Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Аттестация рабочих мест

18 июля 2011 18 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Правовая основа проведения аттестации

Конкретный порядок проведения аттестации рабочих мест устанавливает Минздравсоцразвития России. До сих пор действовал Порядок, утвержденный приказом от 31 августа 2007 г. № 569. Однако с 1 сентября вступает в силу новый порядок (далее – Порядок). Он утвержден приказом от 26 апреля 2011 г. № 342н. Отметим, что данный приказ зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2011 года.

Цели аттестации

Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест проводится, чтобы оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные или опасные производственные факторы, а также провести мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аналогичная норма закреплена и в пункте 2 Порядка.

Результаты проведенной аттестации учреждение может, например, использовать:

  • для разработки и реализации мероприятий, которые позволяют привести условия труда в соответствие с государственными требованиями;
  • чтобы установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными, иными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда;
  • чтобы проинформировать работников об условиях труда, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся компенсациях;
  • для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • для оценки профессионального риска;
  • для обеспечения работников средствами индивидуальной или коллективной защиты. Отметим, что пункт 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, дает возможность работодателю выдавать работникам средства индивидуальной защиты лишь на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых ими работ;
  • для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Напомним, что если в учреждении проведена аттестация рабочих мест и если за определенный период в нем не было травм, работодатель имеет право на льготы – снижение ставки взносов на травматизм (скидки к страховым тарифам до 40% от исходной ставки).

Расчет таких скидок проводится согласно Методике, утвержденной постановлением ФСС России от 5 февраля 2002 г. № 11.

Периодичность проведения аттестации

Согласно пункту 8 Порядка, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Но иногда требуется проведение внеплановой аттестации.

Это необходимо (п. 47 Порядка):

  • в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (аттестация новых рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию);
  • по результатам государственной экспертизы условий труда, осуществленной в целях оценки качества проведения аттестации.

Кроме того, согласно пункту 48 Порядка, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию в случаях:

  • выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
  • замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса;
  • изменения средств коллективной защиты.

Порядок проведения аттестации

Обязанности по проведению аттестации возлагаются на работодателя. Он же утверждает график ее проведения.

Формирование комиссии

В соответствии с пунктом 9 Порядка работодатель создает аттестационную комиссию.

А как указано в пункте 10 Порядка, в состав такой комиссии включаются:
1) представители работодателя (это могут быть руководители структурных подразделений бюджетного учреждения, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты учреждения, а также медицинские работники);
2) специалист по охране труда. Отметим, что для обеспечения соблюдения требований охраны труда у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
3) представители профсоюза (или иного представительного органа работников);
4) представители аттестующей организации.

Аттестующая организация – это юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации. При этом такую комиссию возглавляет представитель работодателя.

Привлечение аттестующей организации

Аттестацию работодатель может проводить только совместно с аттестующей организацией. Причем в Порядке подробно изложена информация об этой организации.

Во-первых, она должна быть аккредитована в установленном порядке.

Во-вторых, аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю.

В-третьих, отмечено, что работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций.

С каждой такой компанией заключается договор гражданскоправового характера. В соответствии с пунктом 7 Порядка работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

  • документального подтверждения аккредитации;
  • проведения измерения и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Кроме того, при проведении мероприятия аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснование выводов, сделанных ею по результатам аттестации.

Какие рабочие места подлежат аттестации

Предусмотрено, что аттестации подлежат все имеющиеся в учреждении рабочие места. Но пункт 5 нового Порядка делает исключения. Аттестация не проводится:
1) если на рабочих местах выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций, например: спасательные операции, тушение пожаров;
2) если аттестационная комиссия приняла мотивированное решение (оформляется в письменном виде) о том, чтобы не проводить аттестацию в случаях, когда она угрожает безопасности работников. Тогда условия труда относятся к опасным без аттестации.

Оценка условий труда

Она включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест (проверяют соответствующее производственное оборудование, приспособления и инструменты; выясняют, знакомы ли работники с вопросами и требованиями охраны труда);
  • оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (сопоставляют номенклатуру фактически выданных средств защиты с типовыми нормами);
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Если рабочее место соответствует гигиеническим требованиям, прошло проверку на травмоопасность, а защитные средства выдаются работникам согласно установленным правилам и нормативам, то ему ставится комплексная оценка «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». Иначе оно считается аттестованным с оценкой «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». Это определено пунктами 36–38 Порядка.

Результаты аттестации рабочих мест

В соответствии с пунктом 44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета, к которому прилагаются, в частности:

  • приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации ( приведен в приложении № 1 к Порядку);
  • карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок (образец такой карты приведен в приложении № 2 к Порядку);
  • сводная ведомость результатов аттестации (образец приведен в приложении № 6 к Порядку);
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест (образец приведен в приложении № 7 к Порядку);
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (образец приведен в приложении № 8 к Порядку). В нем указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители. Кроме того, указываются устраняемые вредные или опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам;
  • протокол заседаний комиссии по результатам аттестации рабочих мест (образец приведен в приложении № 9 к Порядку);
  • сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок данной организацией (образец приведен в приложении № 10 к Порядку);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты, когда он поступил ей, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии и передает его вместе с отчетом работодателю (его представителю).

Работодатель в течение 10 рабочих дней подписывает приказ о том, что аттестация завершена, и утверждает отчет о проделанной работе, а также знакомит каждого работника учреждения под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После этого, как следует из пункта 45 Порядка, в течение 10 календарных дней работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

В свою очередь аттестующая организация передает эти документы на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (п. 46 Порядка).

Отчеты об аттестации должны храниться в учреждении в течение сроков, установленных законодательством.

Административная ответственность

За непроведение в установленных случаях аттестации предусмотрена административная ответственность по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа:

  • для должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Важно запомнить

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест возлагается на работодателя. Причем для ее проведения ему обязательно нужно привлечь на договорных началах специализированную аттестующую организацию.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка