Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Система оплаты труда бюджетников: новые рекомендации

22 февраля 2012 48 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Единый подход к оплате труда

Статья 135 Трудового кодекса РФ регламентирует общие вопросы установления заработной платы. Так, определено, что зарплата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Данной статьей закреплено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную думу Федерального собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Итак, в целях обеспечения единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы решением указанной комиссии были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год.

Рекомендации адресованы в первую очередь Правительству РФ, органам госвласти российских регионов, а также органам местного самоуправления. Они учитывают положения Рекомендаций при определении объемов финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений, а также при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников данных учреждений.

Рекомендации должны учитываться и трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2012 году. Многие положения документа должны принимать во внимание руководители учреждений. Не будет лишним и бухгалтерам ознакомиться с ними.

Принципы формирования оплаты труда

Оплата труда бюджетников. Структурно Рекомендации состоят из тридцати восьми пунктов, разделенных на одиннадцать разделов. Так, разделом II сформулированы принципы формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда. К числу таковых отнесены:

  • недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (субъектов РФ) и органов местного самоуправления;
  • обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимального размера;
  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;
  • обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Нормы и условия оплаты труда

III раздел Рекомендаций содержит перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Установлено, что обязательными для применения на территории Российской Федерации являются:

  • минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, порядок установления размера минимальной зарплаты в субъекте РФ;
  • включение в трудовой договор с работником или дополнительное соглашение к нему условий оплаты труда (фиксированного размера тарифной ставки или оклада), а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера;
  • размеры районных коэффициентов (коэффициентов) и порядок их применения, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством РФ;
  • размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним).

Система оплаты труда

IV раздел Рекомендаций касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Рекомендации содержат целый ряд условий, которые должны быть учтены при установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, в частности, установление и изменение оплаты труда должно осуществляться с учетом:

  • создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
  • достигнутого уровня оплаты труда;
  • обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
  • мнения соответствующих профсоюзов.

Рекомендации более подробно рассматривают вопросы, связанные с системами оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, в разделе V, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений – в разделе VIII.

Зарплата руководителей

Оплата труда бюджетников. Отдельный раздел Рекомендаций касается систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. Оговорено, что заработная плата данных лиц состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом руководителям федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений должностной оклад, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются учредителем данного учреждения.

Также предусмотрено, что должностной оклад руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения определяется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) и устанавливается в размере, не превышающем пятикратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности. Данные перечни утверждаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время таким органом является Минздравсоцразвития России.

Особо отмечено, что федеральные органы исполнительной власти (государственные органы) как главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и казенные учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.

Размеры выплат стимулирующего характера руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений следует определять с учетом соблюдения принципа оптимального соотношения уровня средней заработной платы руководителей и работников учреждений.

Что же касается заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений, то их должностные оклады устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей учреждений. Другие условия оплаты труда данных лиц устанавливаются коллективными договорами, локальными актами учреждений.

Нюансы оплаты труда по отраслям

Заключительные разделы Рекомендаций посвящены особенностям формирования систем оплаты труда работников, обусловленным сферами их деятельности. Так, к примеру, IX разделом Рекомендаций предусмотрены особенности оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, X разделом – работников учреждений здравоохранения, а XI – работников культуры.

Оплата труда педагогов

При формировании систем оплаты труда педагогов органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений должны, в частности, учитывать ряд нюансов. Одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, являются условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы. Под размером оклада (ставки) понимается фиксированный размер оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Рекомендации особо указывают, что фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико/часа, дето/часа). Также фиксированные размеры оплаты труда педагогов не могут включать в себя выплаты, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и с другими видами дополнительной работы. Фиксированный размер оплаты не может включать в себя выплаты за преподавательскую (педагогическую) работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку заработной платы.

Зарплата медработников

Документ рекомендует в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ не допускать различий в размерах должностных окладов, в повышающих коэффициентах либо в надбавках стимулирующего характера для медработников одного и того же уровня квалификации, в том числе одной и той же квалификационной категории.

Это делается в целях повышения мотивации медицинских и фармацевтических работников к повышению квалификации и обеспечения единых подходов при оплате труда.

Оплата труда работников культуры

Последний, XI раздел Рекомендаций посвящен особенностям формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

В частности, определено, что работникам художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут устанавливаться индивидуальные условия и размеры оплаты труда.

Такие условия могут превышать условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением по оплате труда учреждения по занимаемой должности.

Важно запомнить

В связи с тем, что законодательно разграничены полномочия по установлению размеров и условий оплаты труда между федеральными, региональными и местными органами власти, Единые рекомендации помогут обеспечить единый подход к оплате труда работников бюджетной сферы.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка