Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Морально устаревшее имущество

13 августа 2009 89 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

С какими неопределенностями придется столкнуться

Основная сложность для учреждения, решившего списать с учета устаревшее имущество, будет связана с аргументацией такого поступка. Поскольку, во-первых, моральный износ актива доказать не так-то просто, а, во-вторых, выбытие таких объектов влечет за собой расходы по приобретению других, более усовершенствованных и современных и поэтому более дорогостоящих. А любые расходы в рамках ограниченного финансирования должны быть экономически целесообразными.

Кроме того, расшифровка понятий «морально устаревшее имущество» или «моральный износ» в нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствует.

Принять решение помогут отраслевые нормы

Дело в том, что в отраслевых нормах дан ряд конкретных определений. Например, в МВД России под морально устаревшим техническим средством охраны понимают объекты, устаревшие вследствие появления новых, более совершенных образцов (см. Инструкцию, утвержденную приказом от 16 ноября 2006 г. № 937). А вот моральным износом здания отдельные ведомства считают величину, характеризующую степень несоответствия современным требованиям основных параметров, определяющих условия проживания, объема и качества предоставляемых услуг (приказ Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312, Методические рекомендации, утвержденные приказом Госстроя России от 10 ноября 1998 г. № 8).

Моральный износ автотранспорта – относительная потеря стоимости транспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием факторов, к которым относятся:
– достижения научно-технического прогресса в автомобилестроении;
– ограничения, накладываемые государственным регулированием на производство, импорт, товарные рынки и эксплуатацию транспортных средств;
– окончание производства транспортных средств;
– прекращение производства запасных частей к транспорту и т. д.

Такое определение дано в Методике оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (утверждена Минтрансом России 10 декабря 1998 г.).

Делаем выводы

К морально устаревшим относят нефинансовые активы учреждения, которые:
– обладают техническим состоянием, не соответствующим требованиям нормативно-технической документации по их эксплуатации;
– не способствуют решению поставленных перед учреждением функций и задач;
– нецелесообразно модернизировать в силу отсутствия компонентов и запасных частей;
– значительно отстают по техническим и функциональным характеристикам от новых моделей, версий, образцов, аналогичных объектов и т. п.

Заметим, что характеристики морально устаревшего имущества могут быть определены требованиями главного распорядителя бюджетных средств по списанию нефинансовых активов. При отсутствии подобных рекомендаций учреждению необходимо заручиться техническим заключением независимой экспертной организации о состоянии морально устаревшего объекта основных средств, его технических характеристиках и степени их соответствия требованиям, предъявляемым рабочим процессом.

Порядок действий

Итак, учреждение решило избавиться от техники, оборудования и т. д., которые использовать в работе невозможно. При этом необходимо подготовить соответствующий пакет документов, списать морально устаревшее имущество и утилизировать соответствующие объекты.

Создаем комиссию

Дело в том, что определение целесообразности и пригодности дальнейшего использования объектов, возможности их восстановления, а также оформление документов при их выбытии возлагается на специально создаваемые по приказу руководителя учреждения комиссии.

В состав комиссии обычно включают представителя бухгалтерии (главного бухгалтера), юридического отдела, а также лиц, на которых была возложена ответственность за сохранность списываемых объектов. Если списывают компьютерную и организационную технику, то в состав комиссии дополнительно включается представитель подразделения информационных технологий. Также при оценке пригодности имущества могут участвовать иные специалисты, способные оценить его состояние и характеристики.

Комиссия осматривает сами объекты, изучает их технические паспорта и инструкции по эксплуатации, а также бухгалтерские документы, свидетельствующие о постановке таких средств на учет и начисленной по ним амортизации.

Собираем документы

По результатам осмотра комиссия оформляет протокол, в котором указывает:
– перечень осмотренных объектов;
– их техническое состояние, способность и целесообразность дальнейшей эксплуатации или модернизации;
– заключение о направлении активов на списание, модернизацию или ремонт.

При решении о списании комиссия составляет акты. Их подписывают члены комиссии и утверждает руководитель учреждения, подпись которого скрепляется печатью.

Немаловажными являются регистрация и учет актов о списании объектов. Для этого в учреждении заводится специальный журнал учета актов по форме, содержащей следующие данные:
– наименование подразделения, из которого выбывает имущество;
– номер акта;
– название списываемого объекта, указанного в акте;
– дату согласования акта;
– дату возврата акта с замечаниями.

Помимо акта прикладывается пакет документов (их перечень приведен в рубрике «»).

Среди них, как правило, присутствует акт экспертизы технического состояния морально устаревшей техники. Его составляют в произвольной форме на каждую отдельную единицу имущества (см. ).

В акте экспертизы должно быть дано заключение о признании актива непригодным к эксплуатации по причине морального износа. Также в нем есть рекомендации о списании объекта как не подлежащего модернизации, о возможности или невозможности использования деталей, узлов и блоков для ремонта другого средства, а также информация о наличии драгоценных металлов и возможности их извлечения.

Оригиналы документов, заверенные подлинной круглой синей печатью независимой экспертной организации, или их нотариальные копии хранят в учреждении и предъявляют главному распорядителю средств по его требованию.

Может понадобиться «дополнительная» документация

В отдельных случаях вышестоящий орган может затребовать:
– копии приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию активов;
– копии технических паспортов (для определения количества драгоценных металлов);
– балансовые справки о стоимости объектов (для подтверждения факта полной амортизации основного средства);
– выписку из реестра федерального имущества (государственного имущества субъекта РФ, муниципального имущества), подтверждающую, что выбывающее имущество в него внесено;
– другие документы.

Согласовываем выбытие активов

Учреждение, получив утвержденные к исполнению главным распорядителем акты, обязано согласовать их с соответствующим территориальным управлением Росимущества. Порядок действий регламентирован приказом Росимущества от 5 ноября 2008 г. № 344. Решение о согласовании обычно составляется в форме простого письма с приложением перечня разрешенного к списанию имущества.

Списываем и утилизируем

Оборудование, техника и транспорт, устаревшие для конкретного учреждения, могут быть пригодны для использования другими лицами. В таком случае их можно передать безвозмездно или реализовать (по общим правилам, утвержденным Инструкцией по бюджетному учету).

Если же активы не будут востребованы, то после списания их необходимо утилизировать по отдельному договору со специализированной организацией.

Материальные запасы, полученные от разборки основных средств, пригодные для дальнейшего использования, передаются в учреждение и учитываются им на счете 105 00 000 «Материальные запасы» по текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету (п. 55 Инструкции по бюджетному учету).

Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, а также детали и узлы, изготовленные из черных и цветных материалов и не планируемые к использованию учреждением, подлежат реализации соответствующим организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности.

Суммы от реализации объектов, а также материалов, полученных от их разборки, перечисляют в бюджет.

Акт экспертизы технического состояния вычислительной и оргтехники. Образец

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка