Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

12 апреля 2005 135 просмотров

Сергей Разгулин, Действительный государственный советник РФ 3-го класса

Елена Чернышева, главный редактор журнала «Главбух»

Статьи по теме

Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

Постановление Правительства РФ от 31.03.05 № 171

Утвержден порядок изготовления, хранения, заполнения и учета бланков строгой отчетности, которые выдаются при оказании услуг за наличный расчет. Формы новых бланков будет утверждать Минфин России. Старые формы бланков применяются до 31 декабря 2006 года.

Текст документа (в zip-архиве).

Опубликованным выше документом (далее – постановление № 171) Правительство РФ утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

Положение касается только наличных расчетов при оказании услуг населению. Им должны руководствоваться организации и предприниматели, которые при таких расчетах вместо кассовых чеков решат выдавать бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Рассмотрим основные требования, которые необходимо соблюдать при использовании бланков строгой отчетности (далее – бланки).

Утверждение и применение бланка

Формы всех бланков вправе утверждать только Минфин России. Заинтересованная организация не может сама обратиться в финансовое министерство с заявкой на утверждение необходимой формы бланка. Это вправе сделать только заинтересованные органы государственной власти, Центробанк РФ или объединения субъектов предпринимательской деятельности (ассоциации, союзы и др.).

А после того как Минфин России утвердит форму бланка, ее смогут использовать любые организации и предприниматели, которые оказывают услуги в той сфере, для которой бланк предназначен (п. 11 Положения). Заметим, что при утверждении Минфин России устанавливает срок, в течение которого форма бланка является действующей.

Пока Минфин России не утвердит новые формы бланков для расчетов по тем или иным услуг, вы вправе применять старые бланки. Например, для оформления расчетов при оказании ряда бытовых услуг можно брать бланки, утвержденные письмом Минфина России от 29 апреля 1995 № 16-00-30-33 (письмо МНС России от 12 мая 2004 г. № 33-0-14/328). Но применение бланков старого образца Правительство РФ ограничило сроком. Начиная с 1 января 2007 года их использовать нельзя (п. 2 постановления № 171).

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Бланки строгой отчетности применяются только при наличных расчетах с населением. А население – это все граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16). Поэтому вы можете выдавать бланки, когда оказываете услуги предпринимателям.

Обязательные реквизиты

К бланкам строгой отчетности, которые приравнены к кассовым чекам, относятся:
- квитанции,
- билеты,
- проездные документы,
- талоны,
- путевки,
- абонементы.

Этот перечень названий бланков не является исчерпывающим. Бланком может быть любой другой документ, который предназначен для применения при наличных денежных расчетов с населением. Главное, чтобы он имел реквизиты, которые Правительство РФ определило как обязательные. Именно их наличие на бланке делает его бланком строгой отчетности.

Обязательные реквизиты можно разделить на три группы.

Первую группу составляют сведения, которые указывает Минфин России при утверждении формы бланка. Это данные о том, какой орган, когда и каким документом эту форму утвердил. Сюда относятся также наименование бланка и его код по Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД).

Во вторую группу входят сведения, которые указывают изготовители. Это сокращенное наименование изготовителя, его ИНН, местонахождение, номер заказа, год его выполнения и тираж. Как правило, изготовителями являются любые типографии. Именно они проставляют на бланке его серию и номер. Причем дублировать уже присвоенные номера и серии запрещается. Исключение составляют случаи, когда серию и номер необходимо указать на копии выдаваемого покупателю бланка.

И третья группа связана с заполнением бланка непосредственно лицами. оказывающими услуги. При выдаче бланка организация или предприниматель обязаны указать свое наименование, ИНН и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). Этот код можно посмотреть в информационном письме регионального органа Федеральной службы государственной статистики (Росстата), которое выдается организации и предпринимателю при присвоении им статистических кодов. Кроме того, в бланке пишут дату наличного расчета, вид оказанной услуги, единицу ее измерения и стоимость в денежном выражении. И, конечно, там обязательно должны быть должность, ФИО и подпись лица, совершившего расчет, а также печать (штамп) организации или предпринимателя.

БЛАНКИ ДЛЯ ТРАНСПОРТА

В отношении услуг по перевозке пассажиров наземным транспортом общего пользования установлены специальные обязательные реквизиты бланка. Они отличаются от перечисленных выше. Бланк должен иметь название, код формы, наименование продавца услуги, вид транспортного средства и стоимость услуги.

Таким образом, указанные сведения должны отражаться в выдаваемых бланках. Если какую-либо строку заполнить невозможно, в этой сроке ставится прочерк. Отметим, что предприниматель вправе работать и без печати, потому что ни один нормативный акт это не запрещает. Следовательно, если у предпринимателя нет печати, ее отсутствие на бланке не будет означать, что бланк составлен с нарушением установленного порядка.

Учет и хранение бланков

Итак, вы получили из типографии готовые бланки. Что необходимо сделать теперь?

Рекомендуем в первую очередь проверить, правильно ли на бланках напечатаны обязательные реквизиты. Ведь неверные реквизиты могут повлечь ответственность продавца услуг за неприменение ККМ.

Кроме того, необходимо обеспечить все условия для учета и сохранности неиспользованных бланков и копий использованных бланков, а также корешков бланков (п. 14, 16-23 Положения).

Учет бланков

Учитывать бланки организации и предприниматели должны в специальной книге по учету бланков. Каких-либо обязательных требований, предъявляемых к таким учетным книгам, Правительство РФ не установило. Как пояснили редакции «ДК» в Минфине России, организации и предприниматели могут разработать ее по своему усмотрению.

Из пункта 16 Положения следует, что учитывать бланки нужно по наименованиям, сериям и номерам. Мы же рекомендуем в указанную книгу заносить все реквизиты бланка, заполняемые продавцом услуг, ФИО и должность лица, выписавшего бланк. Также в ней можно регистрировать испорченные (с поправками, подчистками, исправлениями) и неправильно заполненные бланки (с неверными реквизитами). А для отметок о том, что бланк использован, но не выдан покупателю по причине порчи, предусмотреть графу для особых отметок.

Это поможет наладить наиболее полный учет, который пригодится вам самим для контроля за денежными расчетами. А также поможет выявить виновного сотрудника, который неправильно заполнил бланк, потерял корешок и т. п.

Если организация или предприниматель оказывают несколько разных видов услуг и при расчетах по ним применяют бланки, то лучше по каждому виду услуг вести отдельную книгу учета бланков.

Учетную книгу нужно прошнуровать, скрепить печатью (штампом) и пронумеровать страницы. Каждый лист книги, которую ведет организация, должны подписать руководитель и главный бухгалтер. Предприниматель также должен подписывать каждый лист учетной книги.

Хранение бланков

Хранить бланки необходимо в металлических шкафах или сейфах. Если бланков большое количество, то допустимо хранить их в специальных помещениях. Эти помещения нужно оборудовать так, чтобы исключить возможность хищения и порчи бланков. Все места хранения в конце рабочего дня опечатываются.

Для копий использованных бланков (корешков), которые подтверждают наличный расчет, установлен иной порядок хранения. Их помещают в мешки, мешки опечатывают и хранят в систематизированном виде не меньше пяти лет. Чтобы обеспечить систематизацию, рекомендуем написать на мешках, по каким услугам и за какой период собраны бланки в каждом мешке.

Бланки с истекшим сроком хранения, а также испорченные бланки уничтожаются на основании акта об их списании. Но не раньше чем через месяц после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета.

Ответственные лица

Чтобы обеспечить учет, хранение и выдачу бланков руководитель организации (предприниматель) назначает ответственное лицо. Как правило, такие обязанности возлагаются на кассиров, которые принимают наличные средства от населения. Передавать ответственному работнику бланки нужно на основании акта приема-передачи (п. 18 Положения).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

Работник, которому поручено работать с бланками строгой отчетности, отвечает за их сохранность. В случае порчи, хищения бланков или копий использованных бланков, он обязан возместить работодателю причиненный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Однако привлечь работника к ответственности не удастся, если работодатель не обеспечил необходимые условия для сохранности вверенных работнику бланков (ст. 239 ТК РФ, абз. 2 п. 17 Положения).

Штраф за невыдачу бланков

Если при наличных расчетах продавец услуги не выдал покупателю ни бланк, ни кассовый чек, его ждет штраф по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ. Об этом Пленум ВАС РФ указал в пункте 4 постановления от 31 июля 2003 г. № 16 (опубликовано в «ДК» № 17, 2003; далее – постановление № 16). Размер штрафа для организаций может быть в пределах от 300 до 400 МРОТ, для предпринимателей и должностных лиц от 30 до 40 МРОТ, для физических лиц – от 15 до 20 МРОТ.

Заметим, что за это нарушение налоговики могут оштрафовать одновременно как организацию (предпринимателя), так и лицо, виновное в невыдаче бланка (ст. 2.1 КоАП РФ). И зачастую так и происходит. Однако судебная практика идет по тому пути, что при наличии вины продавца, организация (предприниматель) не несут ответственность за невыдачу бланков, чеков, если обеспечила все условия продавцу для выдачи указанных документов. Например, такая позиция отражена в постановлениях Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 26 января 2005 г. по делу № А82-5181/2004-31 и Уральского округа от 21 апреля 2003 г. по делу № Ф09-1112/03-АК.

А будет ли считаться нарушением, если бланк выдан, но в нем нет каких-либо обязательных реквизитов?

Как пояснили редакции «ДК» в Минфине России, выдача неправильно заполненных бланков означает, что бланк не выдан. Поэтому продавца услуг можно штрафовать за это по статье 14.5 КоАП РФ.

Однако на наш взгляд, такому мнению можно возразить. Пленум ВАС РФ в пункте 4 постановления № 16 указал, что ответственность по статье 14.5 КоАП РФ возможно только, если продавец не выдал бланк. А что значит «не выдал»? Для ответа на этот вопрос можно руководствоваться разъяснениями Пленума ВАС РФ о том, что означает «неприменение ККМ». В частности, в пункте 1 постановления № 16 не сказано, что чек с неверными реквизитами означает неприменение ККМ. Вот если в чеке указана сумма меньше, чем уплаченная, то тогда это влечет ответственность по статье 14.5 КоАП РФ.

С учетом этого можно говорить, что штрафовать продавца нельзя, если бланк выдан, но с неверными или отсутствующими реквизитами. Конечно, если это не реквизит «стоимость услуги».

Ответственность за отсутствие использованных бланков

При заполнении и выдаче бланка покупателю, продавец должен оформить хотя бы одну его копию либо иметь корешок от выданного бланка. А копию (корешок), как мы уже сказали, необходимо хранить. Ведь они являются первичными учетными документами (п. 13 Положения). И если их не окажется у организации (предпринимателя), это опять же чревато штрафами.

Организацию и предпринимателя могут оштрафовать по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Отсутствие первичных документов как раз является таким нарушением. За него предусмотрен штраф 5000 руб., если плательщик совершил его в течение одного налогового периода. И 15 000 руб. – если в течение более одного налогового периода. Наконец, штраф составит 10 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 15 000 руб., если отсутствие бланков повлекло занижение налоговой базы.

Кроме того, руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 20 до 30 МРОТ по статье 15.11 КоАП РФ за нарушение порядка и срока хранения первичных учетных документов. Ведь именно он отвечает за обеспечение сохранности учетных документов (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме

Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка