Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Операции по реализации государственного и муниципального имущества

13 октября 2009 4 просмотра

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Трактовка норм Налогового кодекса РФ

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом обложения НДС. В связи с этим операции по реализации государственного и муниципального имущества, в том числе физическим лицам, признаются объектом обложения данным налогом. Так считают специалисты главного финансового ведомства.

По мнению налоговиков, в пользу данного вывода говорит также следующий факт. Пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС. В данный перечень включено выполнение работ, оказание услуг органами государственной власти и местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий (если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления).

Операции по реализации государственного и муниципального имущества в перечне, указанном в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, не предусмотрены.

Из этого следует, что операции по продаже данного имущества, не закрепленного за муниципальными бюджетными учреждениями и составляющего муниципальную казну (соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования), подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Кто выполняет налоговые обязательства

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности, организации.

На бюджетников распространяются стандартные правила

Налоговики сделали акцент на том, что исключений из числа налогоплательщиков для органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не предусмотрено.

Что такое «казна»

Бюджетное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, признается казной. В зависимости от того, за счет какого бюджета оно приобретено и содержится, это может быть казна: Российской Федерации, республики в составе России, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Уплатить налог придется учреждениям

Существуют случаи, когда налог на добавленную стоимость должны исчислить и уплатить в бюджет налоговые агенты. Однако при реализации (передаче) указанного имущества казны физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивают в бюджет в общеустановленном порядке налогоплательщики. То есть лица, осуществляющие операции по продаже (передаче) названного имущества.

Таким образом, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возникает именно у органов местного самоуправления, если они реализуют муниципальное имущество:
– не закрепленное за предприятиями и учреждениями и составляющее казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;
– на территории Российской Федерации;
– физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Соответственно указанные юрлица должны исполнять обязанности плательщика НДС, связанные с выставлением счетов-фактур, ведением книг продаж, представлением в налоговые органы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и т. п.

Как определить налоговую базу

В указанном случае налоговая база при реализации товаров определяется как их стоимость, исчисленная исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них сумм НДС.

Основание – пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ.

Цена сделки

Установлено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, установленная сторонами сделки (п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ). Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Начальная цена приватизируемого муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ).

Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи используется рыночная стоимость, которая отражается в отчете об оценке объекта.

Что такое рыночная стоимость

В рассматриваемой ситуации под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой имущество может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции. При условии, что стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

На основании пункта 6 Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает следующее. Цена сделки принимается как наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая –для покупателя.

Учитывая изложенное, чиновники пришли к выводу, что при определении налоговой базы по муниципальному имуществу, реализуемому физическим лицам –не индивидуальным предпринимателям, следует исходить из того, что цена, по которой этот товар реализуется, включает НДС.

Когда расчет и платеж выполняет налоговый агент

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего казну, налог на добавленную стоимость обычно уплачивают налоговые агенты.

То есть покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Основание – пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Возможность уплаты НДС налоговыми агентами предусмотрена пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ. В ней говорится, что на них могут быть возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Бюджетник 8 декабря 2016 15:00 КБК для учреждений на 2017 год
Кдело 8 декабря 2016 15:00 Приказ об увольнении

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка