Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Проведите сверку расчетов!

20 октября 2008 12 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Сверка расчетов необходима

Основные цели сверки расчетов – это:
– проверка правильности и своевременности отражения в учете обязательств;
– сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим состоянием расчетов;
– выявление расхождений и устранение возникших расхождений;
– предупреждение возникновения исков по невыполненным собственным обязательствам;
– предупреждение возникновения нереальных к взысканию обязательств перед учреждением.

Сроки и периодичность

Периодичность сверки расчетов может устанавливать руководитель учреждения. Однако проводить ее следует не реже одного раза в год перед сдачей годовой отчетности.

Также подобную проверку нужно выполнить в обязательном порядке при обнаружении хищения, при ликвидации или реорганизации учреждения. При увольнении работника, в обязанности которого входит ведение расчетов с контрагентами, или при смене главного бухгалтера также желательно провести сверку расчетов.

Плановые сверки расчетов, например один раз в квартал, могут проводиться в соответствии с внутренним распорядительным документом учреждения.

На что обращают внимание при сверках

При проведении сверки проверяют такие виды расчетов:
– с поставщиками и покупателями;
– с работниками по зарплате;
– с подотчетными лицами по выданным авансам;
– с бюджетом по налогам и сборам;
– с внебюджетными фондами по взносам;
– с банками по остатку денежных средств на счетах;
– с кредиторами по кредитам;
– с другими дебиторами и кредиторами в зависимости от финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Сверяемся с налоговыми органами

Сверяя расчеты по налоговым платежам с инспекцией, нужно помнить о следующем. Акт сверки налоговые органы, во-первых, составляют самостоятельно. Во-вторых, период, отражаемый в таком документе, на первый взгляд не равен стандартному году. То есть, например, он обозначен с IV квартала прошлого года по III квартал текущего. Все дело в том, что налоговики в своем документе обозначают факт оплаты не тем периодом, когда она была, а тем, за который она выполнена. Поэтому, сопоставляя расчеты по налоговым платежам с данными налоговиков, следует соотносить их цифры по платежам за IV квартал года со своими аналогичными данными, но за I квартал следующего года.

Оформляем результаты

Результаты такой инвентаризации оформляют актами сверки. Их составляют в произвольной форме, так как унифицированная форма не предусмотрена.

Пример оформленного акта сверки.

Обратите внимание: при проведении сверки расчетов с бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней налоговые инспекции самостоятельно формируют бланк акта сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.

Какие реквизиты нужно указать в акте

Обязательными реквизитами такого акта признают (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ):
– наименование документа;
– дата его составления;
– наименование учреждения, от имени которого составлен документ;
– содержание хозяйственной операции;
– измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
– наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее документального оформления;
– личные подписи указанных лиц.

Акт сверки с одним контрагентом можно составлять либо по всем заключенным договорам (счетам), либо в рамках расчетов по одному договору, если данный договор предполагает несколько платежей за период сверки.

Содержание акта сверки помимо обязательных реквизитов может быть следующим:
– виза «Утверждаю» с подписью и указанием должности утвердившего акт работника;
– перечень счетов на оплату с указанием соответствующих платежных поручений;
– перечень товарных накладных;
– перечень счетов-фактур;
– перечень актов сдачи-приемки работ, оказания услуг;
– сумма по каждому обязательству;
– результат акта (дебиторская или кредиторская задолженность, отсутствие задолженности).

Некоторые учреждения в акте сверки указывают только общую сумму задолженности без ее расшифровки по отдельным обязательствам.

Такой вариант заполнения акта сверки расчетов тоже возможен, но неудобен. Ведь в случае возникновения разногласий все равно придется представить полный расчет указанной итоговой суммы.

Количество экземпляров документа

Акт сверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается составившей акт стороной и направляется контрагенту по почте с уведомлением о вручении или курьером с вручением под подпись. Себе учреждение может оставить копию данного акта.

Срок хранения актов

Хранят акты сверок, как и большинство бухгалтерских документов, пять лет (ст. 17 Закона № 129-ФЗ, Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом от 6 октября 2000 г.).

А если выявлены расхождения? Следует установить причину

В том случае, если в результате сверки расчетов выявлены расхождения, с которыми согласны обе стороны, данные бухгалтерского учета приводят в соответствие с фактически совершенными финансово-хозяйственными операциями.

Для внесения изменений в данные бухгалтерского учета мало иметь на руках только акт сверки. Необходимо получить или восстановить первичные учетные документы. Только на их основании можно дооприходовать товар, отразить стоимость работ (услуг) или сделать сторнировочные проводки по излишним начислениям. То есть исправить данные и исключить расхождения в расчетах.

Контрагент отказался сверяться. Как быть?

Некоторые контрагенты могут вообще проигнорировать полученный акт сверки, так как законодательство не предусматривает их обязательного участия в проведении сверки в самом учреждении. В подобном случае результаты внутренней инвентаризации для целей бухгалтерского учета будут считаться достоверными ввиду отсутствия иных сведений (подтверждающих обратное).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка