Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Установлен порядок проведения проверок размещения госзаказов

19 мая 2011 10 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Правила проверки определены законодательно

Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден приказом Минэкономразвития России от 28 января 2011 г. № 30.

Данный нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 17 марта 2011 года и вступил в силу – 24 апреля 2011 года.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ определено, что контроль за соблюдением размещения государственных (муниципальных) заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Установлен порядок проведения проверок размещения госзаказов. Плановые проверки проводятся уполномоченными органами власти.

В отношении заказов, размещаемых для федеральных нужд и нужд федеральных бюджетных учреждений – федеральным органом исполнительной власти (ФАС России, а в части оборонного заказа – Федеральной службой по оборонному заказу).

В отношении региональных заказов и заказов, размещаемых бюджетными учреждениями субъектов РФ, – контрольным органом исполнительной власти субъекта РФ.

А в отношении муниципальных заказов, а также заказов для нужд муниципальных бюджетных учреждений – контрольным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.

Обратите внимание: плановые проверки в отношении операторов электронных площадок, органов власти, организации, оказывающей услуги по ведению (обслуживанию) официального сайта, а также до заключения контракта при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, осуществляются только федеральным контрольным органом.

При этом, согласно части 3 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, порядок проведения плановых проверок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. В настоящее время таковым является Минэкономразвития России.

Принятый порядок проверок не распространяется на отношения, связанные с проверками размещения гособоронзаказа, а также заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

Общий порядок организации плановой проверки

Установлен порядок проведения проверок размещения госзаказов. Плановая проверка в сфере размещения заказов представляет собой комплекс различных мероприятий процедурного характера, проводимых в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о размещении заказов.

Предметом проведения проверки является соблюдение субъектами проверки законодательных норм о размещении заказов.

При этом в случае, если субъектом проверки служит заказчик и (или) уполномоченный орган, проверке подлежит также соблюдение требований теми субъектами, на которые возложены функции по размещению проверяемых заказов для указанного заказчика и (или) уполномоченного органа.

Сроки проведения проверки ограничены

По общему правилу плановые проверки проводятся не более чем один раз в шесть месяцев.

Однако в отношении специализированной организации, временно действующей конкурсной, аукционной или котировочной комиссии плановые проверки проводятся не более чем один раз за период со дня размещения извещения о проведении открытых торгов, извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте (направления приглашений принять участие в закрытых торгах) до дня заключения контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок.

Определено, что общий срок проведения проверки не может составлять более чем два месяца.

Причем в рамках этого срока первоначальный срок проведения проверки может быть продлен один раз в случае, если, например, требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований.

Однако если проверяемая организация препятствует проведению проверки (не допускает инспекторов на территорию, не представляет по требованию инспектора необходимые для проверки документы), то срок проведения проверки может увеличиться до шести месяцев.

Проверку проводят в несколько этапов

Проверку проводит инспекция, в которую входят должностные лица органа, уполномоченного вести контроль в сфере размещения заказов.

В состав такой инспекции должны входить не менее трех человек, и возглавляет ее руководитель инспекции.

Необходимо отметить, что по предложению контролирующего органа в состав инспекции могут быть включены представители прокуратуры, правоохранительных и иных органов власти.

Заседание инспекции считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов инспекции.

Изменения состава инспекции оформляются приказами руководителя контролирующего органа.

Любая плановая проверка может быть проведена только на основании плана проверок, утвержденного руководителем контролирующего органа.

Причем составляется план проверок на шесть месяцев.

В него допускается вносить изменения, но не позднее чем за два месяца до начала данной проверки.

План проверок и все внесенные в него изменения не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения обязательно размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети интернет, а также на официальном сайте .

Кроме этого, перед началом проверки следует оформить:
1) приказ о проведении проверки, утверждаемый руководителем контролирующего органа;
2) уведомление о проведении проверки.

Учреждение должно быть извещено о проверке не менее чем за семь рабочих дней до дня ее проведения.

Также для ознакомления инспекция должна представить субъекту проверки оригинал приказа о проведении проверки.

Непосредственно сама проверка проводится в два этапа.

I этап – рассмотрение заказов, находящихся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов.

II этап – проверка завершенных заказов, контракты по которым уже заключены.

Законодательно оговорено, что в ходе проверки учреждение обязано:
– не препятствовать проведению проверки;
– обеспечивать беспрепятственный доступ членов инспекции на территорию;
– представить по запросу инспекции необходимые для проведения проверки документы и сведения (в том числе составляющие коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у членов инспекции соответствующей формы допуска к государственной тайне), включая служебную переписку в электронном виде.
– обеспечить необходимые условия для работы инспекции (предоставить помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование).

Первый этап

В первую очередь контролеры проверят документы и сведения по заказам, которые размещаются в момент проведения проверки и контракты по которым не заключены.

В случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов проводится заседание инспекции. На него приглашаются лица, в чьих действиях (бездействиях) были выявлены такие нарушения. Они вправе представить в инспекцию пояснения по установленным фактам нарушений, а также заявлять ходатайства и делать иные заявления.

По результатам проверки оформляется решение инспекции, которое принимается простым большинством голосов ее членов, присутствовавших на заседании.

Резолютивная часть решения инспекции должна быть немедленно оглашена по окончании заседания инспекции.

В резолютивной части решения должны быть указаны:
– выводы о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверялись, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы, обосновывающие выводы инспекции;
– сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;
– выводы инспекции о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
– другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, о передаче материалов в правоохранительные органы и т.д.

Не позднее пяти рабочих дней со дня оглашения решения контролирующий орган размещает его на официальном сайте (), а копия такого решения в тот же самый срок направляется лицам, в отношении которых проведена проверка.

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, инспекция выдает предписание об их устранении.

Предписание не выдается в случаях, когда выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа (например, в конкурсной документации установлены дополнительные требования к составу заявки на участие в конкурсе, но при этом все участники, подавшие заявки, были допущены к участию в конкурсе).

В предписании обязательно должно быть указание на действия, которые необходимо выполнить для устранения нарушений законодательства о размещении заказов, и срок, в течение которого должно быть исполнено выданное предписание.

Резолютивная часть предписания оглашается вместе с резолютивной частью решения, принятого по результатам заседания инспекции.

Предписание, так же как и решение инспекции, размещается на официальном сайте и направляется лицам, в отношении которых проведена проверка.

Второй этап

Далее проверяются заказы, контракты по которым заключены.

По результатам проверки оформляется акт, неотъемлемыми частями которого являются решение и предписание по итогам проведения первого этапа проверки (требования к содержанию акта регламентируются п. 46 Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов).

Если по результатам проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, то инспекция, так же как и при проведении проверки по первому этапу, выдает предписание об их устранении.

Однако проверяемые вправе продлить срок исполнения предписания, направив инспекции, выдавшей предписание, мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

Основание – пункт 43 рассматриваемого Порядка.

Кроме этого, в Порядке отмечается, что не допускается выдача предписаний о недопущении нарушений законодательства о размещении заказов в будущем.

Следует сказать, что подобное требование достаточно часто контролирующие органы включали в предписание, в случае если государственный (муниципальный) контракт по результатам проверки размещения заказа уже был заключен.

Акт после подписания его членами инспекции не позднее десяти рабочих дней должен быть направлен тому лицу, в отношении которого проводилась проверка. Обратите внимание: в отличие от первого этапа действующий порядок проверки не предусматривает размещения такого акта в сети интернет.

Согласно пункту 52 Порядка проведения плановых проверок, при размещении заказов контролирующий орган обязан хранить материалы проверки не менее чем три года.

Важно запомнить

Несоблюдение инспекцией, ее членами положений Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков влечет недействительность принятых ею решений, выданных предписаний.

Наиболее часто контролирующие органы при проведении плановых проверок выявляют нарушения, связанные с неправильным выбором способа размещения заказа, а также с подготовкой конкурсной документации или документации об аукционе, в том числе:
– устанавливаются критерии оценки заявок, а также требования к участникам размещения заказов, непредусмотренные Законом о размещении заказов;
– в ходе исполнения контрактов заказчики изменяют условия исполнения контракта, в том числе цену и объем поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка