Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Порядок обоснования цены контракта уточнен

9 апреля 2012 5 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Цену контракта нужно обосновать

Обязанность обоснования заказчиком, уполномоченным органом начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов путем проведения торгов или запроса котировок установлена статьей 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что в конкурсной (аукционной) документации и извещении о проведении запроса котировок в качестве элементов обоснования начальной (максимальной) цены контракта нужно указать:

  • сведения, полученные заказчиком, уполномоченным органом, или расчеты;
  • использованные источники информации о ценах товаров, работ, услуг.

Перечень таких источников, которые могут быть использованы заказчиком, установлен частью 1 той же статьи. Порядок же самого расчета начальной (максимальной) цены контракта ни статьей 19.1 Закона о размещении заказов, ни иными нормативными правовыми актами в сфере размещения заказа не установлен. Исключением является определение начальных (максимальных) цен контрактов на конкретное медицинское оборудование, в отношении которого Правительством РФ утверждены соответствующие правила формирования цен (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 881).

Так, законодательством не предусмотрено, какими способами необходимо делать расчет начальной (максимальной) цены контракта, что нужно использовать при определении данного показателя: среднее значение всех собранных заказчиком цен, минимальную/максимальную из всех цен или какую-то иную, какие именно сведения необходимо указывать в документации о торгах или извещении о проведении запроса котировок в качестве источников информации о ценах и т. п. Это вызывает трудности у заказчика, так как отсутствие подробного алгоритма действий приводит к многочисленным претензиям со стороны контрольных и правоохранительных органов по поводу необоснованности установления той или иной цены. В том числе нередко претензии предъявляются по поводу ее завышения и неэффективного использования бюджетных средств или установления необоснованно заниженной цены и ограничения количества участников размещения заказа.

Разъяснения чиновников

Обоснование цены контракта. Немногочисленные комментарии Минэкономразвития и ФАС России не дают однозначных ответов на проблемные вопросы применения статьи 19.1 Закона о размещении заказов. При этом необходимо помнить, что Минэкономразвития России не наделено компетенцией по разъяснению законодательства РФ, в связи с чем разъяснения министерства являются его позицией и носят исключительно рекомендательный характер.

Несмотря на то что ФАС России наделена полномочиями давать разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, они не являются нормативно-правовыми актами, не подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию и, следовательно, не содержат норм, обязательных для исполнения заказчиками.

Арбитражные суды не связаны положениями таких разъяснений, поскольку, согласно части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, письма не входят в круг актов, применяемых при рассмотрении дел в суде.

Тем не менее контрольные органы при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении проверок соблюдения законодательства о размещении заказов, как правило, учитывают разъяснения указанных выше федеральных органов исполнительной власти.

Источники информации о ценах

Рассмотрим письмо ФАС России от 13 февраля 2012 г. № ИА/4177 о применении положений Закона о размещении заказов в части обоснования начальной цены контракта. Данное разъяснение касается указания источников информации о ценах на товары, работы, услуги, являющихся предметом заказа.

Напомним, что, согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, такими источниками могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.

В письме рассматривается вопрос о том, какие именно сведения должны быть указаны в качестве источника информации о ценах в зависимости от выбора заказчика.

Так, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения, заказчик указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов. При этом заказчик вправе не указывать наименования организаций, представивших соответствующую информацию. Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Напомним, что ранее позиция ФАС России по вопросу указания наименования поставщиков, предоставивших заказчику информацию о ценах, была иной. В октябре 2011 года Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России подготовило обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В обзоре указано, что использование таких терминов, как «Поставщик 1», «Источник 1» и т. п., не является источником информации в понимании Закона о размещении заказов и нарушает положения части 2 статьи 19.1 данного закона.

В случае выбора заказчиком реестра контрактов в качестве источника информации о ценах товаров, работ, услуг документация о торгах, извещение о проведении запроса котировок должны содержать информацию о соответствующих номерах реестровых записей.

Если источником информации о ценах являются данные из сети интернет, указывается адрес соответствующей страницы в интернете, на которой размещена информация о ценах. Поскольку ссылка (информация по ссылке) со временем может стать некорректной, рекомендуется хранить скриншот соответствующей страницы вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Обоснование цены контракта. В случае использования иных источников информации о ценах в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников этой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средств массовой информации и т. д.). Эти источники должны обеспечивать возможность проверки порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.

Хотя разъяснения, данные чиновниками ФАС России, не являются обязательными для исполнения заказчиками, уполномоченными органами, предлагается использовать их в работе. Ведь, во-первых, они не противоречат нормам законодательства о размещении заказов. А во-вторых, указание в документации о торгах и извещении о проведении запроса котировок сведений, предусмотренных указанными разъяснениями, и хранение документов, в которых отражены цены на товары, работы, услуги, не затруднительно для заказчиков, уполномоченных органов и может обезопасить их в случаях проведения проверок.

Важно запомнить

За отсутствие обоснования начальной цены контракта в документации о торгах предусмотрен штраф для лица, утвердившего документацию, в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка