Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Заказ может быть размещен у единственного поставщика

9 февраля 2012 18 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Общие положения

Изначально отметим, что отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Приоритетным способом размещения заказа согласно данному закону является такой конкурентный способ, как торги (конкурсы и аукционы, в том числе открытые аукционы в электронной форме). При соблюдении ряда условий возможно проведение запроса котировок.

Между тем Законом № 94-ФЗ предусмотрены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт (договор) только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) без проведения конкурентных процедур.

Закрытый перечень случаев, когда заказ может быть размещен у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, установлен частью 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

По общему правилу случаи, приведенные в данном перечне, распространяются на всех заказчиков, перечисленных в части 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ. Однако есть и исключения: законодательно оговорены ситуации, когда поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) без проведения конкурентных процедур возможна только некоторыми заказчиками, в частности, в зависимости от того, казенное или бюджетное учреждение является заказчиком.

Напомним, что ранее такого типа государственного (муниципального) учреждения, как казенное, вообще не существовало. Указанный тип учреждения был введен Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Принципы функционирования и правовой статус казенных учреждений приближены к принципам и правовому статусу ранее действующих бюджетных учреждений.

Что же касается новых бюджетных учреждений, их правовой статус претерпел значительные изменения. Если ранее бюджетные учреждения финансировались по смете и являлись получателями бюджетных средств, теперь финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. При этом бюджетное учреждение «нового» типа не является получателем бюджетных средств.

Однако в период с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года (переходный период) бюджетное учреждение остается получателем бюджетных средств в случае, если ему не предоставляются субсидии (п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Таким образом, в настоящее время (в переходный период) существуют как казенные и обновленные бюджетные учреждения, так и прежние бюджетные учреждения, в отношении которых еще не выбран новый тип учреждения.

В то же время и на «новые», и на «старые» бюджетные учреждения распространяется действие Закона № 94-ФЗ. Рассмотрим, в каких случаях возможность размещения заказа у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя зависит от статуса государственного (муниципального) учреждения: бюджетного или казенного.

Госзаказ у единого поставщика зависит от типа учреждения

Во-первых, в соответствии с пунктом 32 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ в случае, если бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по государственному или муниципальному контракту либо заключенному с другим бюджетным учреждением гражданско-правовому договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, привлекает в ходе исполнения контракта (договора) иных лиц для поставок товаров (работ, услуг), необходимых для выполнения указанных в таком контракте (договоре) работ, привлечение данных лиц может осуществляться бюджетным учреждением без проведения торгов и запроса котировок, путем заключения договора с любым на свой выбор поставщиком, подрядчиком, исполнителем независимо от суммы договора.

Казенному же учреждению в таком случае необходимо проводить либо торги, либо запрос котировок. Правом на заключение прямого договора при привлечении соисполнителей (субподрядчиков) в рамках заключенного в соответствии с Законом № 94-ФЗ контракта (договора) казенное учреждение не наделено.

Следует отметить, что ранее действовавшая редакция пункта 32 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ предусматривала право бюджетного учреждения привлекать соисполнителей по контракту (договору) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ без проведения торгов и запроса котировок только на выполнение данных работ.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 418-ФЗ, с 8 декабря 2011 года бюджетные учреждения вправе привлекать третьих лиц не только на выполнение самих НИОКР, но также на поставку товаров и оказание услуг, необходимых для выполнения таких работ.

Необходимо также обратить внимание на то, что в случае если бюджетное учреждение является исполнителем по договору с коммерческой организацией на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, то привлечение в ходе исполнения контракта (договора) иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения данных работ, бюджетному учреждению недопустимо осуществлять на основании пункта 32 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (разъяснения чиновников даны в письмах Минэкономразвития России от 14 ноября 2011 г. № Д28-566 и от 31 августа 2011 г. № Д28-313).

Кроме того, следует отметить, что привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта (договора) на выполнение научно-исследовательских работ возможно только с согласия заказчика в отличие от контракта (договора) на выполнение опытно-конструкторских или технологических работ, привлечение соисполнителей (субподрядчиков) в рамках которого возможно, если иное не предусмотрено контрактом (договором) (ст. 770 Гражданского кодекса РФ).

Второй случай возможного размещения заказа у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в зависимости от типа государственного (муниципального) учреждения предусмотрен пунктом 33 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. Им установлена возможность размещения бюджетным учреждением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при выполнении им НИОКР за счет средств, полученных в форме грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, или в форме субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное.

В отличие от бюджетного казенное учреждение при выполнении подобных работ за счет субсидий (грантов) не может размещать заказы в соответствии с пунктом 33 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. Ему в таком случае необходимо будет проводить торги или запрос котировок.

Применение пункта 33 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ в отношении работ, финансируемых за счет субсидий (грантов), предоставляемых из бюджета, стало возможным только с 8 декабря 2011 года согласно изменениям, внесенным Законом № 418-ФЗ.

Возможностей размещения заказов стало больше

Перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика также расширен (Закон № 418-ФЗ). В частности, часть 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ была дополнена пунктом 14.1, в соответствии с которым при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., заказчик вправе заключить контракт или гражданско-правовой договор с одним поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения конкурентных процедур. Но помните, для размещения заказов в соответствии с данным пунктом действуют орграничения: заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.

Обратите внимание и на такой момент. Действие пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ на муниципальные образовательные учреждения не распространяется. Ведь они не являются государственными образовательным учреждениями.

Важно запомнить

По итогам размещения заказов могут быть заключены контракты или иные гражданско-правовые договоры.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

УНП 7 декабря 2016 09:00 График отпусков на 2017 год
Кдело 6 декабря 2016 15:00 Тарифная оплата труда

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка