Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Исполнение бюджета: надзор усилен

12 мая 2009 20 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Поправки были необходимы

Исполнение бюджета: надзор усилен. Условия контроля качества финансового менеджмента, которые проводят главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС), определены приказом Минфина России от 10 декабря 2007 г. № 123н. Именно этим нормативным актом была введена система показателей, характеризующих исполнение бюджета. Однако системы оценок им установлены не были. Также приказом № 123н не определены правовые последствия для главных распорядителей средств федерального бюджета в зависимости от указанных характеристик. Отсутствовали и показатели, определяющие результативность (эффективность) использования бюджетных средств.

С учетом этих недостатков старой системы приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н определен порядок мониторинга качества финансового менеджмента.

Основные нововведения

Для оценки качества управления бюджетными средствами с целью принятия управленческих решений на уровне высшего органа исполнительной власти необходимо проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (ГАБС). Мониторинг проводит Минфин России.

Новый приказ № 34н устанавливает:
– единую систему показателей на постоянной основе (то есть не только на 2009 год, но и на последующие периоды);
– систему оценивания качества финансового менеджмента (рейтинг);
– порядок взаимодействия Минфина России с участниками бюджетного процесса по обмену необходимой информацией с учетом отраслевых особенностей.

Утверждена единая система показателей

Исполнение бюджета: надзор усилен. Система показателей качества финансового менеджмента содержит восемь групп (направлений), по которым оценивается качество всех процедур бюджетного процесса, осуществляемых ГАБС.

Группа 1 – среднесрочное финансовое планирование. С помощью показателей этой группы анализируются процедуры, связанные с планированием бюджета (такие, как подготовка реестров расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, ведомственных целевых программ и государственных заданий).

Группа 2 – исполнение бюджета по расходам. Анализируется качество исполнения бюджета по расходам путем подсчета показателей:
– характеризующих равномерность расходования бюджетных средств;
– дающих представление об объеме кредиторской задолженности;
– описывающих соответствие документов данным Сводного реестра участников бюджетного процесса;
– определяющих охват бюджетополучателей системой электронного документооборота с органами Федерального казначейства.

Группа 3 – исполнение бюджета по доходам. В данном случае оценивается и анализируется качество исполнения бюджета по доходам. Группа включает в себя показатели качества финансового менеджмента, отражающие качество поквартального прогнозирования доходов, управления дебиторской задолженностью, а также качество нормативно-правовых актов по администрированию доходов федерального бюджета.

Группа 4 – учет и отчетность. Содержит показатели, характеризующие проведение ГАБС организационных мероприятий в части ведения бюджетного учета и отчетности с учетом отраслевых особенностей.

Группа 5 – контроль и аудит. Предусматривает показатели качества финансового менеджмента в части организации системы внутреннего контроля.

Группа 6 – исполнение судебных актов. Включает показатели качества финансового менеджмента, связанные с определением качества работы юридических подразделений при рассмотрении судебных исков.

Группа 7 – кадровый потенциал. Показателями этой группы анализируется потенциал работников центрального аппарата главного администратора средств бюджета по качественному управлению бюджетными средствами.

Группа 8 – управление активами. Включает в себя показатели, которые характеризуют качество управления нефинансовыми активами.

Очевидно, что наполняемость показателями этих групп может и должна меняться с течением времени. Так, например, существует очевидная потребность в наличии показателя, описывающего перевод операций с наличностью у бюджетополучателей на банковские карты (это станет возможным после проведения всех технических мероприятий в органах Федерального казначейства по созданию соответствующей инфраструктуры).

Однако ясно, что сама структура системы показателей останется неизменной.

Направленность управления бюджетом

Финансовый менеджмент – неотъемлемый элемент программноцелевого бюджетного планирования. Он направлен на повышение результативности бюджетных расходов (, утвержденная ).

Система финансового менеджмента в государственном секторе охватывает: систему планирования бюджета; администрирование доходов бюджета; исполнение утвержденных бюджетных ассигнований; учет и контроль исполнения бюджета; управление государственными активами и обязательствами.

Введены новые показатели качества

Система показателей качества финансового менеджмента содержит два новых набора показателей (по сравнению с приказом № 123н). К первому относятся показатели, с помощью которых оценивается качество нормативно-правовых актов ГАБС. Ко второму – показатели, характеризующие внедрение программного бюджета.

Оценка характеристик нормативно-правовых актов

В приказе № 123н присутствовали показатели, которые отражали наличие нормативно-правовых актов в части составления исполнения бюджета.

Но само по себе наличие нормативного акта еще не обеспечивает нормальный процесс работы и финансовый менеджмент ГАБС. Все же необходимо оценить их качество – определить те требования и критерии, которым должны удовлетворять нормативно-правовые акты, и затем отслеживать их соответствие данным параметрам.

Показатели, характеризующие внедрение программного бюджета

На первом этапе вводятся следующие показатели:
– доля бюджетных ассигнований, представленных в виде ведомственных целевых или долгосрочных целевых программ в общем объеме бюджетных ассигнований ГРБС;
– доля бюджетных ассигнований, представленных в виде государственных заданий по оказанию государственных услуг в общем объеме бюджетных ассигнований ГРБС на оказание государственных услуг.

В дальнейшем группа показателей, характеризующих программный бюджет, будет существенно расширена показателями результативности (эффективности) деятельности ГАБС. Это будет выполнено после четкого иерархического выстраивания основных процедур составления бюджета в форме: основные направления деятельности Правительства РФ – доклады о результатах и основных направлениях деятельности – ведомственные целевые программы – государственные задания – обоснования бюджетных ассигнований.

При расчете показателей будут учитываться отраслевые особенности, объективно влияющие на показатели качества финансового менеджмента. Приказом № 34н предусмотрен механизм количественной оценки таких особенностей с целью соответствующей корректировки показателей.

Оценка качества финансового менеджмента

Итак, установлена общая оценка качества финансового менеджмента ГАБС. Она рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной с использованием удельного веса групп показателей, удельного веса самих показателей внутри каждой группы и оценок по каждому показателю.

Общая (интегральная) оценка выставляется по 100-балльной шкале. Она имеет простой наглядный смысл, который заключается в следующем. Если у главного администратора средств бюджета 70 баллов, то управление бюджетными средствами соответствует требованиям бюджетного законодательства и методическим рекомендациям (указаниям) Минфина России всего на 70 процентов.

Вес группы. Он показывает значимость группы показателей в общей оценке. При этом сама по себе каждая группа показателей и каждый показатель важны. Но при их сравнении друг с другом выделяются приоритетные.

По каждому показателю присваивается характеристика по определенной формуле, принимающая значения от 0 до 1.

Формула оценки показателя качества финансового менеджмента. Она зависит от его типа. Первый тип: качественные показатели – это показатели, которые характеризуют качество нормативно-правовых актов в части соответствующих процедур бюджетного процесса. Второй тип: количественные показатели, такие как, например, объем кредиторской задолженности на конец года.

В зависимости от степени соответствия нормативных актов установленным требованиям ставится оценка по качественному показателю. То есть ее максимальное значение ставится, если нормативный акт удовлетворяет всем требованиям, а 50, 70 процентов (0,5 или 0,7) – если каким-то требованиям не удовлетворяет. Оценка по количественному показателю определяется по формуле, которая определяет отклонения значения показателя от его оптимального значения.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка