Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О чем еще недавно спорили компании с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№23

О предоставлении льгот по налогам и сборам. Письмо УФНС РФ по Челябинской области от 08.02.2005 г. №20-12/2

29 марта 2005 3170 просмотров

Текст документа (в zip-архиве).

Специалисты Управления ФНС России по Челябинской области разъяснили, в каких случаях налогоплательщики могут получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов.

Бывают причины, по которым предприятия не могут во время заплатить налоги или сборы (как это случилось у погорельцев торгового комплекса "Стрелец"). Тогда они обращаются к налоговым органам с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов. Рассмотрим, в каком порядке, на основании каких нормативных документов предоставляется организациям рассрочка по уплате налогов.

Кто предоставит рассрочку?

Льготы в виде предоставления организациям рассрочки по уплате налоговых платежей устанавливаются налоговым законодательством. Законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах. Это изложено в статье 1 Налогового кодекса РФ.

Возможность изменения срока уплаты налога, сбора, а также пени, то есть перенос установленного срока их уплаты на более поздний срок предусмотрена главой 9 Налогового кодекса РФ. Оно может быть осуществлено в форме:
- отсрочки
- рассрочки
- налогового кредита
- инвестиционного налогового кредита.

В нашем случае возможно предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. Как можно ими воспользоваться, указано в статье 64 Налогового кодекса РФ.

Какой орган будет принимать решение об отсрочке, зависит от того, к какому уровню бюджета относится налог:
федеральные налоги и сборы
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов (в Челябинском области - главное финансовое управление)
региональные и местные налоги и сборы
- налоговые органы по месту нахождения предприятия по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований

В каких случаях налогоплательщику предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налогов (сборов)?

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- в случае причинения организации ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, то есть при наличии чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Отсрочка или рассрочка по этому основанию предоставляется в пределах суммы причиненного организации ущерба. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов организации, отсутствие у организации необходимых денежных средств и т.п.
- При задержке финансирования из бюджета или при задержке оплаты выполненного государственного заказа.

В этом случае отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется в пределах суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа.
- При угрозе банкротства организации в случае единовременной выплаты налога. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 года № 6-ФЗ "О банкротстве", признаком банкротства является неспособность исполнения денежного обязательства в течение трех месяцев с момента наступления даты его исполнения.

Если банкротство неизбежно или вероятно при единовременной уплате налога, то налогоплательщик может претендовать на получение отсрочки или рассрочки уплаты этого налога.

- Если производство или реализация товаров (работ, услуг) данной организацией носит сезонный характер.

- Если предоставление отсрочки или рассрочки предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации.

Указанные выше основания перечислены в статье 64 Налогового кодекса РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов. При этом перечисленные выше основания изменения срока уплаты налогов могут быть лишь дополнены, но не изменены. Законом Челябинской области от 16.12.04 № 347-ЗО предоставлена дополнительно возможность получения рассрочки или отсрочки по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, для улучшения финансово-экономического положения налогоплательщика.

При возникновении перечисленных выше оснований налогоплательщик обращается с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки в соответствующий уполномоченный орган.

Чем отличается отсрочка от рассрочки?

Отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены на срок от одного до шести месяцев. При этом, если предоставлена отсрочка, налог уплачивается единовременно по истечении срока, на который была предоставлена отсрочка. В случае предоставления рассрочки уплата налога осуществляется поэтапно.

Случаи, когда отсрочка и рассрочка не предоставляются

Стоит отметить, что в ряде случаев изменение срока уплаты налога не допускается. Это случаи, когда в отношении организации, претендующей на изменение срока уплаты налога:
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении;
- имеются достаточные основания полагать, что организация воспользуется изменением срока платежа для сокрытия денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению.

Кредит - бесплатно?

В зависимости от оснований отсрочки или рассрочки предоставляются с начислением процентов за пользование бюджетными средствами или без их начисления (п.4 ст.64 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты процентов определяются органом, рассматривающим заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки, и указываются им в решении, принятом по итогам рассмотрения заявления заинтересованной организацией.

По общему правилу, на сумму налога или сбора, срок уплаты которого переносится, начисляются проценты в размере, пропорциональном ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Конкретный размер процентов зависит от того, по какому основанию переносится срок уплаты налога.

Однако в ряде случаев проценты при предоставлении отсрочки или рассрочки не начисляются. К ним относятся: причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или обстоятельств непреодолимой силы, а также при задержке финансирования из бюджета (задержке оплаты выполненного государственного заказа).

Если отсрочка или рассрочка предоставлена в связи с угрозой банкротства организации при единовременной выплате налога, то на сумму задолженности уплачиваются проценты. Процентная ставка в этом случае принимается равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налоговых платежей.

При возникновении перечисленных выше оснований налогоплательщик обращается с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки в соответствующий уполномоченный орган.

Если законодательством о налогах и сборах предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разных уровней, то за изменением срока уплаты налога организации следует обращаться в соответствующий орган по каждой части платежа.

Срок уплаты федерального налога, в части сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет, изменяется по решению Минфина РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет - на основании решения соответствующего финансового органа. Это говорится в письме Минфина РФ от 6 февраля 2001 года № 03-07-28/25.

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки разъяснен в Приказе Минфина России от 30 сентября 1999 г. № 64-н "Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет".

Документы, необходимые для предоставления отсрочки или рассрочки

В соответствии с указанным Порядком, при обращении налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов в форме отсрочки или рассрочки в Минфин РФ в обязательном порядке предоставляются документы:

1. Заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки.

2. Справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пеней.

3. Справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации задолженности) с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения.

4. Обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки, рассрочки соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности.

5. Копия устава (положения) организации.

6. Баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты задолженности.

7. Документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство.

Кроме того, в зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налога, сбора, а также пени, подлежащих уплате в федеральный бюджет, предусмотрено представление ряда дополнительных документов.

В случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки представляются:
- документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;
- - справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.

В случае задержки финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки представляется документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований.

При угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки представляются:
- пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанных сумм;
- сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения;
- сведения об отсрочках, рассрочках, предоставленных при угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога в региональный и местный бюджеты;
- документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным органом.

В том случае, если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки предъявляется документ, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, поименованную в перечне сезонных отраслей и видов деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения".

Срок рассмотрения и принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки в Минфине России в соответствии с пункте 6 статьи 64 Налогового кодекса РФ не должен превышать одного месяца с момента поступления заявления налогоплательщика.

В случае неполного представления документов, необходимых для принятия решения, или представления документов: оформленных ненадлежащим образом, соответствующим департаментом Минфина России запрашивается дополнительная информация, которая должна представляться в трехдневный срок.

Для получения отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов организация должна предоставить в налоговую инспекцию по месту регистрации такие же документы, как и для получения рассрочки по федеральным налогам. Эти документы перечислены выше.

- заявление с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки. В заявлении должны быть указаны основания изменения срока уплаты налога,
документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки,
и другие.

Налоговый орган должен принять решение о предоставлении рассрочки или отсрочки в течение одного месяца со дня получения заявления об отсрочке или рассрочке.

С какого момента действует

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки вступает в действие со дня, установленного в нем. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения включаются в сумму задолженности, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка.

Действие отсрочки или рассрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения. Отсрочка может быть также прекращена досрочной уплатой задолженности либо решением органа, ее предоставившего. Уполномоченный орган вправе принять такое решение лишь в том случае, если организация нарушит условия предоставления отсрочки: не погасит проценты в срок, установленный решением об изменении срока уплаты налога не выплатит в установленный решением срок часть налога, по которому предоставлена рассрочка продаст предмет залога или совершит иные действия, исключающие обращение взыскания на имущество при несвоевременной уплате налога. Приняв решение о прекращении действия отсрочки, соответствующий орган в течение пяти рабочих дней должен направить налогоплательщику извещение о принятом решении. Копия решения в те же сроки направляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика.

В течение 30 дней после получения организацией извещения о прекращении отсрочки она должна уплатить непогашенную сумму задолженности, а также пени. Пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем получения решения о прекращении отсрочки, по день уплаты этой суммы включительно. При этом пени начисляются как на сумму непогашенной задолженности, решение об отсрочке которой прекращено, так и на неоплаченную сумму процентов.

Если по истечении 30-дневного срока со дня получения указанного решения задолженность не погашается, то налоговая инспекция имеет право в соответствии со статьей 46 НК РФ принудительно взыскать с налогоплательщика сумму задолженности, а также пени путем обращения взыскания на его денежные средства, находящиеся на счете в банке.

Материал подготовила Алена Морозова,
консультант департамента методологии
и консалтинга АФ "ВнешЭкономАудит".
Контактный телефон: (3512) 64-36-54.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка