Журнал, справочная система и сервисы

Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (полностью)

13 мая 2004 122 просмотра

Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 09.04.03 № БГ-3-21/177

Транспортный налог должны платить организации и физические лица, на которых зарегистрированы наземные, воздушные и водные транспортные средства. Определять, что относится к этим транспортным средствам, нужно по Классификатору основных фондов (ОК 013-94). Юридические лица должны самостоятельно рассчитывать сумму налога и представлять в налоговые органы декларации.

Текст документа (в формате rtf).

Глава 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ начала действовать с 1 января 2003 года. Эта глава введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее - Закон № 110-ФЗ).

Транспортный налог заменил налог с владельцев транспортных средств, который с 1 января 2003 года платить не нужно. Транспортный налог является региональным. Это означает, что Налоговый кодекс РФ устанавливает лишь общие принципы его исчисления и уплаты, а законодательные органы субъекта Федерации сами решают, вводить налог или нет, определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.

Несмотря на то что порядок исчисления транспортного налога различается по регионам, МНС России решило издать единые Методические рекомендации по применению главы 28 Налогового кодекса РФ (далее - Методические рекомендации). Эти рекомендации предназначены прежде всего для работников налоговых органов. Однако познакомиться с их положениями будет полезно и налогоплательщикам. Ведь налоговые инспекции, проводя проверку, будут придерживаться позиции, изложенной в Методических рекомендациях.

КАКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЛАГАЮТСЯ НАЛОГОМ
Перечень транспортных средств, с которых нужно уплачивать налог, содержится в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Методические рекомендации подразделяют эти транспортные средства на наземные, воздушные и водные.

К наземным транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани.

Что касается воздушных и водных транспортных средств, то, по мнению МНС России, в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ приведен лишь их примерный перечень. То есть налог нужно уплачивать с любых объектов, которые можно отнести к воздушным или водным транспортным средствам. Независимо от того, названы они в Налоговом кодексе или нет. МНС России предлагает определять, что относится к воздушным и водным транспортным средствам, по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94). Этот классификатор утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. По классификатору водные транспортные средства имеют коды 153510000 и 153512000. В частности, к водным транспортным средствам относятся:

- суда самоходные и несамоходные морские (коды 153511010 и 153511020);
- суда самоходные и несамоходные речные и озерные (коды 153511030 и 153511040);
- суда промысловые (код 153511050);
- суда спортивные туристские и прогулочные (код 153512000).
А воздушные транспортные средства имеют код 153531000. Например, к ним относятся: - аппараты летательные воздушные без механической тяги (аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы и пр.) (код 153531010);
- самолеты и вертолеты (код 153531020).

Теперь рассмотрим транспортные средства, которые налогом не облагаются. Их перечень приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. В него вошли:

- легковые автомобили, переоборудованные для инвалидов, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), приобретенные через органы социальной защиты населения;
- пассажирские морские, речные и воздушные суда, принадлежащие тем организациям, для которых основным видом деятельности являются пассажирские или грузовые перевозки;
- моторные лодки, у которых мощность двигателя не превышает 5 лошадиных сил, а также весельные лодки;
- промысловые морские и речные суда;
- тракторы, комбайны и другие специализированные машины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для сбора и выращивания сельхозпродукции;
- транспортные средства, которые принадлежат военным;
- самолеты и вертолеты, которые принадлежат санитарной авиации или медицинской службе;
- транспортные средства, находящиеся в розыске.

Также, согласно пункту 12 Методических рекомендаций, не нужно платить налог с троллейбусов, железнодорожных и трамвайных локомотивов, вагонов, прицепов, полуприцепов и других несамоходных наземных транспортных средств. Ведь они не перечислены в статье 357 Налогового кодекса РФ. Кроме того, не облагаются налогом специализированные автомобили, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей. Например, передвижные электростанции, трансформаторные установки, лаборатории и т. д. Согласно Классификатору основных фондов, такие автомобили считаются передвижными предприятиями, а не транспортными средствами.

КТО ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ НАЛОГ
Плательщиками транспортного налога являются организации и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства. Это установлено статьей 357 Налогового кодекса РФ.

Регистрировать наземные транспортные средства обязаны организации и граждане, которые приобретают их в собственность. Автомототранспортные средства и прицепы к ним регистрируются в подразделениях Госавтоинспекции МВД России. Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прицепы к ним - в органах гостехнадзора. Транспортные средства, которые находятся на территории России временно, - в таможенных органах.

Порядок государственной регистрации водных транспортных средств установлен статьей 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Регистрация водных транспортных средств осуществляется в морских торговых портах, государственных речных судоходных инспекциях бассейнов, а также в речных портах, расположенных в устьях рек. Суда обязаны регистрировать организации и граждане, которые приобретают на них право собственности, право оперативного ведения и хозяйственного управления, либо фрахтуют иностранные суда.

Гражданские воздушные суда регистрируются в управлении государственного надзора за безопасностью полетов Минтранса России. Эти транспортные средства регистрируются на так называемых эксплуатантов. Именно эксплуатанты обязаны уплачивать налог по ним. Согласно статье 61 Воздушного кодекса РФ, эксплуатантами воздушного судна являются граждане или юридические лица, которым это судно принадлежит на праве собственности или аренды и которые используют его для полетов. Эксплуатант воздушного судна должен иметь соответствующее свидетельство.

Зачастую лица, на которых зарегистрированы автомобили, передают их в пользование другим лицам по доверенности. Кто должен платить налог в этой ситуации? Из статьи 357 Налогового кодекса РФ следует, что налог должен уплачивать тот гражданин, на которого зарегистрирован автомобиль. Несмотря на то что он этим автомобилем не пользуется. Однако из этого правила есть исключения. Так, плательщиком транспортного налога может быть лицо, указанное в доверенности, если одновременно выполняются следующие условия:

- транспортное средство приобретено до 30 июля 2002 года (даты официального опубликования Закона № 110-ФЗ);
- доверенность выдана до 30 июля 2002 года;
- по доверенности переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

Если эти условия выполняются, то гражданин должен уведомить налоговый орган о том, что он передал автомобиль по доверенности. Уведомление необходимо представить в письменной форме в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина. В уведомлении необходимо указать данные о:

- лице, которое представляет уведомление;
- транспортном средстве;
- лице, которому передано транспортное средство;
- доверенности и правах, переданных по ней;
- нотариусе (если доверенность нотариально заверена);
- дате приобретения и дате передачи транспортного средства.

Методические рекомендации обязывают налоговые органы проверять сведения, содержащиеся в уведомлении. Для этого налоговые органы могут потребовать подтверждающие документы. Они вправе потребовать документы как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано по доверенности.

Убедившись, что указанные в уведомлении сведения достоверны, налоговые органы извещают обоих лиц о том, что плательщиком транспортного налога является лицо, которому транспортное средство передано по доверенности. Если же условия, при которых лицо, использующее автомобиль по доверенности, признается плательщиком транспортного налога, не соблюдаются, то налоговый орган извещает об этом владельца автомобиля и признает его плательщиком транспортного налога.

Теперь давайте вспомним, кому до 1 января 2003 года приходилось уплачивать налог с владельцев транспортных средств. Пункт 1 статьи 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее - Закон № 1759-1) обязывал уплачивать этот налог те организации и физических лиц, которым принадлежали автотранспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и т. д. С водных и воздушных транспортных средств этот налог не взимался. Таким образом, глава 28 Налогового кодекса значительно расширила перечень налогооблагаемых транспортных средств. Правда, для физических лиц сделано небольшое послабление. В прошлом году они платили налог на имущество с принадлежащих им самолетов, теплоходов, яхт, катеров и т. д. Теперь же эти объекты не облагаются налогом на имущество физических лиц, поскольку с них взимается транспортный налог. Это установлено статьей 3 Закона № 110-ФЗ.

КАК РАССЧИТАТЬ СУММУ НАЛОГА
Для этого необходимо налоговую базу умножить на ставку налога.

Ставки транспортного налога устанавливаются региональным законом. Причем эти ставки не должны более чем в пять раз превышать (или быть меньше) ставки, приведенные в статье 361 Налогового кодекса РФ. Например, для автомобиля с мощностью двигателя от 150 до 200 л. с. статьей 361 Налогового кодекса установлена ставка 10 руб. за 1 л. с. Это означает, что по таким автомобилям региональные власти могут устанавливать ставку в пределах от 2 руб. (10 руб. : 5) до 50 руб. (10 руб. х 5). Таблица с предельными значениями ставок налога приведена в пункте 26 Методических рекомендаций.

Если субъект Федерации установит налоговые ставки, которые превышают данные пределы (или, наоборот, меньше их), то, по мнению МНС России, необходимо применять предельные значения ставок. По нашему мнению, данная позиция МНС России весьма спорна. Ведь, согласно статье 17 Налогового кодекса РФ, налог считается установленным, если четко определена его ставка. Если же региональные ставки не соответствуют федеральному законодательству, то транспортный налог назвать установленным нельзя. Поэтому этот налог можно не платить.

Согласно пункту 25 Методических рекомендаций, субъекты Федерации могут вводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории, года выпуска транспортных средств. Например, те же автомобили с мощностью двигателя от 150 до 200 л. с. могут облагаться налогом по ставке 50 руб. за 1 л. с., если с момента их изготовления прошло менее семи лет, и по ставке 2 руб. за 1 л. с., если с момента их изготовления прошло более семи лет.

Мощность двигателя транспортного средства указывается в его регистрационных документах. Зачастую мощность двигателя указывается в метрических единицах (кВт). В этом случае ее нужно пересчитать в лошадиные силы. Для этого мощность, выраженную в кВт, нужно умножить на коэффициент 1,35962.

Теперь рассмотрим, как определить налоговую базу. Согласно статье 359 Налогового кодекса РФ, в зависимости от вида транспортного средства налоговая база может определяться как мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость в регистровых тоннах или единица транспортного средства.

Для транспортных средств, у которых есть двигатель, - автомобилей, мотоциклов, моторных лодок, яхт - налоговая база устанавливается как мощность двигателя в лошадиных силах. Для водных буксируемых судов налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Ну а для всех остальных водных и воздушных транспортных средств, у которых нет двигателей (например, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника и т. п.) налоговой базой является единица транспортного средства.

А как рассчитать налог, если на одну организацию или гражданина зарегистрировано сразу несколько транспортных средств? В этом случае порядок расчета налога зависит от того, как определяется налоговая база. Если налоговая база определяется как мощность двигателя или валовая вместимость, то налог нужно считать отдельно по каждому транспортному средству. Если же налоговая база равна единице транспортного средства, то нужно умножить общее количество таких транспортных средств на налоговую ставку.

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Однако организация или физическое лицо может зарегистрировать и снять с учета транспортное средство в течение одного года. В этом случае, согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ, годовую сумму налога нужно умножить на специальный понижающий коэффициент. Он рассчитывается так: число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию или гражданина, делится на 12 (общее количество месяцев в году). При этом месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации, включается в расчет как полный. Также с помощью понижающего коэффициента нужно рассчитывать налог по транспортным средствам, которые в течение одного года были угнаны и найдены.

Пример 1
В 2003 году на ООО «Марс» были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- автобус МАЗ-104;
- легковой автомобиль ВАЗ-2107.

У автобуса мощность двигателя составляет 230 лошадиных сил, а у автомобиля - 72 лошадиные силы. ООО «Марс» зарегистрировало автобус 20 января 2003 года, а легковой автомобиль - 15 апреля 2002 года.

Предположим, что в регионе, где зарегистрированы эти транспортные средства, установлены следующие ставки налога:
- на автобусы с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил - 40 руб. с каждой лошадиной силы;
- на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил - 20 руб. с каждой лошадиной силы.

Поскольку месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано, считается как полный, автобус был зарегистрирован на ООО «Марс» в течение 12 месяцев. Поэтому по автобусу понижающий коэффициент рассчитывать не нужно.

Легковой автомобиль был зарегистрирован на ООО «Марс» в течение девяти месяцев. Следовательно, понижающий коэффициент будет равен:
9 мес. : 12 мес. = 0,75

Общая сумма транспортного налога, которую ООО «Марс» должно заплатить за 2003 год, составит: 230 л. с. х 40 руб/л. с. + 72 л. с. х 20 руб/л. с. х 0,75 = 10 280 руб.

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Транспортный налог нужно уплачивать в том регионе, на территории которого зарегистрировано транспортное средство. Согласно статье 360 Налогового кодекса РФ, конкретный порядок и сроки уплаты налога должны установить региональные органы власти. Они могут ввести два способа уплаты налога: разовое перечисление всей суммы налога по окончании года либо уплата в течение года авансовых платежей с окончательным перерасчетом налога по окончании года.

Обратите внимание на одну важную деталь: региональные органы власти не могут устанавливать сроки уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра или регистрации транспортного средства. Делать это запрещает письмо МНС России от 6 ноября 2002 г. № НА-6-21/1704. Поэтому начиная с 2003 года техосмотр можно проходить, не предъявляя документа, подтверждающего уплату транспортного налога. Напомним, что раньше, не заплатив налог, владельцы транспортных средств не могли пройти техосмотр и даже зарегистрировать автомобиль. Это устанавливалось пунктом 3 статьи 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1.

Организации должны рассчитывать сумму налога самостоятельно. При этом организации должны сдавать декларации по транспортному налогу. Согласно пункту 47 Методических рекомендаций, форму декларации могут установить региональные органы власти. Если они эту форму не установят, то организации должны сдавать декларацию по форме, установленной МНС России. На момент подписания этого номера в печать приказ МНС России об утверждении формы декларации по транспортному налогу находится на регистрации в Минюсте России.

Физические лица не должны сами рассчитывать налог. Более того, они даже не должны сдавать декларации по этому налогу. Сумму налога, которую должен уплатить гражданин, определяет налоговая инспекция. До 1 июня того года, за который нужно заплатить налог, инспекция должна выслать гражданину налоговое уведомление. Это установлено пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ. Форма налогового уведомления утверждена приказом МНС России от 14 октября 2002 г. № БГ-3-04/566. Указанную в уведомлении сумму налога гражданин должен уплатить в сроки, установленные региональными органами власти.

Аудитор М.В. Ильин

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка