Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расходы признаны представительскими…

9 июня 2008 4 просмотра

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Что относят к представительским расходам

Понятие представительских расходов для целей налогообложения прибыли раскрыто в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ. В частности, такими расходами признают затраты на официальный прием или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества. Причем это могут быть не только покупатели и поставщики, с которыми учреждение уже заключило договоры, но и потенциальные партнеры.

Отметим, что расходы можно признать, если организовано обслуживание для представителей юридических лиц. А как быть, если на прием приглашены физические лица (например, малые предприниматели)? Минфин считает, что затраты по переговорам с физлицами представительскими не признаются (см. письмо от 24 ноября 2005 г. № 03-03-04/2/119).

Конкретные затраты, относящиеся к представительским, перечислены в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Данный перечень является закрытым*.

* Перечень представительских расходов, учитываемых в налоговом учете, – в рубрике «».

Помните об ограничениях

Еще один момент, на который следует обратить внимание. Налоговым законодательством предусмотрено, что рассматриваемые затраты можно признать только в пределах установленных норм. Налоговые расходы в течение отчетного (налогового) периода не должны превышать 4 процентов от суммы расходов учреждения, направленных на оплату труда за этот период. Таково требование пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Расходы должны быть экономически обоснованы

Как и любые другие затраты, представительские расходы должны быть обоснованы.

Напомним, что под обоснованными расходами в данном случае понимают экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Но вот что подразумевается под «экономически оправданными затратами»? Однозначного ответа на данный вопрос ни в одном нормативном акте нет. Поэтому это понятие может быть истолковано по-разному, что приводит к налоговым спорам.

Позиция налоговиков. Дело в том, что часто инспекторы на местах считают, что для принятия затрат к налоговому учету необходимо наличие конкретных доходов в результате подобных затрат.

Например, если в результате организации приема был подписан контракт, то данное условие выполняется. Если этого не произошло, то налоговики, как правило, такие затраты признают экономически неоправданными. Однако это мнение не находит подтверждения в нормативных актах.

Арбитражная практика. По этому вопросу она неоднозначна. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19 октября 2005 г. № А66-11937/2004, согласился с мнением налоговиков. И признал, что затраты учреждения по оплате маркетинговых услуг экономически необоснованны, поскольку они не только не привели к получению прибыли, а наоборот, принесли убыток.

Но вот их коллеги по аналогичному вопросу пришли к другому выводу. В постановлении ФАС Центрального округа от 4 февраля 2005 г. № А09-4844/04-30 сказано следующее. Экономическая обоснованность затрат должна определяться на основании не фактически полученных доходов, а направленностью таких расходов на получение доходов. Получается, что, если в результате переговоров договор заключен не был, затраты все равно признать можно. Ведь мероприятие было запланировано с целью заключения выгодного договора.

Затраты нужно документально подтвердить

Конкретный перечень документов, который необходим для подтверждения представительских расходов, нормативными актами не установлен. Минфин России в письме от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/807 рекомендовал для признания таких затрат иметь следующие документы:
– приказ (распоряжение) руководителя учреждения об осуществлении расходов на указанные цели;
– смету представительских расходов;
– первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
– отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям.

Основание для выполнения расходов – приказ руководителя

Что же касается приказа, то для учреждений, где представительские расходы на мероприятия проводятся часто, руководителю достаточно утвердить положения о представительских расходах. Документ должен регулировать порядок реализации таких мероприятий и использования денежных средств на эти цели, а также оговаривать круг ответственных лиц.

Смета представительских расходов

Отметим, что смету утверждают, если приказ или положение о таких расходах не определяют размеры допустимых трат. Норма может быть установлена как годовая, так и месячная. Либо устанавливают предел расходов на проведение конкретного мероприятия.

Отчет по результатам проведенного мероприятия

Факт проведения мероприятий подтверждает отчет, составленный по результатам проведенного мероприятия.

В данном документе указывают его цель, участников, результаты, а также суммы расходов. Отчет должен быть достаточно подробным, чтобы полностью раскрыть как тематику вопросов, так и контекст самого обсуждения с потенциальными или фактическими партнерами.

Если встреча с контрагентами оказалась нерезультативной, этот факт нужно тоже отразить в отчете. Кроме того, все расходы, перечисленные в нем, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. В противном случае указанные расходы признать нельзя.

Значение места и времени мероприятия

Кроме всего перечисленного для признания расходов необходимо также учесть, где и когда проходила встреча с партнерами.

Время суток и дата деловой встречи

Относительно времени проведения представительского мероприятия отметим следующее. Налоговый кодекс РФ каких-либо ограничений по этому поводу не устанавливает. Поэтому такое время не обязательно должно быть рабочим. Это означает, что деловая встреча может проходить как в любой день недели (даже в праздничный или выходной), так и в любое время суток. В этих ситуациях при соблюдении прочих условий расходы можно признать в налоговом учете.

Не имеет значения и тот факт, что переговоры приурочены к какой-либо праздничной дате. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 5 марта 2008 г. по делу № А05-5668/2007 отметил, что если переговоры носят деловой характер, то повод для их проведения не влияет на экономическую обоснованность.

Важно ли, где проводят переговоры?

Как показывает практика, инспекторы при проверке нередко обращают внимание на тот факт, где проведены рассматриваемые мероприятия. Это зачастую служит отказом признания расходов как представительских (например, если переговоры проходили в развлекательном центре). Такой отказ связан с тем, что расходы на организацию развлечений и отдыха представительскими не признают.

Аналогичный спор был разрешен в ФАС Северо-Западного округа (см. постановление от 7 июня 2004 г. № А05-14160/03-13). Арбитражный суд пришел к выводу, что если у налогоплательщика есть факты, подтверждающие деловой характер встречи, то расходы на нее можно признать в налоговом учете. То обстоятельство, что встреча проходила, в частности, в туристическом месте, не влияет на налогообложение.

Чиновники Минфина России по данному вопросу дали разъяснение в письме от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/157. Там также сказано, что место проведения переговоров на порядок налогообложения не влияет.

Прием иностранных или иногородних партнеров

Расходы на прием иностранных гостей могут составлять значительные суммы. Однако далеко не все такие затраты можно включить в состав налоговых расходов. Объясним.

Приглашая представителей контрагентов на переговоры, принимающая сторона производит расходы, которые в обычной практике признают командировочными. То есть за счет принимающей стороны приобретаются для представителей другой организации, прибывающих на переговоры, авиа- либо железнодорожные билеты.

Помните, что подобные расходы не относятся к представительским. Признавать их при определении облагаемой базы по налогу на прибыль нельзя.

Расходы на оплату проживания также не считаются представительскими. Ведь их нельзя отнести ни к одной статье расходов, предусмотренных закрытым перечнем представительских расходов.

В частности, такая позиция приведена в письме Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/235.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка