Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Кто поможет бухгалтеру-бюджетнику?

5 мая 2005 2873 просмотра

Похоже, власти Москвы процесс перехода на новые правила бюджетного учета решили взять в свои руки: в конце марта при столичном правительстве был создан специальный Координационный совет по вопросам реформирования бухгалтерского учета. Выясним, каким образом новая структура облегчит труд бухгалтеров бюджетных организаций. О деятельности нового Координационного совета наша беседа с Ириной БОГАТЧЕНКО, начальником отдела бухгалтерского учета и контроля департамента финансов правительства Москвы.

- Ирина Анатольевна, давайте начнем с самого волнительного момента: когда же нужно перейти на новые правила?

- Новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом № 70н, вступила в силу с 1 января 2005 года. Но при этом Минфин России установил некоторый переходный период. В документе указано, что переходить к применению новой инструкции нужно по мере организационно-технической готовности бухгалтерских служб, но не позднее 1 октября 2005 года. Не думаю, что Москва будет готова перейти на новые правила раньше. Ведь по сравнению с прежней инструкцией изменения очень существенны.

- Да уж. Одни только номера счетов чего стоят - 26 знаков!

- Изменился еще и метод ведения учета. Если сейчас бюджетные учреждения, как правило, применяют кассовый метод, то новая инструкция предписывает применять метод начисления. Соответственно появились понятия доходов и расходов учреждения, финансового результата. Введены новые объекты учета - имущество казны и природные ресурсы: земля, разнообразные биоресурсы. По основным средствам больше не нужно начислять износ - вместо него введен порядок амортизации, при котором амортизационные отчисления относятся на расходы учреждения.

Но главное - изменились основные принципы бюджетного учета. Он перестал быть строго регламентированным и теперь больше похож на международные стандарты финансовой отчетности. Подобно МСФО, в бюджетной инструкции заложены только основные принципы, без каких-либо подробностей и отраслевой специфики. В этом-то и состоит сложность перехода на новые правила. Бухгалтерам нужны подробные методические рекомендации, обучающие программы, соответствующее техническое переоснащение...

- И как же быть?

- В начале года в адрес мэра Москвы Юрия Лужкова поступило письмо Министерства финансов от 30 декабря 2004 г. № 11-08/114, в котором Минфин впервые озвучил свое мнение о том, как надо организовать переход на новую инструкцию. Суть в том, что, по мнению министерства, в каждом субъекте России должен быть создан специальный Методический совет по бюджетному учету. Но 165-я статья Бюджетного кодекса прямо запрещает делать это! Там ясно сказано, что разработка методологии бюджетного учета - прерогатива исключительно Минфина России. Так что московское правительство оказалось в сложном положении: мы не можем оставить бюджетников один на один с новыми правилами и в то же время обязаны следовать букве закона. Поэтому мы решили: раз Методический совет создать нельзя, создадим Координационный, который будет устанавливать не методологию, а механизмы перехода на новый учет.

- Будете ли вы выпускать какие-нибудь документы по переходу на новые правила?

- Мы планируем выпустить ряд городских распорядительных документов, которые помогут бухгалтерам хоть как-то решить наиболее острые вопросы. Ведь уже сейчас нам поступает огромное количество вопросов от бухгалтеров самых разных бюджетных учреждений. И хотя разъяснять эти сложности должен Минфин, он не поспевает уложиться в установленные им же сроки! Но ведь проблема еще и в том, что существует множество федеральных нормативных актов, которые просто вступают в противоречие с новой инструкцией. А эту проблему на уровне города мы решить не сможем.

- Какие, например?

- Например, учет выданных трудовых книжек. Согласно инструкции, если работодатель оформляет новому сотруднику трудовую книжку, он это должен отразить за балансом по рублю за каждый бланк. При этом фактические затраты по их приобретению сразу списываются на расходы. А вот согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, организация должна продать книжку сотруднику по себестоимости, здесь уже другой порядок учета. Мы неоднократно обращались с подобными запросами в Минфин. Они признаются в том, что многое недоработали, обещают исправить недочеты, но пока дело с мертвой точки не двигается.

- Может, следует разработать специальные ПБУ для бюджетных организаций?

- Я думаю, что Минфин будет вынужден создать "бюджетные" ПБУ. Или официально передать часть своих функций по разработке методологии регионам.

- А кроме рекомендаций чем еще Координационный совет будет помогать бухгалтерам?

- Под патронажем совета будет проходить обучение бухгалтеров новым правилам учета. Хотя сделать это будет нелегко: нам нужно обучить более 12 000 бухгалтеров. Программа обучения уже разработана. Учиться будет можно как по заочной, так и по очной форме. Очное обучение представляет собой 40-часовой лекционно-практический курс по каждому из разделов бюджетной инструкции. А в конце курса бухгалтеров ждет "круглый стол", на который будут приглашены специалисты Минфина - авторы инструкции. У них будет можно проконсультироваться по любому неясному вопросу. Разумеется, обучение будет бесплатное, оно будет проходить за счет городской казны. Такое обучение уже прошли бухгалтеры всех 125 муниципальных образований.

- Но вряд ли на таких занятиях можно будет затронуть все тонкости. А если после учебы у бухгалтера возникнут вопросы?

- С 21 апреля у нас заработала телефонная "горячая линяя", по которой бухгалтеры смогут задать консультанту любой вопрос по бюджетному учету. Но замечу сразу: так как она будет создана на деньги из бюджета города Москвы, воспользоваться услугой смогут только москвичи.

- Интересно, а как вы сможете это проконтролировать?

- Чтобы получить консультацию, придется назвать индивидуальный идентификационный номер. Это нужно не только для того, чтобы отсеять "чужих", но и для того, чтобы упорядочить звонки и "своих" бюджетников. Будет установлена определенная очередность: часть учреждений получит возможность звонить в первом месяце, остальные - в последующих.

От редакции: специально для бухгалтеров бюджетных организаций Издательский дом "Главбух" выпустил универсальный справочник "Бюджетный учет по новому Плану счетов". Более подробную информацию о справочнике можно получить по телефону 775-77-65.

Беседовала Александра БАЯЗИТОВА,
корреспондент журнала "Главбух"

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка