Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Применение учреждениями скидок

11 октября 2011 15 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Правила применения

Основные причины, обуславливающие применение учреждениями скидок, сформулированы в пункте 3 статьи 40 части первой Налогового кодекса РФ. Такими обстоятельствами являются:

  • сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары;
  • потеря товарами качества или иных потребительских свойств. Применение скидок в данном случае позволяет существенно снизить риск образования убытков в связи с увеличением товарных запасов в течение сезона, когда они практически не продаются, а также в связи с тем, что по наступлении следующего сезона определенные виды товаров могут быть вообще не востребованы потребителями. Таким образом, применение сезонных скидок по соответствующим группам товаров не только экономически целесообразно, но и может быть необходимым, чтобы избежать более крупных убытков;
  • истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров. В данном случае применение учреждениями скидок также может быть вынужденным – товары, на которые устанавливаются сроки годности, не могут реализовываться после истечения этого срока. Если же учреждение идет на нарушение и реализует такие товары, убытки в случае выявления таких нарушений могут быть несопоставимы по размерам с тем уменьшением прибыли, которое будет иметь место при своевременном применении скидок;
  • маркетинговая политика, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки. Применение этих видов скидок имеет смысл только тогда, когда на рынке существуют аналогичные (по потребительским свойствам) товары и спрос на эти товары удовлетворен или почти удовлетворен. После завоевания экономической ниши скидки, как правило, отменяются;
  • реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. В данном случае речь может идти и о принципиально новых товарах, потребительский спрос на которые не сформировался ввиду отсутствия аналогов на рынках. Необходимость применения скидки при этом определяется исходя из платежеспособности покупателей.

Нетрудно убедиться, что все применяемые скидки имеют ограниченный период действия (сезон, период до истечения срока годности, период до завоевания экономической ниши и т. п.).

Нюансы оформления

Основанием для применения скидок является норма, закрепленная в пункте 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом. Необходимо заметить, что пунктом 3 упомянутой статьи кодекса установлено: в случаях когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Однако для договора купли-продажи процитированная норма неприменима, так как цена товара является одним из основных элементов договора, отсутствие которого может явиться основанием для признания договора недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. То есть в общем случае цена, указанная в договоре продажи, является договорной рыночной ценой.

В свою очередь пунктом 3 статьи 485 Гражданского кодекса РФ допускается возможность установления в договоре купли-продажи условия, в соответствии с которым цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т. п.). Причем, если способ пересмотра цены в договоре явно не определен, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.

Таким образом, возможны три ситуации предоставления скидок:

  • скидка предоставляется на стадии заключения договора и представляет собой разницу между ценой товара по данному договору и по договорам, заключенным ранее или на других условиях (например, в зависимости от объема поставки, сроков и способов расчетов);
  • предоставление скидки предусмотрено в течение срока действия договора (предполагается, что в рамках одного соглашения производится несколько операций по купле-продаже товара);
  • скидка предоставляется после установления цены товара под влиянием вновь возникших обстоятельств посредством заключения допсоглашения. Как правило, в этом случае речь идет о ситуации, когда цена товара уточняется после его отгрузки и оформления документов.

Нетрудно убедиться, что в первых двух случаях оформление в учете дополнительных записей, связанных с предоставлением скидки, в общем случае не требуется. Исключение составляет ситуация, когда учреждение учитывает товары по продажным ценам.

В расчетных документах отражается цена товаров уже с учетом скидки, и, следовательно, последствия ее применения определяются автоматически – при формировании финансового результата.

Особенности учета скидок при учете товаров по продажным ценам рассмотрим ниже.

Правила отражения операций на счетах

Схема проводок может быть проиллюстрирована примером.

Бюджетное учреждение (не перешло на субсидирование) продало товар на общую сумму 100 000 руб. (без учета НДС) со скидкой 10 процентов при условии полной оплаты в течение 3 дней с момента отгрузки товара. В учете отражение операций выглядит так:

Для наглядности (упрощения примера) проводки, связанные со списанием фактической себестоимости отгруженных товаров, не рассматриваются.

Обратите внимание: размер задолженности по НДС в данном случае корректируется в соответствии с налоговым законодательством. Если учреждением в учетной политике закреплен метод оценки реализованных товаров по продажным ценам (с обособленным отражением торговых надбавок), то необходимость корректировки расчетов на сумму предоставленной скидки возникает при любой из приведенных выше схем.

Составить учетную политику поможет сервис "Учетная политика 2012". Доступ к нему получат все, оформившие подписку на 2012 год (подробности – на сайте ).

Напомним, что принятие к учету товаров при передаче их на реализацию отражается по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки. Проводки выглядят так:

Суммы торговых надбавок по товарам, реализованным, отпущенным или списанным с бухгалтерского учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., отражаются в уменьшение финансового результата текущего финансового года способом «красное сторно». Бухгалтерские записи в учете государственного (муниципального) учреждения выглядят следующим образом:

Из сказанного следует, что предоставленная покупателю скидка должна отражаться «черным цветом чернил» по дебету счета 401 10 130 (или посредством сторнирования по кредиту указанного счета) – то есть уменьшать финансовый результат от торговой операции. При этом возникает вопрос, правомерно ли корректировать размер ранее списанной торговой наценки? По мнению автора, наиболее правомерным является простое списание скидки – в корреспонденции со счетом учета дебиторской задолженности.

Восстановление в учете ранее списанной скидки в части торговой надбавки приведет к увеличению общей суммы последней и повлечет за собой последующее завышение размера финансового результата (в том числе и по операциям, в рамках которых скидки не предоставляются).

Бюджетным учреждением было продано товаров на общую сумму 125 000 руб. – по продажной стоимости. Сумма торговой надбавки в части, относящейся к стоимости проданных товаров, составила 25 000 руб. По условиям договора покупателю была предоставлена скидка в размере 10 процентов от общей стоимости поставки.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи (проводки, связанные со списанием издержек обращения и налогообложением, не рассматриваются):

При оформлении полной схемы бухгалтерских проводок при данном методе оценки стоимости проданных товаров (и определения финансового результата) можно убедиться, что размер предоставляемой скидки не должен превышать размера торговой надбавки – иначе товары заведомо будут продаваться с убытком.

Важно запомнить

С этого года учреждения, которые в рамках предпринимательской деятельности продают товары в розницу, могут учитывать их по розничной цене, обособив торговую надбавку или скидку. Причем суммы торговых надбавок (скидок) по реализованным товарам или списанным с учета вследствие их естественной убыли уменьшают финансовый результат текущего года.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка