Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Госзаказ на импорт по новым правилам

11 июня 2009 11 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Внимание: утверждены новые правила

Госзаказ на импорт по новым правилам. В качестве одной из мер поддержки отечественных производителей ряда отраслей экономики в период финансового кризиса был принят приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427.

В данный приказ внесены значительные изменения приказом Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. № 123 (вступили в силу 18 мая 2009 года). Также данное министерство и ФАС России (Федеральная антимонопольная служба) совместно выпустили разъяснения по порядку применения приказа № 427, опубликованные в письме от 5 мая 2009 г. № 6989-АП/Д05, № АЦ/13195.

Суть изменений

Допустить иностранные товары к закупкам для государственных и муниципальных нужд заказчики могут только при выполнении одного условия. А именно: при проведении торгов на закупку отдельных видов товаров учреждения обязаны предоставлять ценовую преференцию участникам, заявляющим к поставке российский товар. Их преимущество выражается в том, что к заявкам, предлагающим иностранный товар, применяют дополнительное обременение в размере 15 процентов от предлагаемой участниками, подавшими эти заявки, цены контракта. Напомню, что до вступления в силу приказа № 427 размер преференции определялся как 15 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (лота).

При этом приказом № 123 добавлены преимущества для отдельных товаров, происходящих из Республики Беларусь. Они допускаются к участию в торгах по правилам, установленным для российских товаров.

Замечу, что порядок применения преференции принципиально различается для конкурса и аукциона.

Как применить новые правила на практике в конкурсе

При такой форме торгов преференция учитывается на стадии оценки заявок. Напомню, что заявкам присваивают баллы по критерию «цена контракта». И цена, указанная в заявках, предлагающих к поставке иностранный товар, увеличивается на 15 процентов (если в результате такого повышения заявленная цена становится выше, чем начальная (максимальная) цена контракта, то ее приравнивают к начальной (максимальной) цене). В результате заявка с иностранным товаром получит при оценке меньше баллов по критерию «цена контракта», чем заявка с российским товаром, даже если цены, указанные в обеих заявках, изначально будут одинаковыми.

Важно помнить, что контракт по результатам конкурса все равно заключается по цене, указанной в заявках, без применения каких-либо повышающих или понижающих коэффициентов.

Что такое «преференции»

Это преимущества, льготы (снижение налогов, скидки с таможенных пошлин, освобождение от платежей, предоставление выгодных кредитов), предоставляемые государством отдельным странам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности. Преференции носят адресный характер.

А если проводится аукцион?

В аукционе стадии рассмотрения заявок и проведения самого аукциона (торга) проходят в обычном порядке. Никакие ценовые льготы на данных этапах не предоставляют и не рассчитывают. Однако при заключении контракта после аукциона заказчик должен проверить по заявке, какой товар предлагает к поставке победитель: российский или иностранный.

В том случае, если победитель указал в заявке иностранное происхождение товара, заказчик снижает предложенную таким победителем цену контракта на 15 процентов. Замечу, что, если победитель предложил в заявке российский товар (или отдельный белорусский), никаких специальных действий заказчик не производит и заключает контракт по цене победителя.

Когда необходимо руководствоваться новым приказом

Госзаказ на импорт по новым правилам. Положения приказа № 427 применяются только при проведении торгов (то есть конкурсов и аукционов) и не распространяются на ситуации запроса котировок и при закупках у единственного поставщика. Также исключение из действия приказа № 427 сделано для открытых аукционов в электронной форме.

Кроме этого на применение приказа № 427 влияет предмет сделки (контракта). Закупка работ и услуг в любом случае не подпадает под его действие. А вот что касается товаров, то следует обратиться к пункту 1 приказа № 427. В нем приводится исчерпывающий перечень кодов по ОК 004-93 (ОКДП), при закупке товаров по которым заказчики обязаны применять указанные нормы (далее – Перечень).

Среди прочего в такие коды входят: продукция сельского хозяйства, пищевые продукты и напитки, текстильные изделия, одежда, лекарственные средства, резиновые и пластмассовые изделия, медицинская аппаратура, автомобили и их детали и др.

Причем заказчик обязан применить приказ № 427 и внести соответствующие пункты в даже в том случае, если есть вероятность, что по лоту все заявки будут с предложениями о поставке товаров только российского или только иностранного происхождения*.

* Положения, которые необходимо закрепить в документации для реализации приказа № 427, приведены в рубрике «Для справки».

Другое дело, если на торги действительно будут поданы заявки, предлагающие одинаковое происхождение товара. В подобной ситуации приказ № 427 фактически не будет применен. Ведь все участники все равно будут находиться в одинаковых условиях, и предоставлять преференции нет смысла.

Приказ № 427 к лоту не применяется, когда в предмет лота, сформированного заказчиком:
– одновременно входят работы (услуги) и товары, указанные в Перечне;
– включены в том числе товары, часть которых не указана в Перечне.

Такое исключение приводится в подпункте «а» пункта 5 приказа № 427.

На кого распространяются нормы

Приказ обязаны применять все заказчики, в том числе государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Если они, решив закупить товар, проводят конкурс или аукцион с помощью регионального (муниципального) уполномоченного органа, приказ № 427 также применяется.

В этом случае в конкурсе нормы будут применяться уполномоченным органом на стадии оценки заявок без заказчика. А в аукционе, наоборот, обязанность использовать положения приказа № 427 (снижение цены победителя с иностранным товаром на стадии заключения контракта) будет возложена на заказчика.

Бюджетным учреждениям необходимо обратить особое внимание на нормы, которые содержатся в пункте 4 приказа № 427.

Дело в том, что хотя в нем прямо указано, что по результатам аукциона цена при заключении контракта снижается только у победителя (при условии, что он предложил к поставке иностранный товар), тем не менее данное положение в равной степени распространяется и на заключение контракта с участником, занявшим второе место.

Такой вывод основан на сходстве статуса победителя и участника, сделавшего предпоследнее предложение, и содержится в совместных разъяснениях, данных в письме № 6989-АП/Д05, № АЦ/13195.

Механизм применения порядка

Из уже сказанного очевидно, что для применения норм приказа № 427 заказчики должны знать страну происхождения товаров, предлагаемых к поставке участником. Причем обязанность указать данные сведения возлагается на поставщиков, подающих заявки.

В дополнение к обычным обязательным документам и сведениям в конкурсах и аукционах, подпадающих под действие приказа № 427, используются еще и специфические. На участников возлагается обязанность декларировать в подаваемой ими заявке страну происхождения поставляемых товаров. А заказчики должны внести соответствующие поля для заполнения в форму заявки, утверждаемую в составе документации о торгах. При этом неправомерно требовать от участников приложения к заявкам каких-либо дополнительных документов, подтверждающих (доказывающих) заявленную страну происхождения товара.

В случае, если участник размещения заказа не указал в своей заявке страну происхождения товара, такому участнику в допуске следует отказать (п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ).

Как определить страну происхождения товара

Для предоставления преференции имеет значение только страна происхождения предлагаемого товара (а не самого участника, подающего заявку). То есть российское предприятие, поставляющее импортные фрукты, подпадает под упомянутые ограничения. А организация, предлагающая к поставке российские и белорусские продукты питания, может получить ценовые преференции.

При определении страны происхождения товара возникают вопросы.

Во-первых, какое государство считать страной происхождения в случае, если товар имеет «сложное происхождение»? Например, автомобили, которые прошли на территории России только стадию крупно-узловой сборки. Ответ можно найти в Таможенном кодексе РФ. Товар считается происходящим из страны, если в результате осуществления в ней операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение первых четырех знаков его классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ст. 32 Таможенного кодекса РФ). Значит, факт сборки автомобиля на территории России говорит о его российском происхождении. А вот сортировка, переупаковка, контроль качества и т. п., наоборот, не меняют страну происхождения товара.

Во-вторых, по каким документам заказчик может проверить достоверность содержащихся в заявке сведений о стране происхождения товара? Здесь следует отметить, что учреждение не вправе потребовать от участника в составе заявки какие-либо подтверждающие документы, и получается, что должно верить ему на слово.

В ходе исполнения контракта поставщик при приемке-передаче товаров еще раз заявляет (декларирует) страну их происхождения, которая должна найти свое подтверждение в документах, являющихся обязательными для данного вида товаров (регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия и др.). Но если такие документы на товар не предусмотрены в законодательстве или в них не указывается страна происхождения, заказчик по-прежнему не вправе потребовать от участника дополнительных документов и принимает заявление поставщика за истину.

Заказчик не должен предоставлять преференции?

Если торги признаны несостоявшимися и контракт заключен с единственным участником торгов, никакие специальные действия заказчика ни в конкурсе, ни в аукционе не требуются. Контракт заключается по цене, предложенной данным участником (подп. «б» п. 5 приказа № 427).

Когда заявки всех участников, допущенных к участию в торгах, содержат предложения о поставке только иностранных товаров, приказ № 427 также не применяется.

Если в какой-либо из поданных заявок содержится предложение о поставке части товаров российского происхождения, а части – иностранного («смешанная» заявка), действие приказа на данную заявку не распространяется. Она рассматривается как предлагающая полностью российский товар (см. письмо № 6989-АП/Д05, № АЦ/13195).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка