтвердили и некоторые работники данного предприятия. На этом основании суд принял решение в пользу налоговой инспекции (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2007 № Ф04-4334/2007(35760-А70-25)).

Расчетный путь

Еще один способ доказательства применения «серых» схем, который часто используют налоговики, — определение сумм налогов расчетным путем. Однако арбитражная практика показывает, что применение расчетного метода доначисления ЕСН и НДФЛ поддержкой у судей, как правило, не пользуется. Дело в том, что обязанность представлять доказательства решения возлагается в данном случае на налоговиков. Подавая жалобу в арбитражный суд, нужно в полной мере обосновать свою позицию. Как раз с этим у налоговых органов проблемы в основном и возникают. Например, если инспекция говорит о выплате зарплаты в конвертах, она должна доказать, что ведомости на выдачу заработной платы фальсифицированы и их данные расходятся с показателями расчетных листков (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2007 № А26-5172/2006-28).

К тому же подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса дает право налоговым инспекторам определять суммы налогов к уплате расчетным путем, только если выполнены определенные условия, а именно: налогоплательщик не пустил проверяющих на свою территорию для проверки, более двух месяцев не сдавал необходимые для расчета налогов документы, не вел бухгалтерский и налоговый учет или вел его так, что данные не позволяют исчислить суммы налогов.

Грядут ли перемены

Учитывая сказанное, можно с уверенностью сказать, что зарплатные комиссии любыми способами будут решать поставленную перед ними задачу. И работодателям уже сейчас нужно задуматься, стоит ли применять схемы ухода от налогов или лучше легализовать заработную плату, не дожидаясь осложнений с проверяющими. На сегодняшний день методов борьбы с «серыми» зарплатами не так много, однако кто знает, что будет завтра.

В завершение мы предлагаем вниманию читателей результаты опроса, который редакция журнала «Зарплата» проводила на своем сайте. Посетителям сайта был предложен ряд вопросов, связанных с «серыми» зарплатами. Результаты опроса говорят о том, что подавляющее большинство граждан сталкивалось с выдачей зарплаты в конвертах. Многие уверены, что ее легализация возможна только в случае снижения налогового бремени.

Результаты опроса посетителей сайта журнала «Зарплата»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка