Журнал, справочная система и сервисы

Устанавливаем нормы списания топлива

14 мая 2008 106 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Позиция финансистов

Устанавливаем нормы списания топлива. Итак, распоряжением от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р специалисты Минтранса России обозначили базовые нормы расхода топлива, масла, смазок для разных марок отечественных и зарубежных легковых автомобилей, грузовиков, автобусов. Кроме того, определены специальные коэффициенты поправок, на которые можно корректировать показатели норм в зависимости от сезона, местности, массы груза.

Расходы по списанию топлива в налоговом учете признают согласно рекомендациям данного документа. На этом настаивают финансисты. В частности, их точка зрения высказана в письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640. В нем сказано, что расходы, произведенные на приобретение топлива для служебного автомобиля, признают обоснованными только в рамках утвержденных Минтрансом России норм. При этом затраты могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами. В таком случае их можно учитывать при исчислении налога на прибыль.

Альтернативная точка зрения

В Налоговом кодексе РФ сказано, что расходы на покупку ГСМ должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Но о том, что расходы на топливо должны быть нормированы, там не говорится. Получается, что учреждение может уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат на топливо, даже если они не соответствуют лимитам, установленным Минтрансом России.

Можно утвердить собственные нормативы

Устанавливаем нормы списания топлива. На практике названные лимиты, как правило, не соответствуют реальным фактическим расходам ГСМ в конкретном учреждении. Вследствие чего возникает перерасход топлива.

Кроме того, в распоряжении указанного ведомства приведен далеко не полный перечень эксплуатируемых автомобилей. Минфин России рекомендует по транспортным средствам, по которым не приведены нормы, применять данные, указанные в технической документации (письмо Минфина России от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223). Однако работать с такими показателями невыгодно, так как в документации к автомобилю указывают минимальное потребление топлива для его использования в идеальных условиях, которые далеки от реальных.

Кроме того, данный документ Минтранса России нельзя считать официальным (нормативным актом). Он, так же как и предыдущие варианты, не был ни опубликован официально, ни зарегистрирован в Минюсте России. И даже в названии сказано, что это только «методические рекомендации». А ведь ни Налоговый кодекс РФ, ни какой-либо другой закон не требуют строго их применения. Также на основании пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ Минтранс России не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения.

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что учреждение имеет право разработать свои (альтернативные минтрансовским) нормы списания ГСМ и применять их.

Как разработать собственные нормы

Чтобы разработать нормы расхода топлива, можно обратиться в специальные ведомства, например в Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.

Самый простой способ разработать нормы для автомашин конкретного учреждения – произвести контрольный замер. При этом, как правило, учитывают как специфику работы, так и климатические условия, в которых находится данное учреждение.

Для этого в учреждении создают комиссию, которая фиксирует расход топлива каждой машины по их основным маршрутам. А затем в зависимости от показателей контрольных замеров рассчитывается средний расход топлива для каждого вида транспортного средства на 100 км пути. При этом необходимо предусмотреть возможность увеличения норм для отдельных случаев – например, поездки по городу в час пик или из-за изношенности автомобиля. Такие замеры можно производить с сезонной периодичностью: отдельно для зимнего и летнего расхода топлива.

Не забудьте обосновать лимиты документально

Документ, где зарегистрируют показатели по ГСМ по результатам контрольных замеров, будет подтверждать экономическую обоснованность их расхода.

Помните, расчет норм топлива должен быть подтвержден подписью каждого члена комиссии, созданной учреждением. На основании такого расчета руководитель утверждает нормы расхода топлива для учреждения.

Кроме того, установленные нормы должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Таким образом, основные требования по признанию расходов в налоговом учете (экономическая обоснованность и документальное подтверждение) будут выполнены. Поэтому расходы, произведенные по нормам, разработанным учреждением самостоятельно, можно признать в налоговом учете.

А какова позиция судей

Анализ арбитражной практики показывает, что применять нормы Минтранса России не обязательно. Об этом свидетельствуют постановления судов ФАС Уральского округа от 11 октября 2004 г. № Ф09-4196/04-АК, а также ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2002 г. № А56-23095/01. Но, к сожалению, они также свидетельствуют о том, что контролеры, как правило, считают иначе.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка