Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Милиция не может проводить проверки

20 марта 2009 4 просмотра

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Что изменилось

Милиция не может проводить проверки. Итак, соответствующие поправки внесены, в частности, в Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон РФ № 1026-1).

Некоторые права милиционеров из закона исключены

Это касается как проверок финансово-хозяйственной деятельности организации, так и проверок по налогам. Так, утратил силу пункт 25 статьи 11 Закона РФ № 1026-1. То есть теперь из данного нормативного акта исключены права милиционеров:
– осматривать помещения организации и иные места хранения и использования имущества;
– досматривать транспортные средства;
– изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную деятельность организации;
– изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы продукции (сырья, товаров);
– требовать проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности, а также самостоятельно их проводить.

Все эти действия сотрудников милиции были возможны при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, налоговую деятельность. Конечно, если в перспективе предполагалась уголовная и административная ответственность проверяемого лица. Основанием применения указанных полномочий было мотивированное постановление начальника органа милиции (его заместителя).

Кроме того, из Закона РФ № 1026-1 исключен пункт 35 статьи 11. А значит, упразднено и еще одно право сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Оно заключалось в том, что милиционеры могли проводить самостоятельные проверки по налогам. Разумеется, при наличии данных о признаках преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах.

Изменения коснулись налоговых проверок

Пункт 33 статьи 11 Закона РФ № 1026-1 изложен в новой редакции. Ранее милиционеры были вправе участвовать в указанных проверках по запросу налоговых органов. Теперь уточнено, что это возможно только в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах. А согласно пункту 1 статьи 36 Налогового кодекса РФ, привлечение сотрудников милиции возможно только для участия в проведении выездной проверки.

Оперативно-розыскная деятельность: что нового?

Прежде всего отметим, что это вид деятельности, который проводится сотрудниками милиции гласно и негласно. В статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее – Закон № 144-ФЗ) приведены основания для оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Перечислим некоторые из них:
– наличие возбужденного уголовного дела;
– ставшие известными милиционерам соответствующие сведения (например, о признаках подготавливаемого или совершенного преступления; о лицах, скрывающихся от органов дознания);
– поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
– запросы других органов, осуществляющих ОРД.

При этом к оперативно-розыскным мероприятиям в том числе относятся: опрос; исследование предметов и документов; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Таким образом, сотрудники милиции могут проводить указанные мероприятия не только в случае, когда возбуждено уголовное дело. А тогда, учитывая гласность этих действий, нормы Закона № 144-ФЗ дают право милиционерам на использование указанных полномочий, якобы потерянных в связи с нововведениями.

Заметим также, что и пункт 1 статьи 15 рассматриваемого нормативного акта претерпел изменения. Теперь здесь подробно описана процедура изъятия документов.

Так, с подлинников изготавливаются копии. Они заверяются должностным лицом, изъявшим документы. А оригиналы возвращаются организации, о чем делается запись в протоколе. Если копии сразу изготовить невозможно, они передаются лицу в течение пяти дней после изъятия. Иначе заверенные копии в течение трех дней направляются по почте (заказным почтовым отправлением). Об этом делается соответствующая запись в протоколе.

Если милиционеры обнаружили признаки преступления

Милиция не может проводить проверки. Итак, в ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники правоохранительных органов могут опрашивать работников образовательной организации. Милиционеры также могут изъять документы, предметы, касающиеся ее деятельности.

Все это делается с целью проверки имеющейся у сотрудников ОВД информации. В случае обнаружения ими признаков преступления в финансовой либо налоговой деятельности милиционеры составляют соответствующий рапорт.

Результатом действий сотрудников милиции может быть принятие одного из следующих решений:
– о возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела;
– о передаче дела по подследственности.

Милиционеры могут прийти с налоговиками

Милиция лишилась права проводить самостоятельные проверки по налогам. Однако, как и прежде, она может принять участие в выездной проверке налоговиков.

Регламентировать проведение таких совместных действий продолжает Инструкция, приведенная в приложении № 1 к приказу МВД России, МНС России от 22 января 2004 г. № 76, № АС-3-06/37.

Основания проведения проверки и участия в ней милиционеров

Выездная проверка может быть проведена, если руководитель налоговой инспекции (его заместитель) принял соответствующее решение. А вот привлечение милиционеров к указанному мероприятию возможно только на основании мотивированного запроса налоговиков.

Основанием для направления указанного мотивированного запроса может быть, например, следующая ситуация. Налоговики располагают данными, свидетельствующими о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах. Но при этом для проверки информации необходимо участие специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений.

Выездная проверка может быть назначена, если материалы о нарушениях законодательства о налогах и сборах получены инспекцией от сотрудников ОВД. В данной ситуации налоговики тоже вправе направить запрос на привлечение милиционеров.

Это возможно и в случае, когда сотрудники органов внутренних дел привлекаются в качестве специалистов для проведения конкретных действий.

Нередко проверяемые лица препятствуют налоговикам, проводящим проверку, в их законной деятельности. Тогда инспекция также вправе направить соответствующий запрос для содействия, обеспечения мер безопасности.

Когда милиционерами получен запрос

Орган внутренних дел направляет в инспекцию информацию о сотрудниках, назначенных для участия в проверке, или мотивированный отказ. Сделать это он должен в течение пяти дней со дня получения запроса.

При прибытии в организацию проверяющие обязаны предъявить ее руководителю (его представителю) свои служебные удостоверения и решение о проведении проверки. Этот факт удостоверяется подписью проверяемого на экземпляре данного документа с указанием даты. Отказ от подписи не остановит контролеров. Они лишь сделают соответствующую запись.

Общую координацию проводимых мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы – должностное лицо налогового органа.

Документы организации, необходимые для проведения проверки, истребуются на основании пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ. В связи с этим лицу вручается надлежаще оформленное требование налогового органа о представлении документов.

Если проверяющие обнаружили нарушения

В этом случае они обязаны принять необходимые меры по сбору доказательств.

В установленном порядке проверяющими производится:
– снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах;
– истребование недостающих документов;
– выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации;
– допросы свидетелей и другие действия, предусмотренные законодательством.

При выявлении фактов неуплаты (неполной уплаты) налогов проверяющие исчисляют соответствующие суммы. Кроме того, организацию могут привлечь к налоговой, уголовной или административной ответственности.

При направлении материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов). Делается это по их видам, налоговым периодам и финансовым годам.

Оформление результатов проверки

Результаты контрольных мероприятий оформляются актом выездной налоговой проверки. Он составляется в трех экземплярах. Документ подписывается участвовавшими в проверке налоговиками и милиционерами. Исключение – сотрудники ОВД, привлекаемые в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности. Акт также подписывается руководителем организации (его представителем).

При наличии разногласий между проверяющими окончательное решение остается за руководителем группы.

Один экземпляр акта вручается представителю организации, второй остается у налоговиков, а третий направляется в соответствующий орган внутренних дел.

Результаты проверки рассматривает руководитель налоговой инспекции и выносит решение. Его копию также вручают представителю организации и направляют в орган внутренних дел.

В заключение скажем, что образовательным организациям нужно помнить: в арсенале органов внутренних дел имеется значительное количество полномочий. Даже несмотря на рассмотренные изменения законодательства. То есть мнение о том, что теперь милиция якобы лишена прав по проверке организаций, по меньшей мере поверхностное. Поэтому, чтобы избежать неприятностей, можно воспользоваться услугами квалифицированного специалиста (например, юриста, консультанта в области права). Он подскажет работникам организации, как правильно себя вести при проверке, а также грамотно отстоять права в случае их нарушения.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка