Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закупка продуктов питания. Сложности и решения

20 марта 2009 91 просмотр

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Законодательно предусмотрены квартальные ограничения

Закупка продуктов питания. Сложности и решения. Нынешняя ситуация требует от образовательных учреждений как никогда более четкого и продуманного подхода к размещению заказов. Поясню.

Как правило, продукты питания закупают на квартал по отдельным группам (молочная продукция, хлебобулочная, бакалея, мясная). Объем закупки каждой из товарных групп обычно варьируется от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

В такой ситуации изначально необходимо учитывать, что при проведении закупок до 500 тыс. руб. имеется жесткое законодательное ограничение.

В течение одного квартала разрешается закупать одноименную продукцию на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., методом запроса котировок и не более чем на 100 тыс. руб. – у единственного поставщика.

При этом следует помнить, что от 10 до 20 процентов объема заказов размещается у субъектов малого предпринимательства (см. письма Минэкономразвития России от 10 февраля 2009 г. № 1833-АП/Д05, от 9 февраля 2009 г. № Д05-655).

Однако и с учетом названных ограничений все же можно находить решения, анализировать каждую конкретную ситуацию и планировать закупочные кампании по-разному.

В частности, не стоит забывать о возможности комбинирования разных процедур размещения заказа.

В рассматриваемом случае в течение квартала можно провести и запрос котировок, и закупку у единственного поставщика. Это позволяет разместить суммарно заказ на 600 тыс. руб. по одноименной продукции.

Но помните: при комбинировании процедур желательно вначале применять те из них, что наиболее сложны и длительны. Ведь в случае возникновения проблем с исполнением контракта это позволит экстренно удовлетворить часть потребности в необходимых продуктах питания за счет закупки у единственного поставщика (то есть путем более простой и быстрой процедуры). При этом учреждение будет иметь запас времени на проведение нового запроса котировок.

Что считать одноименными товарами

Рассматривая данный вопрос, неизбежно приходится сталкиваться с неоднозначностью определения понятия «одноименные товары, работы, услуги».

Дело в том, что, согласно положениям части 6.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, одноименные товары, работы, услуги должны были относиться к одной группе в соответствии с номенклатурой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти. Но, к сожалению, упомянутая номенклатура до сих пор не сформирована. Поэтому в настоящее время и вплоть до ее утверждения в соответствии с частью 19 статьи 65 Закона № 94-ФЗ одноименными считаются товары (работы, услуги), которые одновременно:
– аналогичны по техническим и функциональным характеристикам. При этом они могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства;
– однородны по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Согласно разъяснениям чиновников Минэкономразвития России, до утверждения упомянутой номенклатуры заказчик самостоятельно определяет, какие товары являются одноименными, руководствуясь условиями, приведенными выше (письмо от 15 октября 2008 г. № Д05-4430).

Есть возможность разбить группы продуктов на подгруппы

С 1 марта 2009 года появились определенные основания отнести группы продуктов (молочная продукция, хлебобулочная, бакалея, мясная) к разноименным товарам.

Опираясь на различие потребительских свойств, можно попробовать разбить каждую из групп товаров на более мелкие подгруппы и подвести свои закупки под действие пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, то есть приобретать продукты у единственного поставщика.

Однако при этом следует помнить, что чрезмерное дробление заказа может трактоваться контролерами как попытка ограничения конкуренции. И размещение заказа будет оспорено по статьям Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При существующей потребности закупки каждой группы продуктов на сумму более 100 тыс. руб. и менее 500 тыс. руб. в квартал необходимо будет провести серию запросов котировок.

Обратите внимание: в запросе котировок не может быть лотов, такая возможность предусмотрена исключительно для процедуры торгов.

Поставщика можно понудить выполнить контракт

Представим, что котировки были проведены и по их результатам заключены государственные или муниципальные контракты с победителями. Но в ходе исполнения контрактов (в связи с кризисом, из-за нежелания работать себе в убыток) контрагенты отказываются поставлять товары по установленной цене. Нужно ли в таких случаях расторгать контракт и проводить котировку снова? Давайте проанализируем ситуацию.

Известно, что на процедуру нового запроса котировок и заключение контракта уходит много времени.

Кроме прочего, имеет место и такой нюанс: в небольших городах поставщиков немного. После проблемных историй с госзаказом они отказываются работать с бюджетными учреждениями. Поэтому во избежание сложностей и неприятностей в будущем все возможные риски нужно предусмотреть на первоначальном этапе и включить необходимые условия и гарантии в контракт (в действительности такие обстоятельства должен заранее учесть сам поставщик).

Замечу, что варианты решения проблем могут быть разные и зависят они от конкретной ситуации.

Во-первых, в случае отказа поставщика от исполнения условий заключенного контракта у заказчика есть право понудить его исполнять контракт через суд и соответственно поставлять продукцию по оговоренной в контракте цене.

Во-вторых, одним из «силовых» способов решения проблемы может стать расторжение контракта с контрагентом по решению суда и включение его в реестр недобросовестных поставщиков. В условиях кризиса внесение фирмы в указанный реестр может восприниматься как серьезная угроза. И это, возможно, заставит пойти поставщика на убыточное исполнение одного контракта ради возможности в дальнейшем участвовать в поставках для государственных или муниципальных нужд у других заказчиков.

Не стоит забывать и о предусмотренных контрактом штрафных санкциях за просрочку поставок и ненадлежащее исполнение контрактных обязательств поставщика. Естественно, в условиях кризиса и потенциальной нестабильности поставок на размер штрафных санкций необходимо обращать особое внимание: они должны реально воздействовать и дисциплинировать поставщика. В то же время их размер должен быть оптимальным: слишком высокие штрафы по контракту сделают заказ учреждения неинтересным даже самым добросовестным поставщикам.

Можно найти компромисс

Закупка продуктов питания. Сложности и решения. В реальной жизни все несколько сложнее. Далеко не каждый заказчик может позволить себе заморозить деньги на время судебного разбирательства, которое порой растягивается на несколько месяцев. Да и учащихся все равно надо обеспечить питанием. Поэтому чаще всего заказчики идут на компромисс – расторгают контракт по обоюдному соглашению сторон без включения поставщика в реестр.

Но подобные ситуации не могут трактоваться как форс-мажор (напомню, что только в таком случае образовательное учреждение вправе прибегнуть к наиболее простой процедуре – размещению заказа у единственного поставщика), и необходимо будет размещать заказ заново. И к сожалению, иной вариант в рамках действующего законодательства реализовать невозможно.

Как защитить свои интересы

Образовательное учреждение как заказчик имеет право:
– требовать внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки;
– требовать обеспечения исполнения контракта;
– включать в контракт обязательное условие об ответственности за ненадлежащее исполнение контракта;
– устанавливать этапы поставок, принимать товары (работы, услуги) поэтапно;
– включать поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка