Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Таблица, которая поможет вам стрясти с менеджеров первичку

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Вместо снижения ставок министр обещает приструнить налоговиков

27 мая 2005 3492 просмотра

Одна из "горячих тем" в парламенте и правительстве России - налоговая реформа. Продолжать ли снижать налоговые ставки? Как совершенствовать администрирование? Нужны ли налоговые задания? Нашему корреспонденту удалось узнать о планах Минфина от руководителя ведомства Алексея КУДРИНА

- Как вы оцениваете результаты налоговой реформы?

- Как безусловно положительные. Я считаю, что среди ее успехов - первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Не хочу сказать, что это идеальный документ. Но он работает, и это главное. Перечислять то, что сделано, можно долго. Но, на мой взгляд, важнее другое - то, что еще предстоит сделать. Мы только начинаем создавать налоговую систему, которая отвечала бы всем мировым требованиям и не тормозила бы развитие российского бизнеса.

- Что предстоит сделать в первую очередь?

- На первом месте - налоговое администрирование, а не снижение ставок. То есть совершенствование системы налогового контроля. В частности, ограничение срока проведения выездных проверок. Кроме того, нужно определить перечень документов, которые налоговые органы могут потребовать от предприятия в ходе камеральной проверки. Сейчас нет разницы между камеральной и выездной проверкой - налоговые органы могут запрашивать неограниченное число документов, по сути, превращая камеральную проверку в выездную.

- А как повысить защищенность налогоплательщиков от налогового контроля?

- В настоящее время в действующем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. Будут рассмотрены поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях по установлению ответственности должностных лиц за превышение своих полномочий.

- Допустим, будет предусмотрено наказание за незаконные действия для налоговиков. А кто будет нести ответственность за последствия, к которым привели эти действия чиновников?

- Причиненные налогоплательщикам убытки должны возмещаться за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Необходимо найти механизм реализации указанных норм. В настоящее время этот вопрос прорабатывается.

- Останется ли практика "налоговых заданий"?

- Такая практика должна быть, безусловно, прекращена.

- Будут ли продолжать снижаться налоговые ставки?

- По мнению многих бизнесменов, нужно прежде всего продолжать снижать ЕСН, чтобы поддержать бизнес в выводе зарплат из тени. Но в ближайшее время этого не произойдет. Хочу напомнить, что с 1 января 2005 года ставка ЕСН была существенно снижена. Нужно время, чтобы оценить результаты этого решения, в том числе в направлении намеченной легализации "серых" зарплат. Ведь ЕСН - источник формирования Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования. Даже если мы увеличим сборы за счет легализации зарплат, мы в ближайшие годы не перекроем выпадающие доходы по ЕСН. Более того, демографическая ситуация в стране привела уже к тому, что мы не можем только за счет ЕСН поддерживать Пенсионный фонд. Поэтому дальнейшее снижение ЕСН в ближайшие годы проблематично.

Что касается снижения ставок по другим налогам, то этот вопрос требует дополнительного анализа. При этом в любом случае снижение налоговых ставок не должно привести к невыполнению обязательств государства.

- А изменится ли ставка НДС?

- Не изменится. Правительство решило пока воздержаться от снижения ставок НДС, в том числе в виде установления единой ставки. Для ряда отраслей это было бы повышением налоговой нагрузки. А идти на существенное снижение ставок мы не готовы - нужно ведь обеспечивать стабильность бюджетов.

- Ставка не изменится, но предложения по совершенствованию администрирования НДС все же обсуждаются. Что будет сделано прежде всего?

- Мы предлагаем перейти к НДС по методу начисления - в налоговую базу будет включаться стоимость реализованных товаров с момента их отгрузки, а налоговые вычеты будут производиться по приобретенным товарам без их обязательной оплаты. Кроме того, с 2006 года предлагается перейти к возмещению НДС по капитальным вложениям по мере осуществления строительства до введения построенного объекта в эксплуатацию. С 2007 года мы предлагаем перейти от разрешительного к заявительному порядку возмещения экспортного НДС, сократив количество подтверждающих документов. Из налогооблагаемой базы будут также исключены авансовые платежи по экспортным поставкам.

- Какие еще налоговые нововведения ожидаются в ближайшее время?

- В целях стимулирования инвестиционных процессов предлагается дополнить уже начиная с 2006 года действующий режим применения налога на прибыль следующими мерами. Во-первых, будет введена "амортизационная премия" в виде разрешения относить на расходы при расчете налоговой базы 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов. Сделать это можно будет в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию.

Также будет увеличен с 30 до 50 процентов верхний предел для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы. Начиная с 2007 года может быть решен вопрос о принятии переходящих убытков в полном объеме.

Кроме того, в ближайшие два года должна быть закончена реформа имущественного налогообложения за счет введения местного налога на недвижимость жилого назначения.

Но в целом хочу отметить, что налоговая реформа в России идет к концу. Поэтому не стоит ждать от нее кардинальных изменений. Считаю, что ближайшие годы должны наконец-то стать периодом налоговой стабильности.

Беседовала
Лариса Зимина

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка