Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Ограничения при заключении контракта на поставку учебных пособий

23 ноября 2012 9 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Суть документа

Разъяснение ФАС России по поводу требований к участникам размещения заказа на поставку учебных пособий было опубликовано на официальном сайте службы . Подобные письма и комментарии не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако являются рекомендациями к толкованию положений законодательства как территориальными органами службы, так и контролирующими органами в области размещения заказов субъектов РФ и муниципальных образований. Поэтому необходимо сразу же выделить сферу действия данного разъяснения.

Во-первых, круг рассматриваемых заказчиков ограничивается образовательными учреждениями, имеющими госаккредитацию и реализующими программы общего образования. То есть к ним относятся как государственные, так и муниципальные образовательные учреждения.

Во-вторых, под учебным пособием понимается «печатное учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник». Такое определение приведено в приказе Минобрнауки России от 18 марта 2009 г. № 88. Согласно данному приказу, издавать пособия имеют право только организации, прошедшие соответствующий отбор. При этом министерство оставляет за собой право проведения такого отбора и порядок ведения реестра организаций, «осуществляющих подготовку и выпуск печатных изданий, полученных печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленных, предназначенных для распространения содержащейся в них информации, прошедших редакционно-издательскую обработку, имеющих выходные сведения» (Перечень организаций утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. №729).

Ограничения для издателей

Ограничения при заключении контракта на поставку учебных пособий. Данные приказы устанавливают некоторые ограничения правоспособности в области издательской деятельности (здесь можно провести определенную параллель с понятием лицензирования). Но нельзя переносить подобное ограничение правоспособности на участников размещения заказа – об этом напрямую говорит и само разъяснение.

Одна из основополагающих концепций Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (далее – Закон №94-ФЗ) состоит в следующем: нельзя объединять в одно целое требования к участнику размещения заказа и требования непосредственно к предмету закупки. В данном случае поставщиком учебных пособий может быть любое юридическое или физическое лицо (группа лиц), но само по себе пособие может выпускаться только ограниченным количеством издательств. Издательства как таковые могут являться или не являться участниками размещения заказа.

Указываем требования в документации о торгах

Ограничения при заключении контракта на поставку учебных пособий. Теперь рассмотрим вопросы, которые ФАС России не были разрешены. По тексту указанного разъяснения можно сделать вывод: в соответствии со статьями 21 и 41.6 Закона № 94-ФЗ документация о торгах (конкурсе или открытом аукционе в электронной форме) должна содержать требования, которые заказчик или уполномоченный орган устанавливают к закупаемой продукции.

Применительно к случаю закупки учебных пособий эти требования должны учитывать положения приказов Минобрнауки России. То есть закупаемые учебные пособия должны быть выпущены определенным издательством из утвержденного перечня. Соответственно участник размещения заказа при подаче заявки (ст. 25 и 41.8 Закона № 94-ФЗ) обязан документально подтвердить тот факт, что предлагаемые к поставке учебные пособия выпущены прошедшими соответствующий отбор организациями.

Также по тексту дается ссылка на часть 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, согласно которой размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Сложные моменты

Законом №94-ФЗ предусмотрены случаи закупки способом запроса котировок (начальная максимальная цена контракта по которым до 500 тыс. руб.) и закупки у единственного поставщика (для государственных образовательных учреждений до 400 тыс. руб. – п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, для муниципальных образовательных учреждений до 100 тыс. руб. – п. 4 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Здесь могут быть затруднения по установлению требований к закупаемой продукции, так как разъяснение не содержит каких-либо комментариев применительно к запросу котировок и закупкам малого объема. Для большинства же образовательных учреждений актуальны закупки без проведения торговых процедур.

Рекомендации эксперта

В целях минимизации рисков нарушения законодательства о закупках, а также требований Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (во исполнение норм ст. 28 которого и проводился отбор издателей) заказчикам можно порекомендовать следующее.

Во-первых, при проведении запроса котировок не надо устанавливать требования документального подтверждения происхождения пособия в составе котировочной заявки по аналогии с торгами, но в проекте контракта следует учитывать необходимость поставки строго установленных товаров. Иные действия могут вызвать подачу жалобы со стороны участника.

Во-вторых, нужно принимать во внимание требования нормативных актов Минобрнауки России при закупке у единственного поставщика.

Формальная трактовка законодательства о закупках не может противоречить главному правилу: поставлять учебные пособия могут все, а вот издавать имеют право только определенные организации.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка