Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Привлечение заемных средств возможно?

11 марта 2012 6 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Правовые аспекты

Вопрос правомерности использования заемных средств бюджетными учреждениями обусловлен особенностями финансирования – основная деятельность таких учреждений обеспечивается за счет субсидий на выполнение государственного или муниципального задания.

В настоящее время правовое положение бюджетных учреждений регулируется нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом бюджетным учреждениям действующим законодательством непосредственно запрещено только размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами (п. 14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Из текста пункта 248 Инструкции по применению Единого плана счетов следует, что в бухгалтерском учете могут отражаться операции по долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному или муниципальному долгу), а также долговым обязательствам, принятым в соответствии с законодательством РФ бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 122 Инструкции по применению Плана счетов бюджетных учреждений, в учете может формироваться информация в денежном выражении о состоянии расчетов с кредиторами по долговым обязательствам бюджетного учреждения, принятым в соответствии с законодательством РФ, и операций, изменяющих указанные объекты учета.

Общие правила операций по привлечению займов и кредитов, а также расчетов по привлеченным средствам установлены положениями главы 42 Гражданского кодекса РФ. Нормы статей данной главы также не содержат запрета на привлечение заемных средств бюджетными учреждениями.

Таким образом, бюджетные учреждения формально имеют право привлекать заемные средства как для возмещения временной нехватки оборотных средств, так и на инвестиционные цели.

Нюансы привлечения кредитов и займов

Правила операций по привлечению займов и кредитов. При привлечении кредитов и займов могут возникнуть две технические проблемы.

Первая связана с особенностями финансирования основной деятельности учреждений в форме субсидий. Привлечение заемных средств предполагает несение дополнительных расходов в виде процентов за пользование ими, поэтому возникает вопрос о возмещении подобных затрат.

При привлечении займов и кредитов для обеспечения приносящей доход деятельности проблем с возмещением расходов по процентам не возникает. Тем не менее недостаток оборотных средств может иметь место и при осуществлении основной деятельности, например, когда суммы субсидий поступают несвоевременно, а отдельные расходы (на оплату труда работников, сезонное обслуживание коммунальных сетей и т. д.) отложить нельзя.

В период существования запрета на привлечение бюджетными учреждениями заемных средств (ст. 118 Бюджетного кодекса РФ) из общего правила имелось исключение – учреждения могли брать кредиты, в частности в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца (ст. 237 Бюджетного кодекса РФ). С отменой статьи 118 была признана утратившей силу и статья 237 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, хотя бюджетным учреждениям и не запрещено привлекать кредиты для обеспечения основной деятельности, соответствующая операция, по мнению автора, должна быть согласована с распорядителем бюджетных средств с целью определения источника возмещения расходов на уплату процентов (суммы могут быть либо учтены при определении размера (норматива) субсидии, либо профинансированы посредством выделения субсидии на иные цели).

Другая проблема возникает потому, что привлечение заемных средств, как правило, связано с обеспечительными процедурами, в частности с залогом. Так как нефинансовые активы бюджетного учреждения находятся у него на праве оперативного управления, возникает вопрос правомерности обращения залога на такое имущество.

По мнению автора, в данном случае следует руководствоваться нормой статьи 120 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое, закрепленное за учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных собственником средств.

Таким образом, гражданское законодательство не запрещает использовать нефинансовые активы (за исключением особо ценного и недвижимого имущества) в качестве предмета залога.

Отражаем операции по привлечению средств в учете

Бухгалтерский учет операций с заемными средствами регулируется нормами пунктов 122-125 Инструкции по применению Плана счетов бюджетных учреждений:

  • сумма основного долга отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета, открытого к счету 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и дебету счетов учета денежных средств. Следует обратить внимание на то, что в указанной инструкции в качестве примера приведены только номера счетов, открываемых для учета операций по внебюджетной и иной приносящей доход деятельности;
  • суммы начисленных процентов по займам и кредитам увеличивают задолженность по обязательствам, учтенным на счете 301 00 000, и относятся на увеличение дебета соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 20 230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств».

Аналогичным порядком отражаются в учете суммы начисленных пеней и штрафных санкций по долговым обязательствам – по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 301 00 000 и дебету счета 2 401 20 290 «Прочие расходы».

Погашение задолженности отражается обычным порядком – по дебету счетов учета обязательств и кредиту счетов учета денежных средств.

Важно запомнить

В налоговом учете расходы на уплату процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов (принимая во внимание нормы статьи 269 Налогового кодекса РФ, где прописаны особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка